новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Аверин Александр Николаевич
В моей жизни условно можно выделить три периода – сорокинский, свердловский и московский. Сорокинский период длился 18 лет с 1947 по 1965 год. Его начало – дата моего рождения: 15 апреля 1947 года. Родился в селе Сорокино (Большое Сорокино) Сорокинского района Тюменской области. Жил в семье, которая была неполной. Меня воспитывала мама Анна Афанасьевна Аверина. Она родилась в 1918 году, долгое время работала в районной больнице сначала санитаркой, затем - поваром. В 1981 году переехала жить ко мне в Москву. Здесь в 1990 году умерла. Похоронена на Хованском кладбище. Членом нашей семьи была родная сестра моей мамы, моя тетя - Марфа Афанасьевна Аверина. Она родилась в 1905 году. Не была замужем. Работала уборщицей в конторе сельского потребительского общества. Умерла в 1981 году и покоится на сорокинском погосте.
В семье получил трудовое воспитание, помогая в доставке воды из колодца, сборе ягод и грибов в лесу, поливке овощей, посадке, окучивании и уборке картофеля на приусадебном участке, ремонте изгороди, уборке снега, заготовке дров и сена. Жили вначале в избе, затем - в небольшом деревянном доме, имевшем две комнаты. В настоящее время изба и дом не сохранились. Хозяйство было небольшим, оно состояло из одной коровы и нескольких кур. В летний период приходилось подрабатывать на кирпичном заводе и на элеваторе. Первые наручные часы купил на деньги, заработанные при разгрузке зерна на элеваторе. Несмотря на то, что наша семья была бедной, а мама и ее сестра были неграмотными, они меня воспитали, создали все условия, чтобы я получил общее среднее и высшее профессиональное образование. За это им земной поклон и благодарность, которую трудно, может быть и невозможно, выразить в словах.
Довелось обучаться в трех школах, причем в семилетней школе – дважды. В сентябре 1954 года пошел учиться в первый класс в семилетнюю школу. К школе не был подготовлен - не умел писать и читать. Поэтому в первом классе учеба давалась с трудом, часто получал неудовлетворительные оценки, особенно по чистописанию. Затем с учебой дела наладились, стал учиться без троек. Всех учеников, проживавших на территории от начала села со стороны деревни Александровка до Кротовского моста, которая называлась “едина”, перевели во вновь организованную Большесорокинскую начальную школу. В этой школе в 1958 году закончил 4-ый класс. Здесь нас учила К.Е. Касаткина. К сожалению, не помню свою учительницу в первом классе, поэтому К.Е Касаткину считаю своей первой учительницей.
После окончания начальной школы приняли учиться в пятый класс в семилетнюю школу, преобразованную в 1961 году в восьмилетнюю школу. Восьмой класс закончил в 1962 году. В 1959 году был принят в пионеры, стал членом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В 1961 году поступил в комсомол – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. В восьмилетней школе нас учили много замечательных учителей. Назову тех из них, кто оказал значительное влияние на меня во время обучения. Это, прежде всего, - Н.Г. Сухарь. Она работала директором школы и одновременно преподавала математику. Н.Г. Сухарь – обаятельная женщина с тонким чувством юмора. По ее инициативе, меня, как отличника учебы, послали отдыхать в мае 1960 года во Всесоюзный пионерский лагерь “Артек” в Крым.
Самые теплые воспоминания остались о М.А. Зарембо, под влиянием которой хотел стать учителем географии. Ее уроки были всегда увлекательными и познавательными. Она организовала летом 1961 года поездку учащихся в Москву. Для многих из нас это была незабываемая поездка, поскольку никто до этого в столице не был.
Хорошо помню пионервожатую В.И.Губину, учителей русского языка и литературы – А.А.Лакман, З.М.Кохан, З.Б.Панкову, А.И.Югринову. Основы математического знания заложили в моем школьном образовании А.П. Костенко, которая впоследствии стала завучем в средней школе, В.Х. Калашникова. Запомнились учителя: истории – А.В. Кузякова, рисования – А.Н. Гугель, руководитель школьного хора – П.Т. Зубченко, позднее руководивший хором в средней школе, труда – А.А.Кабанов. Трудовое воспитание не сводилось только к урокам труда. Мы работали на пришкольном участке, на уборке в поле льна и картофеля.
