новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 МаяБ.В.Зарицкий
-
1 МаяА.А. Исангулова
-
2 МаяВ.Л.Миронова
-
3 МаяА.И.Григоров
-
4 МаяА.К.Сергуладзе
-
5 МаяВ.А.Береснев
-
5 МаяЕ.В.Кузнецова
-
5 МаяВ.М.Никифоров
-
6 МаяВ.Е.Колесников
-
6 МаяЕ.И.Конецул
-
6 МаяН.В.Рачков
-
6 МаяА.Н.Сафонов
-
7 МаяО.Г.Давыдов
-
7 МаяВ.С.Осипов
-
7 МаяИ.Г.Кветкина
-
8 МаяЕ.Н.Назаров
-
8 МаяА.С.Суржко
-
9 МаяА.И.Левина
-
9 МаяЛ.И.Пантелеева
-
9 МаяВ.А.Шмаков
-
9 МаяА.И.Каспаров
-
11 МаяО.В.Беслекоева
-
11 МаяВ.С.Истомин
-
12 МаяЕ.В.Анисимова
-
12 МаяЛ.И.Русанова
-
13 МаяМ.И.Каролинский
-
13 МаяА.В.Челпанов
-
13 МаяН.П.Яновская
-
14 МаяС.И.Зисман
-
14 МаяН.В.Сосова
-
15 МаяГ.А.Агапов
-
16 МаяВ.А. Быковский
-
17 МаяЕ.И.Ковалева
-
18 МаяС.М.Киричук
-
19 МаяС.Е.Прилуцких
-
19 МаяВ.П.Соломин
-
19 МаяВ.А.Яценко
-
20 МаяЛ.П.Касперова
-
21 МаяИ.С.Рудной
-
22 МаяВ.Т.Кожевников
-
22 МаяП.И.Пяскорский
-
23 МаяЕ.Н.Смирнов
-
24 МаяЛ.В.Романова
-
25 МаяФ.М.Тайк
-
26 МаяС.А.Нечепуренко
-
27 МаяН.В.Сизов
-
29 МаяА.Г.Бочаева
-
30 МаяС.В.Алафинов
-
30 МаяЕ.П.Антропов
-
30 МаяС.М.Бубновский
-
31 МаяГ.М.Левин
-
31 МаяД.М.Малах
-
31 МаяМ.А.Мирзоев
-
31 МаяЮ.А.Нечаев
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Рубились за Ермака, отправлялись в самоходку
![]() |
Чтобы узнать о старинных белорусских обрядах, послушать исконные песни, не обязательно искать старожилов в отдаленных полесских деревнях. Традиции лучше всего сохранились в... Сибири. Теперь туристы могут пройти путем первых переселенцев из Синеокой в таежный край.
Поможет в этом уникальный туристический маршрут: «Дорогами предков - самоходов в Западную Сибирь: Тюмень. Тобольск. Викулово». Почему самоходов? Потому как ни аэропланов, ни даже железных дорог в ту пору в здешние края еще не проложили. Лошаденку могла себе позволить не каждая крестьянская семья. Поэтому тысячи километров белорусские искатели лучшей доли преодолевали на своих двоих. То бишь – самоходом.
– Вклад сябров в развитие Сибири огромен. Он начался еще с похода Ермака, – рассказал корреспонденту «СВ» Почетный Генеральный консул Республики Беларусь в Тюмени Владимир Шугля. – В войске легендарного атамана был целый отряд белорусов. Правда, в тогдашних летописях они прозывались литвинами, поскольку Беларусь в ту пору входила в Великое княжество Литовское.
Отчаянные были ребята эти литвины, в заваруху лезли в первых рядах, за чужими спинами не прятались и оружие всегда держали в порядке, «сабли наточены до зеркального блеска», – встречаются такие описания в записях современников.
С тех пор «народная тропа» не зарастала. В XVII и XVIII веках многие семьи из Речи Посполитой (с территории нынешних восточных белорусских областей) добровольно перебирались в Сибирь из-за притеснения православия, неурожайных годов и голода.
– Позже, в годы Столыпинской реформы, сюда переселились еще больше шестисот тысяч белорусов, – продолжает Владимир Шугля. – Благодаря им здесь стало развиваться льноводство, формировалось сельское самоуправление. Их потомки до сих пор бережно хранят народные традиции и праздники.
Новый маршрут – уникальная возможность повторить путь первых белорусов в Сибири.
– Для многих это возможность восстановить свою родословную, узнать больше о жизни предков. Наконец, жители республики смогут лучше узнать Россию за Уралом, – приглашает автор проекта Людмила Бакланова. – Для творческих коллективов такая поездка станет настоящим откровением. Ведь в Сибири благодаря стараниям многочисленных энтузиастов сохранился в первозданном виде огромный пласт белорусского фольклора. В частности, песни, которые в самой Беларуси уже не поют, утратив их за давностью лет. Для историков, не сомневаюсь, будет интересно посмотреть на остроги, которые возводились, в том числе, руками белорусских самоходов.
