новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 МаяБ.В.Зарицкий
-
1 МаяА.А. Исангулова
-
2 МаяВ.Л.Миронова
-
3 МаяА.И.Григоров
-
4 МаяА.К.Сергуладзе
-
5 МаяВ.А.Береснев
-
5 МаяЕ.В.Кузнецова
-
5 МаяВ.М.Никифоров
-
6 МаяВ.Е.Колесников
-
6 МаяЕ.И.Конецул
-
6 МаяН.В.Рачков
-
6 МаяА.Н.Сафонов
-
7 МаяО.Г.Давыдов
-
7 МаяВ.С.Осипов
-
7 МаяИ.Г.Кветкина
-
8 МаяЕ.Н.Назаров
-
8 МаяА.С.Суржко
-
9 МаяА.И.Левина
-
9 МаяЛ.И.Пантелеева
-
9 МаяВ.А.Шмаков
-
9 МаяА.И.Каспаров
-
11 МаяО.В.Беслекоева
-
11 МаяВ.С.Истомин
-
12 МаяЕ.В.Анисимова
-
12 МаяЛ.И.Русанова
-
13 МаяМ.И.Каролинский
-
13 МаяА.В.Челпанов
-
13 МаяН.П.Яновская
-
14 МаяС.И.Зисман
-
14 МаяН.В.Сосова
-
15 МаяГ.А.Агапов
-
16 МаяВ.А. Быковский
-
17 МаяЕ.И.Ковалева
-
18 МаяС.М.Киричук
-
19 МаяС.Е.Прилуцких
-
19 МаяВ.П.Соломин
-
19 МаяВ.А.Яценко
-
20 МаяЛ.П.Касперова
-
21 МаяИ.С.Рудной
-
22 МаяВ.Т.Кожевников
-
22 МаяП.И.Пяскорский
-
23 МаяЕ.Н.Смирнов
-
24 МаяЛ.В.Романова
-
25 МаяФ.М.Тайк
-
26 МаяС.А.Нечепуренко
-
27 МаяН.В.Сизов
-
29 МаяА.Г.Бочаева
-
30 МаяС.В.Алафинов
-
30 МаяЕ.П.Антропов
-
30 МаяС.М.Бубновский
-
31 МаяГ.М.Левин
-
31 МаяД.М.Малах
-
31 МаяМ.А.Мирзоев
-
31 МаяЮ.А.Нечаев
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
«Спасибо скаже родны край»
![]() |
Почетный Генеральный консул Республики Беларусь в Тюмени Владимир Шугля.
Фото автора статьи
|
Второго декабря региональному национально-культурному обществу «Автономия Беларусь» исполнилось 20 лет. Торжество проходило во Дворце культуры «Строитель», где собрались представители диаспоры, живущие в Тюмени, а также их единоплеменники из «чисто белорусских» деревень, основанных в свое время переселенцами-самоходами в Викуловском, Нижнетавдинском, Сладковском, Упоровском, Ишимском, Сорокинском, Аромашевском районах (нынешнее административное деление). Здесь, в сибирской глубинке, у этого народа до сих пор сохранились в первозданном виде традиции, почти забытые на исторической родине.
Адрес нестареющей любви |
Когда-то поэт Расул Гамзатов написал такие строки: «Ты – адрес нестареющей любви. / И я постигнуть заново стремлюсь, / Как, воплотив достоинства твои, / Возникло в мире имя – Беларусь! / Вообразим желанье двух сердец / Дочерней чистоте названье дать: / – О, белая моя! – сказал отец. / – О, русая моя! – сказала мать».
Если подойти к теме не с поэтической, а с научной точки зрения, то, как утверждают специалисты по вопросам истории и этнографии, происхождение названия «Белая Русь» так до конца ещё не выяснено. Традиционные попытки объяснить всё цветами национального костюма, светлым оттенком волос у представителей этого народа или их «голубоглазостью» также оказались неубедительными. Особенно при сопоставлении с понятием «Чёрная Русь», которым в XIII веке обозначалась часть территории Западной Белоруссии, захваченной ранее литовскими князьями. «Черный» означал, согласно той древней терминологии, зависимость, угнетение. И в противоположность понятие «белый» было синонимом слову «свободный». Видимо, название «Белая Русь» в ту эпоху закрепилось за теми восточными и северо-восточными частями Белоруссии (Полоцко-Витебское и Смоленское княжества), которые не были покорены ордынцами и не находились под властью Литвы.
Сибирь – вторая родина |
По статистике этнических белорусов в нашем крае около пятидесяти тысяч. Это прежде всего потомки упомянутых переселенцев, целыми семьями перебравшихся с исторической родины в Сибирь на рубеже XIX-XX столетий. Другая часть – те, кто приехал жить и работать в Тюменскую область во второй половине прошлого века, когда Белоруссия активно помогала освоению здесь богатых подземных кладовых – сюда направлялись большие отряды специалистов, техника, стройматериалы… Представители братской республики, к примеру, возвели прекрасный город Лангепас, строили его с любовью, строили для себя. Эти люди прошли свой трудовой путь на стройках и нефтепромыслах нашего региона, полюбили суровую сибирскую природу и остались здесь навсегда.
Этнос в то же время не забывает и о своих корнях: живя вдали от Белоруссии, люди передают из поколения в поколение национальные и культурные традиции. В том же обществе «Беларусь» для молодежи, для детей по выходным работает воскресная школа, где ребятишки могут узнать много интересного об истории своей родины, о географии, литературе и языке. Кроме областной национально-культурной организации аналогичные были созданы в Сургуте, Ноябрьске, Нижневартовске. Одним из первых появилось общество «Батьковщина» в Ханты-Мансийске. Неудивительно, что в сибирской глубинке сохранились почти в первозданном виде белорусские обычаи и ритуалы: из праздников годового цикла весьма чтимы Раство, Каляды, Гуканне вясны, Юрье, Иван Купала, а из сезонных, осенних, очень популярны в эту пору народные праздники Багач и Дзяды.
