новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
«Спасибо скаже родны край»
Почетный Генеральный консул Республики Беларусь в Тюмени Владимир Шугля.
Фото автора статьи
|
Второго декабря региональному национально-культурному обществу «Автономия Беларусь» исполнилось 20 лет. Торжество проходило во Дворце культуры «Строитель», где собрались представители диаспоры, живущие в Тюмени, а также их единоплеменники из «чисто белорусских» деревень, основанных в свое время переселенцами-самоходами в Викуловском, Нижнетавдинском, Сладковском, Упоровском, Ишимском, Сорокинском, Аромашевском районах (нынешнее административное деление). Здесь, в сибирской глубинке, у этого народа до сих пор сохранились в первозданном виде традиции, почти забытые на исторической родине.
Адрес нестареющей любви |
Когда-то поэт Расул Гамзатов написал такие строки: «Ты – адрес нестареющей любви. / И я постигнуть заново стремлюсь, / Как, воплотив достоинства твои, / Возникло в мире имя – Беларусь! / Вообразим желанье двух сердец / Дочерней чистоте названье дать: / – О, белая моя! – сказал отец. / – О, русая моя! – сказала мать».
Если подойти к теме не с поэтической, а с научной точки зрения, то, как утверждают специалисты по вопросам истории и этнографии, происхождение названия «Белая Русь» так до конца ещё не выяснено. Традиционные попытки объяснить всё цветами национального костюма, светлым оттенком волос у представителей этого народа или их «голубоглазостью» также оказались неубедительными. Особенно при сопоставлении с понятием «Чёрная Русь», которым в XIII веке обозначалась часть территории Западной Белоруссии, захваченной ранее литовскими князьями. «Черный» означал, согласно той древней терминологии, зависимость, угнетение. И в противоположность понятие «белый» было синонимом слову «свободный». Видимо, название «Белая Русь» в ту эпоху закрепилось за теми восточными и северо-восточными частями Белоруссии (Полоцко-Витебское и Смоленское княжества), которые не были покорены ордынцами и не находились под властью Литвы.
Сибирь – вторая родина |
По статистике этнических белорусов в нашем крае около пятидесяти тысяч. Это прежде всего потомки упомянутых переселенцев, целыми семьями перебравшихся с исторической родины в Сибирь на рубеже XIX-XX столетий. Другая часть – те, кто приехал жить и работать в Тюменскую область во второй половине прошлого века, когда Белоруссия активно помогала освоению здесь богатых подземных кладовых – сюда направлялись большие отряды специалистов, техника, стройматериалы… Представители братской республики, к примеру, возвели прекрасный город Лангепас, строили его с любовью, строили для себя. Эти люди прошли свой трудовой путь на стройках и нефтепромыслах нашего региона, полюбили суровую сибирскую природу и остались здесь навсегда.
Этнос в то же время не забывает и о своих корнях: живя вдали от Белоруссии, люди передают из поколения в поколение национальные и культурные традиции. В том же обществе «Беларусь» для молодежи, для детей по выходным работает воскресная школа, где ребятишки могут узнать много интересного об истории своей родины, о географии, литературе и языке. Кроме областной национально-культурной организации аналогичные были созданы в Сургуте, Ноябрьске, Нижневартовске. Одним из первых появилось общество «Батьковщина» в Ханты-Мансийске. Неудивительно, что в сибирской глубинке сохранились почти в первозданном виде белорусские обычаи и ритуалы: из праздников годового цикла весьма чтимы Раство, Каляды, Гуканне вясны, Юрье, Иван Купала, а из сезонных, осенних, очень популярны в эту пору народные праздники Багач и Дзяды.
Самобытность традиций сибирских белорусов притягательна, особенно в праздник. Выступают со своими концертами популярные самодеятельные творческие коллективы «Полесье», «Вячорки», «Молодые голоса», «Рушничок», «Сяброуки», «Лянок», детские ансамбли «Родничок», «Жалейка», «Зернятки», «Живица». Устраиваются всевозможные игры, забавы, конкурсы рукоделия и рисунков, выступления чтецов. Работают выставки прикладного творчества «Народные ремесла и предметы быта Беларуси» (соломка, лен, вышивка, глина), разворачивается показ этнографических материалов «Самоходы земли Викуловской» (об истории переселения белорусов в Сибирь), предметов народного творчества и быта «самоходов». Неизменный интерес вызывает демонстрация огромного разнообразия изделий из трикотажа и льна под названием «Все цвета радуги». А также вышивка на традиционных домотканых полотенцах. Сами изделия считаются произведениями высокого искусства – одну из таких экспозиций сопроводили весьма необычным названием: «Рушник – белорусский манускрипт».