После получения неполного среднего образования, в 1962 году начал учиться в 9-ом классе средней школы. Занятия проходили в старом двухэтажном здании и других помещениях, находившихся на школьной территории. Первоначально было организовано три девятых класса на базе выпускников восьмых классов средней школы и Александровской, Ворсихинской, Готопутовской, Пинигинской, Покровской и Сорокинской восьмилетних школ. Затем из трех классов создали два класса, которые сохранились до выпуска в 1965 году. В нашем классе оказались ученики из этих школ, за исключением Готопутовской и Пинигинской. На протяжении трех лет нас учили и воспитывали многие прекрасные учителя. Некоторых из них – М.С.Зубченко, П.Т.Зубченко, А.П.Костенко, П.С.Сметанкина, В.Ф.Фадеева, А.Г.Филиппова – уже нет среди нас, но они останутся в моей памяти навсегда.
Хочу назвать тех учителей, которые существенным образом повлияли на мою жизнь. Директором школы была М.С.Зубченко, знавшая меня еще в восьмилетней школе, где она работала директором школы и преподавала русский язык и литературу. Благодаря М.С.Зубченко, я стал “публичным” человеком, иначе говоря, научился выступать перед аудиторией и приобрел умение работать с людьми. В восьмилетней и средней школе она сделала из меня лектора, выступавшего с лекциями по общественно-политической тематике перед жителями деревень во время поездок в них классной агитбригады, ведущего концерта и чтеца, читавшего стихотворения во время концертов перед населением, учащимися и преподавателями в школе, на районных смотрах художественной самодеятельности. Не имея музыкального слуха и голоса, пел в школьном хоре. Участвовал в спектаклях, которые ставились для школьников. Кстати, после окончания средней школы ни разу не пел в хоре, не выступал в качестве ведущего концерта, не прочитал ни одного стихотворения со сцены, не участвовал ни в одном
спектакле. Единственное, что делал в советское время из этого перечня, постоянно читал по путевкам общества “Знание” лекции перед населением, которые давали дополнительный заработок. По поручению М.С.Зубченко, от имени учеников выступил на торжественном митинге, посвященном открытию нового здания средней школы. Переезд из старого в новое здание был весьма щедрым подарком для школьников и всего коллектива школы.
Значительное влияние на становление меня как человека, умеющего работать с людьми, оказал В.Ф. Фадеев, который вел у нас черчение и вместе с П.С.Сметанкиным - производственное обучение. Черчение я не понимал и не любил. В нашем классе для юношей ввели производственное обучение по специальности “тракторист-машинист”, у девушек оно было связано с изучением пионерского дела. Теоретическую часть производственного обучения не любил. Однако оно предполагало практическую работу на школьном участке и в поле. Мне это нравилось. Научился управлять трактором. Благодаря В.Ф. Фадееву, была организована школьная полеводческая производственная бригада и построен летний производственный лагерь, в оборудовании которого принимали участие ученики под руководством Д.Е. Лакмана. Помогал бригаде И.И. Вакуленко, бывший в то время главным агрономом колхоза “Россия”. Работали неплохо, наши экспонаты демонстрировались на районных и областных выставках, школа занимала призовые места в районе и области. По инициативе В.Ф. Фадеева, меня назначили бригадиром. Исполняя эту роль, приобрел организаторские навыки, умение выступать с информацией о работе бригады на районных и областных слетах, несколько раз вел областные слеты школьных производственных бригад.
Классным руководителем была В.А.Вакуленко, которая вместе с нами ездила в близлежащие деревни, где перед их жителями выступала агитбригада, состоявшая из учеников нашего класса. Запомнилась организованная ей пресс-конференция, посвященная Дню космонавтов. На пресс-конференции ученики играли роли реальных людей, например, мне было поручено исполнять роль Президента АН СССР, одноклассники были космонавтами, журналистами.
В.А.Вакуленко - высокой квалификации учительница, преподававшая нам физику и астрономию. Она придавала большое значение решению задач по физике.