СВЯТОЕ ДЕЛО
При советской власти это был подвиг
|
Предки Владимира Габруся перебрались в Тобольск из Бобруйска больше ста лет назад. В свое время он был председателем передового колхоза «40 лет Октября».
Но знаменит Габрусь стал не только, как тогда писали, трудовыми подвигами. В 80-х годах он совершил, казалось, невозможное. Отреставрировал и вернул к приходской жизни Христо-Рождественскую церковь. Один из первых, если не самый первый каменный храм, построенный в тех таежных краях (до того возводили только деревянные).
В советское время церковь закрыли и превратили в склад удобрений. Душа болела у председателя смотреть на это безобразие. В конце концов, он все-таки добился своего – убедил районное и партийное начальство (без этого тогда было никак) вернуть церкви Божеский вид. И первым внес деньги на реставрацию. Селяне за председателя были горой. И на колхозном сходе единогласно постановили образовать специальный фонд по возрождению храма.
Владимир сам ездил в Тобольск, в строительную контору, согласовывать проект. И работа закипела.
– Правда, для того чтобы открыть приход, пришлось писать специальное письмо аж в Совет Министров СССР, чтобы разрешили. Такое тогда было время. Боялся – откажут. Мол, как это так, в передовом краснознаменном хозяйстве – и вдруг церковь. Но они – разрешили. И в 1989 году приход открылся, – вспоминает Владимир Габрусь.
![]() |
Христо-Рождественская церковь, с. Слобода-Бешкиль Исетского района Тюменской области. Фото предоставлено Татьяной Брагиной. |
Ныне он возглавляет «Национально-культурную автономию белорусов Тобольска». В городе по инициативе Габруся отреставрировали еще и белорусский Дом-музей. Переступая порог, словно совершаешь путешествие во времени и оказываешься в атмосфере двухсотлетней давности, где первые белорусские переселенцы поднимают таежную целину. Старинная деревянная мебель. Неизменные вышиванки. Веет приятно теплом от раритетной печи, сложенной по той, дедовской технологии. Такие печурки кое-где еще можно встретить и в Синеокой. Но эта – исконная сибирячка. С белорусскими корнями. Как и местные жители, которые не забывают, откуда они пришли, и гордятся этим.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
В тайгу со своим панцирем
|
«Одно сердце, две родины», – любит повторять Галина Ситдикова. Она создала и уже много лет руководит уникальным фольклорным ансамблем «Березка» в деревне Новоберезовка под Тюменью.
Немного есть мест в мире, где можно своими глазами увидеть обряд «Хождение со Звездой», которому больше 150 лет. А драники какие тут готовят по старинным рецептам – проглотишь вместе с языком. Да еще наливочкой угостят, как пивали далекие предки, переселившиеся сюда двести лет назад с Могилевщины. В Беларуси такую уж давно не делают – рецепт позабыли.
Деревня Ермаки в соседнем районе – вообще точная копия поселка Рогинь в белорусском Полесье. В каждой хате точно такое убранство, как и за три тысячи километров отсюда. Непременный красный угол, вышитые орнаментом рушники. Жители, хоть давно уже стали сибиряками, по-прежнему «дзекают» и «цекают», храня верность родному языку. Даже фамилии у жителей Ермаков и Рогини часто одни и те же.
Ничего удивительного. В конце ХIХ века семьи из Полесья добрались самоходом до глухой сибирской тайги и пустили здесь корни. Но традиции хранят как зеницу ока. На Купалье бывает особенно многолюдно. Съезжается народ из всех окрестных деревень. Посмотреть есть на что. В Ермаках народный праздник отмечают по исконным белорусским традициям, которые завезли первые переселенцы из Синеокой. Всех гостей угощают чаркой настоящего белорусского пива, сваренного еще по прапрадедовским рецептам. По усам течет и в рот попадает. Выпил одну чарку, подходи за другой – гулять так гулять.
Чисто белорусские деревни под Тюменью и Тобольском сохранились сразу в нескольких районах. Так, двести лет назад из Витебской губернии в Сибирь переехало на ПМЖ много «панцирных бояр», несших у себя дома воинскую службу на коне в тяжелом «панцирном» вооружении. Царским указом им были дарованы права казаков. Профессиональные вояки превратились в мирных землепашцев. Обустроили добротные избы, завели скотину. У белорусов есть одна национальная особенность – не умеют делать плохо. Уж если за что-то взялись – исключительно по высшему разряду.
Окрестные коренные мужики с завистью поглядывали, как быстро соседи идут в рост. Уважали и побаивались – все бывшие служивые. Вместо того чтобы задираться, учились у сябров хозяйской хватке. Потомки же тех «панцирных» переселенцев до сих пор компактно живут в таежных краях.
Молодежный ансамбль белорусской музыки и песни «Палессе». Тюменский областной национальный фестиваль «Масленица», 10 марта 2019г. Страница Вконтакте Юлии Черепановой. |