Посол доброй воли |
Бизнесмен Владимир Шугля, занимаясь предпринимательской деятельностью, является также Почетным консулом Белоруссии в Тюмени, а до недавних пор представлял Тюмень в Общественной палате России, в Москве. Он долгое время возглавляет общественную организацию «Союз – интеграция братских народов», председательствовал в координационном совете национальных объединений нашей области, руководил национально-культурным обществом «Автономия Беларусь», которой нынче исполняется 20 лет.
Владимира Шуглю, судя по характеру его многогранной деятельности, можно считать послом доброй воли. Сам он, однако, придерживается более скромного определения – координатор-посредник, старается выстраивать прямые связи между Тюменью и Белоруссией, без лишних и обременительных звеньев. Постоянно привлекает к поездкам в Минск руководителей предприятий, официальных лиц правительства Тюменской области, организует ответные визиты их белорусских коллег в наш регион, сам многократно посещал республиканские министерства и предприятия. И, в конце концов, сотрудничество между регионами приобрело новый импульс: в Западную Сибирь стали поступать белорусские тракторы, комбайны, автомобили по реальным, а не завышенным ценам. В областном центре теперь привычно видеть на городских маршрутах современные автобусы Минского завода.
…Когда каждый – богач |
«Багач» в переводе на русский означает «богач» – ничего удивительного, просто наши языки так близки… И торжество с таким названием под занавес сельхозработ создает у сельского труженика ощущение того, что он раз в году тоже чуточку богач. Праздник «Багач» начинается с того момента, когда зерно с первого обмолоченного снопа ссыпают в специальный короб все семьи, вся деревенская община. Собранное таким образом жито со вставленной в середину восковой свечой являет собой символ единения, главный атрибут всего действа. Затем процессия проносит ёмкость с пшеницей, рожью, овсом и ячменём по всей деревне, приходит на самый дальний выгон, куда пастух и деревенские хозяйки сгоняют свою скотину. Это еще один важный момент ритуала – произносятся слова пожеланий плодовитости домашних животных, плодородия земли, дальнейшего благополучия жителей села. В одном из дворов большой стол накрывают белой льняной скатертью, на него водружают короб с житом и служат молебен, потом заходят в дом на совместный праздничный ужин. А злаковые, как величайшую драгоценность, ставят на полку и хранят до нового урожая.
Поскольку Багач приносит в дом богатство и счастье, это позволяло большой патриархальной семье спокойно и уверенно строить планы на будущее. В частности, теперь можно было самым конкретным образом приступить к решению проблемы регулирования и продолжения рода – начиналась активная подготовка к свадьбам… Такой рациональный подход к «делам сердечным» продиктован извечно непростым жизненным укладом белорусского крестьянина.
Спевай, песнярка, от души! |
«Малиновка», «Вы шумите, бярозы», «Завируха», «Одна калина», «Лявониха», «Каляда», «Три дявичаньки»… Как давно привычны для нас, сибиряков, эти песенные названия! Мало того, мы любим и понимаем сами песни, с удовольствием напеваем их и даже не отдаём себе отчёта – почему. Видимо, ответ здесь прост: они наши, родные, они нам по душе. Названия песен взяты из репертуара тюменского ансамбля белорусской музыки и песни «Полесье» (художественный руководитель – Тамара Григорьева).
«Когда-то моя родная тётя, которая передала мне столько своих красивых душевных песен, сказала: «Пой, моя дорогая племянница, прославляй наш «родный беларусский народ, нашу душу белорусскую». У неё, помнится, ещё были любимые поэтические строки: «Спевай, песнярка, болей-болей, / Спевай от всей души». А заканчивалось стихотворение фразой: «Спасибо скаже родны край». Меня выучила моя Беларусь, и я должна передавать, дарить людям талант свой, свои знания и умение. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь без музыки. Полюбила песню сызмальства, с нею и выросла. С детства помню, у нас в родне все пели: бабушка, дедушка, мама, её три сестры, брат… Собирались на крыльце нашего большого дома – и нас было слышно на другом краю села. Было это на Гомельщине в деревне Просвет Светлогорского района. Корень «свет» в обоих названиях, видимо, совсем неслучаен – оттого и песни у нас такие светлые».
Фольклорный ансамбль «Полесье» |
Общественно-политическая газета «Тюменская правда», 7 декабря 2017г.