Высококвалифицированной и талантливой учительницей, отлично знающей и умеющей преподавать математику, была М.Ф. Фадеева. Нас она учила алгебре, геометрии и тригонометрии. На уроках, наряду с обязательными заданиями по программе, она всегда давала проявляющим интерес к математике ученикам дополнительные, зачастую сложные задания. М.Ф. Фадеева научила понимать математику и помогла тем самым сформировать абстрактное мышление, которое пригодилось мне при изучении философии.
Химию преподавала Т.А.Сметанкина, которая не ограничивалась содержательным изложением химической теории и придавала большое значение лабораторным работам. С проведением химического опыта в районном Доме пионеров связано не совсем положительное воспоминание. Из-за моей оплошности произошел небольшой взрыв, в результате которого я оказался в Ишимской районной больнице. К счастью, все обошлось благополучно. Этот случай только укрепил наши отношения с Т.А. Сметанкиной, хотя встречались мы с ней очень редко. Рад был ее видеть на встрече выпускников в 2005 году. Интересно преподавала биологию Л.И. Челнокова.
Если математические и естественные науки в средней школе нам преподавали, как правило, одни и те же учителя на протяжении трех лет обучения, то по социально-гуманитарным дисциплинам учителя часто менялись. Русскому языку и литературе нас учили неординарные и знающие свой предмет учителя – Т.Н. Данилова, Л.И.Смоленская, Л.С.Чучмарева. Благодаря учителям русской словесности, у меня развивалась потребность в чтении художественной литературы. В школьные годы много читал художественных книг, как необходимых по школьной программе, так и современных писателей и поэтов.
Истории нас учил колоритный учитель М.С. Иващенко. В выпускном классе историю СССР и всеобщую историю преподавала Т.И. Жилина, которая в то время проходила практику в нашей школе. Изучение истории СССР имело для меня решающее значение при поступлении на учебу в университет. Дело в том, что абитуриенты, имеющие золотую медаль, при получении отличной оценки на вступительном экзамене в ВУЗ сдавали один экзамен. Мне нужно было для поступления сдать на отлично историю СССР. Благодаря полученным знаниям на уроках истории, успешно справился с этой задачей.
Заслуживает глубокого уважения В.С.Ярославцева, преподававшая нам географию и обществоведение. Ее уроки нравились обстоятельностью, неторопливостью, серьезностью. Занятия по физкультуре проводили Г.Ф.Кульков и А.Г.Филиппов. У меня с физкультурой дела шли не очень хорошо. В аттестате о среднем образовании по этому предмету у меня стоит единственная четверка. Вместе с тем, любил играть в волейбол и даже один раз выступал в школьной команде по волейболу на соревнованиях в Ишиме, правда, тогда наша команда проиграла.
В старших классах преподавали два иностранных языка. Немецкому языку учила И.Ф.Кулькова. Тем, кто изучал французский язык, не повезло. Преподаватель французского языка В.Ф. Скляр вышла замуж и навсегда уехала из нашего села. Замену ей не нашли, и нас несколько человек остались без изучения французского языка и соответственно без оценки в школьном аттестате. К сожалению, руководители школы и районо не организовали для тех, кто не имел возможности продолжать изучать французский язык, изучение немецкого языка в начинающей группе при наличии учителя по немецкому языку. Для меня незнание иностранного языка могло стать большой проблемой в случае, если бы не сдал на отлично историю СССР в качестве вступительного экзамена в университет. Тогда нужно было бы сдавать все необходимые вступительные экзамены, в том числе и по иностранному языку, который по объективным обстоятельствам я не изучал и не знал, но все обошлось благополучно. Продолжил изучение французского языка, обучаясь в университете, и при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку, необходимого для защиты кандидатской диссертации. Но поскольку основа его изучения не была вовремя заложена, и, что самое главное - не было постоянной языковой разговорной практики, французский язык должным образом я так и не выучил.
Учебным планом философского факультета университета, студентом которого мне довелось быть, предусматривалось изучение основ математических, естественных и социально-гуманитарных наук. Полученные в школе знания по этим наукам мне пригодились в университете. Искренняя благодарность за это всем моим учителям.
