Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Ноября
    Э.А.Быстров
  • 1 Ноября
    В.Д.Кривов
  • 1 Ноября
    Л.А.Смолякова
  • 1 Ноября
    Л.А.Швецова
  • 2 Ноября
    А.А.Аксенов
  • 2 Ноября
    И.В.Губенко
  • 2 Ноября
    В.П.Малюгин
  • 3 Ноября
    С.А.Воробьев
  • 3 Ноября
    М.Г.Горлачев
  • 3 Ноября
    А.В.Лидер
  • 4 Ноября
    Ф.Н.Маричев
  • 4 Ноября
    В.П.Науменко
  • 6 Ноября
    С.С.Верин
  • 6 Ноября
    С.С.Иванов
  • 8 Ноября
    С.А.Галаганов
  • 8 Ноября
    Е.В.Добровольская
  • 8 Ноября
    А.В.Сибирев
  • 8 Ноября
    Ю.М.Торхов
  • 8 Ноября
    Ф.К.Шаймарданов
  • 9 Ноября
    Л.Ф.Трощенко
  • 9 Ноября
    Г.Х.Шагаев
  • 10 Ноября
    Н.С.Березовский
  • 10 Ноября
    Т.А.Маричева
  • 11 Ноября
    Н.А.Голубев
  • 12 Ноября
    О.В.Коробова
  • 13 Ноября
    Н.В.Селезнева
  • 13 Ноября
    Ю.Г.Шмаль
  • 14 Ноября
    Н.Н.Власов
  • 14 Ноября
    А.В.Одинцева
  • 15 Ноября
    А.Х.Трушников
  • 16 Ноября
    Н.И.Егорова
  • 16 Ноября
    А.Э.Коровин
  • 17 Ноября
    Ж.Б.Сигал
  • 17 Ноября
    В.А.Тарасов
  • 18 Ноября
    Е.И.Галаганова
  • 18 Ноября
    А.А.Тюкалов
  • 19 Ноября
    Ю.А.Карпов
  • 20 Ноября
    В.М.Иванченко
  • 20 Ноября
    Л.П.Немце-Петровская
  • 20 Ноября
    С.Л.Харченко
  • 20 Ноября
    А.В.Зарубина
  • 21 Ноября
    И.Б.Кочеткова
  • 22 Ноября
    Н.П.Захарченко
  • 23 Ноября
    А.М.Колесников
  • 23 Ноября
    М.О.Стародубов
  • 24 Ноября
    Л.Б.Галицкова
  • 25 Ноября
    И.И.Капитанов
  • 26 Ноября
    Г.А.Белых
  • 26 Ноября
    И.В.Литовченко
  • 27 Ноября
    И.Ф.Ефремов
  • 27 Ноября
    Н.С.Ломакин
  • 27 Ноября
    Г.Н.Шашин
  • 28 Ноября
    А.Н.Успенский
  • 29 Ноября
    В.Г.Малышкин
  • 30 Ноября
    Н.А.Костин
  • 30 Ноября
    А.П.Недогода
  • 30 Ноября
    Н.К.Трифонов
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

Травма

 

 

Середина сентября, но пока ещё на улице жарко, где-то около 32 градусов. В кабинете начальника Киргизского управления гражданской авиации бесшумно работает кондиционер. Хорошо! Начальник управления – старый лётчик, отлетавший своё, ветеран Великой Отечественной, сидя в кресле, не то дремал, не то вполглаза читал новый приказ из министерства.

Вдруг дверь в кабинет резко распахнулась, и влетела, да-да, не вошла, а влетела, секретарша Галина, молодая миловидная брюнетка.

- Ишимбай Абдраимович, у нас ЧП!

Такого порыва со стороны секретаря начальник не допускал. Брови его из полуопущенного состояния встали по стойке смирно. Не успела Галина доложить, зазвонил прямой телефон  с командиром Ошского авиотряда. Начальник махнул Галине: «Выйди!»

По мере разговора с командиром у Ишимбая Адраимовича брови поднимались всё выше и выше, приближаясь к макушке. Внимательно слушал, под конец на лице его скользнула улыбка. Однако, недолго просуществовав,  тут же исчезла. Положив трубку, начальник неожиданно расхохотался, нажал кнопку прямой связи:

Галина, срочно ко мне зама по лётной, начальника инспекции, командиров лётного отряда и эскадрильи  Ан - 2.

Подумав, добавил:

– И инженера по охране труда. Быстро!

Галина сработала моментом. Минут через 12 все вызванные прибыли в кабинет.

– У нас происшествие!

