новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Тодор Воинский «Христианский Орфей». (Интервью с Юлией Коваленко.)
Так говорят о великом Певце Иване Козловском его современники и последователи |
Телевизионный фильм «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь», посвященный 110-летию со дня рождения великого русского Певца, был показан в конце прошлого года по федеральному каналу «Культура» и областному «Регион-Тюмень». Автор и продюсер – Юлия Коваленко, лауреат международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов, обладатель «Золотого пера» Союза журналистов России, помощник члена Совета Федерации ФС РФ (г. Москва), в свое время работала редактором на тюменском телевидении и радио. 24 марта – день рождения великого певца Ивана Семеновича Козловского. Это еще один повод обратиться к теме.
Рыцарь добра и света |
Три пронзительные по своему душевно-эмоциональному накалу теленовеллы заставляет возвращаться к ним снова и снова. Дабы утолить духовную жажду, открыть в них нечто глубинное, неохваченное первоначальным вниманием, чтобы вновь прожить вместе с героями фильма светлые чувства, связанные с творчеством и судьбой Ивана Семеновича Козловского, так до конца и неоценённого нами, его современниками. Справедливость, однако, в самом факте появления этой работы. По прошествии почти двух десятилетий со дня его ухода в мир иной о «поющем ангеле, о христианском Орфее» вспоминают с теплотой и любовью ведущие вокалисты и артисты нашей страны: Бэла Руденко, Татьяна Доронина, Галина Писаренко, Белла Ахмадулина, Александр Корнеев, Наталья Иванова-Крамская, его родные и близкие, говорят, что он был благороден до конца, до самого донышка, что у него действительно была жизнь рыцаря добра и света. В фильме обилие документального материала, ибо за долгую творческую жизнь Ивана Семёновича кинохроника запечатлела его исполняющим многочисленные оперные партии (в той же знаменитой роли Юродивого, Лоэнгрина, Ленского…), выступающим перед земляками в родном селе Марьяновка на Киевщине… В фильме есть и уникальные кадры, которые выискала Юлия Коваленко, например, как Иван Семенович поет в храме, зрители нашей страны увидели их впервые…
«Отпусти меня, создатель, снова на землю – было бы о ком пожалеть и утешить кого бы…». Голос Козловского слышится откуда-то из глубин небесной синевы и белых облаков. Кажется, его обладатель, созерцающий наш мир с тех высот, сквозь шумные капли раннего дождя мудро наставляет нас: «Когда плачут весной облака, не грусти, прикажи себе чашу принести. Травка эта, которая радует взоры, завтра будет из нашего праха расти. И всё же каждый из нас хочет, чтоб в этом шелесте что-то напоминало о нас…». Изначальный настрой на «светлую печаль» сопровождает тебя, заставляет вслушиваться и всматриваться, буквально впитывать божественное великолепие высокого искусства.
Дорисовать к прошлому недостающие штрихи… |
«Музыка кажется мне чем-то удивительным, тонким, не подвластным словесному описанию, хотя мы пытаемся это сделать, - говорила в одном из интервью в качестве победителя Первого международного конкурса независимой прессы, радио и телевидения «Гонг-94» журналист Юлия Коваленко. – Хорошая музыка для меня – это катарсис». Катарсис (или очищение души) наступает и после просмотра новой работы Юлии Владимировны. Что совсем неудивительно, если иметь в виду талант и преданность автора избранной теме. Работая над документальной лентой о заслуженном артисте России, солисте Царского Мариинского и Большого театров Андрее Марковиче Лабинском, тюменская журналистка встретилась с его добрым знакомым и коллегой по театру Иваном Козловским, свидетелем и ровесником века 20-го, который говорил очень важные пророческие слова: «…Прошедшее невозвратимо никому. Но счастлив человек, который может дорисовать к прошлому то, что ранее никто не замечал. Ему говорят «Спасибо! Да живёте вы в веках!». И каждый, обольщая себя, представляет, что его вспоминают. Но ведь вы же вспомнили!». Видеозапись того интервью Юлии Коваленко с Иваном Семеновичем (от 14 октября 1993 года), естественно, вошла в новый фильм и оказалась последней в жизни артиста. Вскоре его не стало. И действительно, сегодня о нём снова вспомнили, «дорисовали то, что ранее никто не замечал» – тем более, что о масштабе этой личности рядовой зритель после просмотра ленты, возможно, только-только начинает догадываться.