Самые теплые воспоминания храню о выпускниках нашего класса. Обобщенный статистический портрет выпускников можно представить следующим образом. Возраст: все 24 выпускника принадлежат к одному послевоенному поколению. Среди выпускников было 12 замечательных юношей и 12 прекрасных девушек. Наши выпускники создали свои семьи, имеют детей и внуков. По статусу территориального проживания 13 выпускников оказались городскими и 11 сельскими жителями, в том числе трое поменяли статус городского жителя на статус сельского жителя. Выпускники в разное время проживали или продолжают проживать в ГДР, Узбекистане, городах: Воркута, Балаково, Грозный, Иваново, Ишим, Москва, Омск, Саратов, Свердловск, Тюмень, Уфа, Чирчик. В Тюменской области живут 15 выпускников, в том числе 8 - в Сорокинском районе. По образовательному уровню 18 имеют высшее профессиональное образование, 6 – среднее профессиональное и общее образование. Среди базового высшего профессионального образования преобладает педагогическое образование (10 выпускников). Трое имеют техническое образование, двое - сельскохозяйственное. На военное, философское и юридическое образование приходится по одному выпускнику. Сфера деятельности выпускников разнообразна: бытовое обслуживание, оборона, образование, проектирование, промышленность, сельское хозяйство, средства массовой информации, управление, энергетика. Одни выпускники были руководителями разного уровня управления, другие - занималась квалифицированным исполнительским трудом. Обобщенный статистический портрет выпускников позволят сделать вывод о том, что наши выпускники стали квалифицированными работниками, сделавшими значительный личный вклад в различных сферах общественной жизни, дали жизнь детям, продолжили свой род.
Не все выпускники дожили до настоящего времени. Нет среди нас Александрова Александра, Алисионка Николая, которого не видел ни разу после окончания школы, Калашниковой Веры. Заслуживают самого глубокого уважения выпускники, оставшиеся жить и работать в родном районе. Как гласит народная мудрость, где родились, там и пригодились. Это Губина Нина, Дробот Николай, Ермакова Любовь, Колосов Иван, Ладошина Нина, Ромащенко Валентина, Суздальцева Галина, Фадеев Анатолий. С ними постоянно встречаемся во время приезда на малую Родину. В связи с 35-летием и 40-летием окончания школы в 2000 и 2005 году состоялись две встречи выпускников. Было радостно и приятно видеть приехавших на эти встречи Калмыкова Виктора, Комарову Светлану, Коневу Любовь, Кузнецова Владислава, Ошвинцеву Надежду, которая в то время проживала в Сорокинском районе, Тимошенко Анатолия, Ушакову Галину. Судьба дала возможность после окончания школы встречаться с Бубновым Сергеем, Дюрягиным Анатолием, Михалевым Василием, Сергеевой Любовью. С ней, будучи студентами, работали летом в одном пионерском отряде в пионерском лагере, расположенном недалеко от деревни Жидоусово. После окончания школы не виделись с Денисовой Галиной.
В июне 1965 года прошли выпускные экзамены и традиционный выпускной вечер. За отличные успехи в учении, труде и примерное поведение был награжден золотой медалью. После получения общего среднего образования каждый из нас стал выбирать себе дальнейший путь. Тогдашний первый секретарь Сорокинского райкома комсомола Н.Ф. Панков предложил работать в аппарате райкома заведующим школьным отделом. Не имея высшего профессионального образования и определенного жизненного опыта, отказался от данного предложения и стал готовиться к поступлению в Уральский государственный университет имени А.М. Горького (УрГУ), находящийся в Свердловске (Екатеринбурге). На выбор специальности и профессии оказал влияние случай. В газете “Тюменский комсомолец” было опубликовано объявление о наборе студентов на вновь открываемое философское отделение исторического факультета УрГУ. После размышлений выбрал это отделение. В качестве вступительного экзамена сдал на отлично историю СССР и был зачислен на учебу на философское отделение, преобразованное в 1966 году в философский факультет.