Вкратце сообщил о событии из разговора с ошским командиром. В конце пересказа, не выдержав, захихикал молодой комэска Пичугин. Начальник строго хмыкнул, но тут уж все ехидно грохнули от смеха.

– Так, всем тотчас вылететь в Ош, разобраться на месте и доложить.

Осень, началась большая и важная работа в Ферганской долине по борьбе за урожай хлопка, но прежде перед сбором нужно было обработать  поля хлопчатника ядохимикатами для того, чтобы кусты  сбросили листву. Операция эта называется дефолиацией хлопчатника. К этому мероприятию готовится вся легкомоторная авиация своего управления, а также привлекаемая из других управлений. Пилоты проходят теоретическую и лётную подготовку, техники проверяют самолёты и навесное оборудования, командиры обследуют в колхозах самолётные площадки.

Через час самолёт Ан-24 с комиссией на борту взлетел из Фрунзенского аэропорта, а спустя 1 час 15 минут приземлился в Оше. Встретил комиссию командир отряда, кратко пересказал то, что предварительно удалось установить. Выслушав ошского командира, комиссия на РАФике отправилась по-быстрому в колхоз к самолёту. Площадка находилась метрах в 700-900-х от аула, в котором  минут через 20 высокое начальство было на месте. Стали расспрашивать и заслушивать всех участников события: командира, второго пилота, загрузчицу химикатов, водителя бензовоза. Авиатехника  Михеева на месте не было. Комиссия установила обстоятельства и причины случившегося.

Экипаж Ан-2 (командир Овсюков И.И.) прилетел со вторым пилотом Виктором и  молодым техником Сергеем Михеевым из Фрунзе, и был направлен для работы в колхоз «Красный Батыр» в 15 километрах от Оша. Получив задание, перелетел на оперативную точку,  где уже работал прошлым летом. Председатель  Бектур Мадалиевич Мадалиев был тот же, вместе с ним сначала на его ГАЗоне объехали огромное по размерам хлопковое поле, затем облетали на самолёте. Проинструктировали загрузчицу ядохимикатов Гульзат, водителя бензовоза Акылай и сигнальщиков. Угостились отменным пловом, виноградом и зелёным чаем с лепёшками. Председатель знал, что делать!

На следующий день приступили к работе, начав опылять с дальнего конца поля. Работали они уже больше недели, трудились хорошо, председатель (раис) был доволен. Обычно самолёт, заправленный и загруженный, улетал, а техник в ожидании и от нечего делать стал гонять сусликов. Нор вокруг площадки было видимо - невидимо, суслики сначала не боялись. Вылезут из нор и разглядывают пришедших. Серёга вместе с водителем стал бросать в них куски глины. Суслики стали бояться, высунутся и тут же исчезают, а вновь появляются уже из другой норы. Видимо, за много лет ходов у них была тьма. Но так продолжалось недолго. Серёга был смекалистым и учёным: как-никак окончил техническое училище в городе Егорьевск Московской области. После каждой заправки самолёта бензином Б-93/130 и маслом МС-20 нужно было сливать из баков самолёта отстой  топлива, чтобы проверить отсутствие воды и всяких примесей. Бочку для сбора отстоя, как всегда, не завезли. Да и кому нужен этот отстой.

Тут-то Серёга и нашёл новый способ борьбы с сусликами  – сливать отстой в норы. Как появится суслик из норы, туда Серёга и заливает отстой. Суслик моментально исчезает и без ума вылетает из другой норы. А здесь его Серёга  встречает комком земли или палкой. Таким образом, шла вторая неделя борьбы с переменным успехом. Серёге-то отстоя не жалко.

 

В тот злополучный день, как всегда, стояла жара (даже к ночи температура не падала ниже +30 градусов), самолёт улетел на гон, Акылай и Гульзат пристроились в тенёк под тряпичным навесом. В это-то время Серега почувствовал, что нужно справить большую нужду. В кособокий, наскоро сколоченный туалет не захотелось. На воздухе лучше! Недолго думая, Серёга подыскал за кучей химикатов побольше нору суслика, чтобы не промазать и, опустив трусы, – жарко, другого не надевали, – удобно присел на корточки, как говорится, «по - орлиному». Чтобы почувствовать больший кайф, решил закурить. А что? Это не мешает, только способствует успеху. Покурив в своё удовольствие, не торопясь швырнул окурок в ту же нору.