Самобытность традиций сибирских белорусов притягательна, особенно в праздник. Выступают со своими концертами популярные самодеятельные творческие коллективы «Полесье», «Вячорки», «Молодые голоса», «Рушничок», «Сяброуки», «Лянок», детские ансамбли «Родничок», «Жалейка», «Зернятки», «Живица». Устраиваются всевозможные игры, забавы, конкурсы рукоделия и рисунков, выступления чтецов. Работают выставки прикладного творчества «Народные ремесла и предметы быта Беларуси» (соломка, лен, вышивка, глина), разворачивается показ этнографических материалов «Самоходы земли Викуловской» (об истории переселения белорусов в Сибирь), предметов народного творчества и быта «самоходов». Неизменный интерес вызывает демонстрация огромного разнообразия изделий из трикотажа и льна под названием «Все цвета радуги». А также вышивка на традиционных домотканых полотенцах. Сами изделия считаются произведениями высокого искусства – одну из таких экспозиций сопроводили весьма необычным названием: «Рушник – белорусский манускрипт».
Посол доброй воли |
Бизнесмен Владимир Шугля, занимаясь предпринимательской деятельностью, является также Почетным консулом Белоруссии в Тюмени, а до недавних пор представлял Тюмень в Общественной палате России, в Москве. Он долгое время возглавляет общественную организацию «Союз – интеграция братских народов», председательствовал в координационном совете национальных объединений нашей области, руководил национально-культурным обществом «Автономия Беларусь», которой нынче исполняется 20 лет.
Владимира Шуглю, судя по характеру его многогранной деятельности, можно считать послом доброй воли. Сам он, однако, придерживается более скромного определения – координатор-посредник, старается выстраивать прямые связи между Тюменью и Белоруссией, без лишних и обременительных звеньев. Постоянно привлекает к поездкам в Минск руководителей предприятий, официальных лиц правительства Тюменской области, организует ответные визиты их белорусских коллег в наш регион, сам многократно посещал республиканские министерства и предприятия. И, в конце концов, сотрудничество между регионами приобрело новый импульс: в Западную Сибирь стали поступать белорусские тракторы, комбайны, автомобили по реальным, а не завышенным ценам. В областном центре теперь привычно видеть на городских маршрутах современные автобусы Минского завода.
…Когда каждый – богач |
«Багач» в переводе на русский означает «богач» – ничего удивительного, просто наши языки так близки… И торжество с таким названием под занавес сельхозработ создает у сельского труженика ощущение того, что он раз в году тоже чуточку богач. Праздник «Багач» начинается с того момента, когда зерно с первого обмолоченного снопа ссыпают в специальный короб все семьи, вся деревенская община. Собранное таким образом жито со вставленной в середину восковой свечой являет собой символ единения, главный атрибут всего действа. Затем процессия проносит ёмкость с пшеницей, рожью, овсом и ячменём по всей деревне, приходит на самый дальний выгон, куда пастух и деревенские хозяйки сгоняют свою скотину. Это еще один важный момент ритуала – произносятся слова пожеланий плодовитости домашних животных, плодородия земли, дальнейшего благополучия жителей села. В одном из дворов большой стол накрывают белой льняной скатертью, на него водружают короб с житом и служат молебен, потом заходят в дом на совместный праздничный ужин. А злаковые, как величайшую драгоценность, ставят на полку и хранят до нового урожая.
Поскольку Багач приносит в дом богатство и счастье, это позволяло большой патриархальной семье спокойно и уверенно строить планы на будущее. В частности, теперь можно было самым конкретным образом приступить к решению проблемы регулирования и продолжения рода – начиналась активная подготовка к свадьбам… Такой рациональный подход к «делам сердечным» продиктован извечно непростым жизненным укладом белорусского крестьянина.
Спевай, песнярка, от души! |
«Малиновка», «Вы шумите, бярозы», «Завируха», «Одна калина», «Лявониха», «Каляда», «Три дявичаньки»… Как давно привычны для нас, сибиряков, эти песенные названия! Мало того, мы любим и понимаем сами песни, с удовольствием напеваем их и даже не отдаём себе отчёта – почему. Видимо, ответ здесь прост: они наши, родные, они нам по душе. Названия песен взяты из репертуара тюменского ансамбля белорусской музыки и песни «Полесье» (художественный руководитель – Тамара Григорьева).
«Когда-то моя родная тётя, которая передала мне столько своих красивых душевных песен, сказала: «Пой, моя дорогая племянница, прославляй наш «родный беларусский народ, нашу душу белорусскую». У неё, помнится, ещё были любимые поэтические строки: «Спевай, песнярка, болей-болей, / Спевай от всей души». А заканчивалось стихотворение фразой: «Спасибо скаже родны край». Меня выучила моя Беларусь, и я должна передавать, дарить людям талант свой, свои знания и умение. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь без музыки. Полюбила песню сызмальства, с нею и выросла. С детства помню, у нас в родне все пели: бабушка, дедушка, мама, её три сестры, брат… Собирались на крыльце нашего большого дома – и нас было слышно на другом краю села. Было это на Гомельщине в деревне Просвет Светлогорского района. Корень «свет» в обоих названиях, видимо, совсем неслучаен – оттого и песни у нас такие светлые».
![]() |
Фольклорный ансамбль «Полесье» |
Общественно-политическая газета «Тюменская правда», 7 декабря 2017г.