И.С.Козловского, прожившего большую жизнь, уважительно называли лучшим памятником своим друзьям и современникам. И то памятное интервью журналистке из Тюмени тоже было вызвано, как она считает, его удивительным трепетным отношением к коллегам и к людям вообще – 93-летний мэтр оперы считал себя обязанным поведать о своём дорогом коллеге, о собственном видении искусства и жизни как таковой. Самому-то Ивану Семёновичу, конечно, было не до телесъёмок – он уже и говорил с трудом, порой преодолевая только ему известные муки. Но на первом месте для него всё-таки оставались память об ушедших, стремление во что бы то ни стало помочь людям, если уж они пришли к нему за этой самой помощью, или не пришли, но отчаянно нуждаются в ней.
Его собственная творческая биография была, оказывается, не такой уж безоблачной. В силу определённых разногласий он на целый год отлучён от сцены главного театра страны, не выпущен на гастроли в Америку (это в роли-то Юродивого?!), десятилетиями ведет переписку с первыми лицами страны о возможности исполнения православных произведений – и добивается цели. Втайне собирает и издает украинские колядки – и узнает, что пластинки скинули с магазинных полок и просто растоптали сапогами. «Кажется, душу топтали», - горько заметил он по этому поводу… Последний сольный концерт, состоящий из двух отделений и сложной программы произведений Сергея Рахманинова, Иван Семёнович спел в Большом зале консерватории, будучи в возрасте 87 лет… Не имеющее аналогов творческое долголетие.
Почему ушедшие стучатся в наше сегодня? |
Как часто бывает, творческий поиск начинается с имени, которое настойчиво стучится в твою жизнь, и постепенно разрозненные пазлы чьей-то биографии таинственным образом выстраиваются в картину большой судьбы героя - и твоей собственной. Но понимаешь это только по прошествии времени. Почему ушедшие однажды стучатся в наше сегодня, выбирая того или иного человека? Так размышляет автор и режиссер Юлия Коваленко о своих встречах с героями фильмов, - прошлых и нынешнего. О встрече с легендой мировой оперной сцены, Народным артистом СССР И.С. Козловским. «Моё интервью, к сожалению, оказалось последним в жизни Мастера… Поразительный дар понимания людей (что дала почувствовать даже та единственная беседа) позволял ему, ровеснику века двадцатого, до последних дней сочетать по-юношески открытую душу, все его знаменитые причуды, сложность характера с умудрённостью Мыслителя с большой буквы, с только ему присущим неповторимым узнаваемым способом восприятия жизни. Фигура непостижимая, необъятная…».
Создательница ленты приходит к однозначному заключению: это событие, как оказалось, во многом определило её мировоззрение, музыкальные вкусы и круг друзей. Оперное искусство – элитарное, о нём действительно очень тяжело делать кино. А тут всё это соединилось, стало возможным – судьба позволила снять давно задуманное. Три новеллы, три части, взаимосвязанные между собой, перетекающие друг в друга... Нет, это не фильм-биография, признаётся Юлия Коваленко, а нечто значительно более сложное по структуре – скорее, это попытка сделать психологический портрет Ивана Семёновича, человека, который жил почти век. Он родился 24 марта 1900 года, а умер 21 декабря 1993 года, на 94-м году жизни. Ровесник века, проживший огромную, совершенно уникальную жизнь – период, длившийся от царствования Николая II и до времени правления Бориса Ельцина.
Благодарность за творческое содействие |
В телефонном разговоре Юлия Коваленко выразила огромную благодарность правительству Тюменской области в лице вице-губернатора Сергея Сарычева и директора департамента информационной политики Александра Новопашина за предоставленную возможность реализации давней творческой задумки. (Фильм, кстати, выиграл грант губернатора). В свою очередь, сенатор от Тюмени Степан Киричук помог выйти на советника Президента России по культуре Юрия Лаптева, что, естественно, сняло ряд организационных проблем. Посодействовал процессу телесъёмок в Израиле и гендиректор 9-го русскоязычного канала «Израиль-плюс» Леонид Блехман. Недавно автор отправила ему готовую работу для показа по ТВ. Он состоится в Израиле 26 марта. Кстати, в этой средиземноморской стране живут дочери легендарного актера и режиссера Соломона Михоэлса – Наталья и Нина. Одной – 90, другой – 86. Дело в том, что Михоэлс и Козловский очень дружили. И Козловский после гибели друга тайно помогал его вдове Анастасии Потоцкой-Михоэлс как мог – и деньгами, и продуктами.