 В тот же миг раздался страшный взрыв. Из норы полыхнуло пламя, смешанное с парами и газами, песком и комьями глины. Взрывной волной бедного Серёгу отбросило на пару метров. Видимо, в норах в такую жару изрядно скопилось  паров бензина. Несколько секунд «взрывник» от шока лежал, очухавшись моментально, с невероятным криком вскочил и, ничего не видя перед собой, начал, что есть сил, носиться кругами по площадке. Слышно только не пойми что:

– А-а-а-а-а, о-о-о-о-о, ы-ы-ы-ы-ы!

Носясь на большой скорости, периодически подпрыгивал, выбрасывая вперёд правую ногу, пытаясь сдёрнуть с ноги тлеющую тряпку – остатки  трусов. Но не получалось, после чего бег с криком продолжался. Разбуженные задремавшие Гульзат и Акылай от взрыва и крика, выскочив из-под полога с  испугом и страхом,  смотрели на голого и вымазанного Серёгу, который продолжал:

– Ой-ой-ой!

Гульзат от страха и скромности спряталась за кучу мешков с химикатами, изредка выглядывала, ничего не понимая. Акылай, выпучив узкие глаза, сначала стоял, потом рванул за Серёгой в надежде остановить орущего. Но безрезультатно!

Приземлившийся «Антон», распылив химикаты, заруливал на площадку для дозаправки и дальнейшей загрузки.  Командир Игорь Иванович (попросту Иваныч) поначалу не понял – почему техник не встречает самолёт, а увидев, нажал на тормоза,  сходу выключил двигатель.

Вить, что это делается-то?

– Ну, прямо как индеец с Амазонки, только копья или дротика не хватает.

Серёга, увидев бежавших к нему командира и второго, увеличил скорость, расширил круги и пуще прежнего заревел:

– Бо-бо-бо-бо, си-си-си-сил - но - о!

У бедолаги боли от ожога по спине от головы и ниже усиливались ещё и жарой. Экипаж, сделав в погоне пару кругов, наконец-то, догнал бегуна, и попытались удержать. Но любые прикосновения к телу обожжённого, видимо, вызывали у него нестерпимую боль, и тот продолжал дико реветь:

– Не-не-не-не!

На его спину страшно было смотреть, особенно на «третью точку», куда пришёлся взрыв прямо «в очко». Волосы на теле обгорели. Кое-как удерживая больного, Иваныч крикнул Акылаю:

– Тащи воды пулей!

Тот, действительно, из бочки, стоящей под пологом, тотчас приволок ведро воды.

– Лей на спину и тащи ещё!

Вода то ли облегчила  боль, то ли Серёга немного успокоился:

– Боль - боль - больно сильно – о-о-о!

Кое-как начали успокаивать, потихоньку отирать грязь и копоть, приговаривая и утешая. Вся задняя часть Серёги покрылась волдырями, некоторые из них прорывались, и из ран вытекала сукровица.

Иваныч командовал водителю:

– Быстро заводи машину! Гюльзат, неси полотенца и ещё что-нибудь.

Наскоро прикрыв Серёгу полотенцами, а сверху чехлом от двигателя, осторожно  разместили  полулёжа  на сиденье и спинку заправщика. Пострадавший всё время ойкал и тихо скулил.

Витя, прыгай на машину, быстро везите его в Ош, в больницу.

На второй день на место подъехала управленческая комиссия. Командир Иваныч доложил, что успел узнать и самостоятельно домыслить. Работы на хлопчатнике временно приостановили до выделения нового техника для обслуживания. Через день отправили в больницу командира эскадрильи и инженера по охране труда, чтобы кое-что  уточнить и проведать больного. Через час посыльные вернулись. На немой вопрос начальства комэска, улыбаясь, выдал:

– Лежит  «суслик» в реанимации, доктор сказал, что с месяц полежит, жить будет.

А вот инженер был чем-то очень озабочен и хмурился. На вопрос – в чём дело, задумчиво отвечал:

– Голову ломаю, не знаю, как оформлять травму: то ли производственную, то ли бытовую. С одной стороны, произошло на производстве, но не связано с функциональными обязанностями. С другой, – это произошло не в быту. Оставив Иваныча наблюдать на месте и дальше работать с хлопком, комиссия с тем и улетела во Фрунзе.

Немедля доложили о событии, представили объяснительные. Высокое начальство обо всём доложило в министерство. Там вдоволь похохотали и сказали:

– Сами решайте, как хотите.

Сами и решили: оформить больничный и выдать пострадавшему материальную помощь. Тем и закончили.

Но вот имечко Суслик так и прилипло к Серёге. Сначала обижался, потом привык и только ухмылялся.

 

Александр Колесников

                                             Москва, апрель 2016г.