Дальнейший жизненный путь связан с философским факультетом УрГУ. Это второй десятилетний период моей жизни – свердловский. Студенческая жизнь длилась с сентября 1965 по июнь 1970 года. В университете на военной кафедре прошел военную подготовку по профилю “Командир мотострелкового взвода”, после прохождения военных сборов было присвоено воинское звание - младший лейтенант. Позднее получил очередные воинские звания: лейтенант и старший лейтенант. На этом продвижение по ступеням воинских званий завершилась. Избирался заместителем секретаря по идеологии комитета комсомола университета. В 1967 – 1969 годы был депутатом Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся города Свердловска.
Философский факультет окончил в 1970 году, получив диплом с отличием по специальности - философия. Присвоена квалификация философ, преподаватель философии и обществоведения. Государственная комиссия распределила меня в УрГУ для работы ассистентом кафедры диалектического материализма философского факультета. В 1970–1975 годы работал ассистентом, старшим преподавателем этой кафедры, 1972–1975 - заместителем декана философского факультета по учебной работе. В 1973 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме “Гносеологический анализ понятия “опыт” в диссертационном совете УрГУ. Научный руководитель – кандидат философских наук, доцент И.Я. Лойфман. В университете приняли в ряды КПСС. Женился в 1969 году. Жена – Аверина Наталья Ивановна окончила филологический факультет Уральского государственного университета. До 2006 года работала главным специалистом Управления координации образовательной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В настоящее время находится на пенсии. В 1970 году родился первый сын Александр. Он окончил факультет международного права Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО) и работает начальником правового департамента в компании.
Третий период моей жизни – московский - начался в октябре 1975 года, когда был переведен на работу в ЦК ВЛКСМ на должность ответорганизатора Отдела научной молодежи. Здесь занимался организацией работы Общественного совета по координации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЛКСМ и Академии педагогических наук СССР. Был избран на общественных началах заместителем секретаря партийной организации Отдела научной молодежи.
В 1978 году был переведен на работу в Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР, которая после распада Советского Союза стала называться при Правительстве Российской Федерации. В Академии работал старшим преподавателем, доцентом, профессором, заместителем заведующего по учебной работе кафедры марксизма-ленинизма, директором программы, заведующим отделением обучения руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления. Избирался членом парткома, заместителем секретаря парткома по идеологии, секретарем парткома. Данную работу выполнял на общественных началах. После упразднения КПСС не состоял ни в одной политической партии. В 1981 году было присвоено ученое звание доцента, 1987 – профессора по кафедре марксизма-ленинизма, 1986 – присуждена ученая степень доктора философских наук. Докторская диссертация по теме “Гносеологические проблемы управления при социализме” защищена в 1985 году в УрГУ. В 1981 году родился второй сын Дмитрий. Он окончил факультет международной экономики Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО) и работает вице-президентом фирмы.
В 2002 году был переведен на работу в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации на должность профессора кафедры труда и социальной политики. В настоящее время работаю деканом. Занимаюсь организаторской, педагогической и научной деятельностью. Одновременно, с апреля 2007 года получаю трудовую пенсию по старости, являюсь ветераном труда. Студентам, слушателям и аспирантам преподаю такие учебные дисциплины, как социальная политика, управление персоналом. Осуществляю научное руководство аспирантами и соискателями. Продолжаю читать лекции по социальной политике государства слушателям Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. На условиях совместительства, проводил занятия по философии, социологии, социальной политике со студентами Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО), Академии труда и социальных отношений, Московского государственного института управления при Правительстве города Москвы. Награжден нагрудным знаком “Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации”.
Область научных интересов – изучение проблем социальной политики и социального развития, подготовки кадров. Опубликовано 200 учебно-методических работ и научных. Являюсь действительным членом (академиком) негосударственных академий: Международной академии информатизации (1996), Академии медико-технических наук (1996), Муниципальной академии (2000), Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2006).
Совершил 34 зарубежные поездки, посетив 22 страны, расположенные в Европе, Азии, Северной Америке, Африке. Довелось побывать в бывших союзных республиках СССР: Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Украина. Посетил 40 российских регионов.
С 2005 года - член региональной общественной организации “Западно-Сибирское землячество”. Принимал участие в создании секции земляков Сорокинского и Ишимского районов, организованной в составе данной общественной организации.