«Хлеба и рыбы» |
Творческий процесс объясним только в момент завершения написания книги, создания фильма или музыкального произведения, когда результат – налицо. Именно тогда всё раскладывается по полочкам. Юлия Коваленко не скрывает: сделать фильм об опере, о её верном рыцаре в наше время, когда о высоком искусстве вспоминать как-то не принято, это уже само по себе – чудо. Понятно, что произошло всё не просто так, не случайно. Сестры Михоэлс говорили ей то же самое: одной было бы невозможно выполнить эту работу – найти, перелопатить такое огромное количество уникального материала … «Но с каждым днём работа медленно, но верно шла вперёд. Утром встану, прочитаю молитву, и множество разрозненных пазлов начинает в каком-то месте потихоньку в голове складываться. Видимо, так должно было быть. Повторяю, это чудо, которое осуществлялось на моих глазах для меня. И еще: это, без сомнения, духовные наработки Ивана Семеновича, истинно православного человека, который по вере каждый момент жизни, каждое движение своё и мысли сверял. Мне казалось, что он вёл меня в этой работе, помогал… Чтобы погрузиться в материал, столько надо было на тему веры изучить-прочитать и понять. Например, что такое любовь в христианском понимании, что такое «юродство» на Руси, что такое «жизнь во Христе»… Козловский ведь уникален еще и тем, что всю жизнь свою по Высшему Божественному мерилу выстраивал – поневоле начинаешь размышлять о совершенстве человеческой жизни, если такое понятие к ней вообще применимо. Кстати, о том, как Иван Семенович помогал людям, никто до сих пор так и не знает, он делал это тайно, не напоказ. Истинной любовью считал жертвенную, иное – потребительство и эгоизм. Если говорить библейскими понятиями, это мои «хлеба и рыбы», - говорит она.
В фильме есть рассказ о первой помощнице певца – Нине Слезиной, которая 45 лет служила ему верой и правдой (она ушла вскоре после Ивана Семеновича). В этой связи автор и режиссер вспоминает о следующем эпизоде: «Когда перебирала свой архив, из кипы бумаг прямо в руки вылетела давняя забытая записка из разговоров с ней. Вскоре после ухода Ивана Семеновича мы обсуждали, каким должен быть фильм о нем. Оказалось, эта весточка из прошлого, от Нины Феодосьевны, пришла вовремя, помогла свериться, что тем путем иду. Это ли не чудо?!»
Когда погружаешься в такую работу, считает Юлия Коваленко, начинаешь мыслить, осязать какой-то тонкий план, тонкую материю, чувствовать человека, что можно, чего нельзя, что составляет его существо, его природу, как бы он подумал в той или иной ситуации. И действительно о великом певце Иване Козловском так еще не рассказывали. Получился именно психологический портрет, состоящий в том числе из понимания того, как он вообще видел и осознавал жизнь, как относился к людям, которые составляли для него суть бытия. Он часто восхищался другими: как беспределен человек! Но как же беспределен был он сам! И мне, постоянно ищущему ответы на вечные и главные вопросы в жизни, они были даны. Благо в самой ленте – обилие размышлений о смысле жизни, убедительные примеры христианского служения и взаимопомощи, а также утверждение, что каждый должен нести свой крест. Особенно запомнились мудрые изречения Мастера: «Есть духовная сила, которая, по сути, и есть продолжение жизни, начатой нашими предками. И если бы не было предшественников, на плечах которых мы стоим, это движение вперёд было бы невозможно», «Если чувствуешь к какому-то человеку неприязнь, подумай, как ты можешь ему помочь, что ты можешь сделать для него. Просто тогда многое меняется в жизни с Божьей помощью», «В чём счастье? Отдавай, что имеешь, и отдавай скорей. Вот в отдаче, видимо, взаимное обогащение».
Состоится презентация фильма «Иван Семёнович Козловский. Вера…Надежда…Любовь…» в Москве, в Киеве и родном селе певца – Марьяновке.
P. S. Волею судеб поэт Белла Ахмадулина в фильме об Иване Козловском дала свое последнее интервью. Новая работа журналиста Юлии Коваленко будет посвящена Белле Ахатовне… |
Тодор Воинский
Ежедневная газета «Тюменская область сегодня»,
18 марта 2011г.
Фото из архива Юлии Коваленко