новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 МаяБ.В.Зарицкий
-
1 МаяА.А. Исангулова
-
2 МаяВ.Л.Миронова
-
3 МаяА.И.Григоров
-
4 МаяА.К.Сергуладзе
-
5 МаяВ.А.Береснев
-
5 МаяЕ.В.Кузнецова
-
5 МаяВ.М.Никифоров
-
6 МаяВ.Е.Колесников
-
6 МаяЕ.И.Конецул
-
6 МаяН.В.Рачков
-
6 МаяА.Н.Сафонов
-
7 МаяО.Г.Давыдов
-
7 МаяВ.С.Осипов
-
7 МаяИ.Г.Кветкина
-
8 МаяЕ.Н.Назаров
-
8 МаяА.С.Суржко
-
9 МаяА.И.Левина
-
9 МаяЛ.И.Пантелеева
-
9 МаяВ.А.Шмаков
-
9 МаяА.И.Каспаров
-
11 МаяО.В.Беслекоева
-
11 МаяВ.С.Истомин
-
12 МаяЕ.В.Анисимова
-
12 МаяЛ.И.Русанова
-
13 МаяМ.И.Каролинский
-
13 МаяА.В.Челпанов
-
13 МаяН.П.Яновская
-
14 МаяС.И.Зисман
-
14 МаяН.В.Сосова
-
15 МаяГ.А.Агапов
-
16 МаяВ.А. Быковский
-
17 МаяЕ.И.Ковалева
-
18 МаяС.М.Киричук
-
19 МаяС.Е.Прилуцких
-
19 МаяВ.П.Соломин
-
19 МаяВ.А.Яценко
-
20 МаяЛ.П.Касперова
-
21 МаяИ.С.Рудной
-
22 МаяВ.Т.Кожевников
-
22 МаяП.И.Пяскорский
-
23 МаяЕ.Н.Смирнов
-
24 МаяЛ.В.Романова
-
25 МаяФ.М.Тайк
-
26 МаяС.А.Нечепуренко
-
27 МаяН.В.Сизов
-
29 МаяА.Г.Бочаева
-
30 МаяС.В.Алафинов
-
30 МаяЕ.П.Антропов
-
30 МаяС.М.Бубновский
-
31 МаяГ.М.Левин
-
31 МаяД.М.Малах
-
31 МаяМ.А.Мирзоев
-
31 МаяЮ.А.Нечаев
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Алексей Василишин: Гимн труженице неба
Серия публикаций о людях, посвятивших себя небу, и событиях, связанных с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, продолжается отрывками из будущей книги Алексея Василишина «Тюменские летчики в память о пережитом». Новый труд пока в издательстве. Рассказ из него, о коллеге Алексея Викторовича, публикуется сегодня впервые, на страницах нашего портала.
Приглашаем всех наших читателей и авторов поделиться своими воспоминаниями.
***
Гимн труженице неба
Нэлли Ивановна родилась в 1946-ом году в городе Новокузнецк. Школу окончила в Астрахани, получила аттестат зрелости и уехала в Свердловск к маме. Работала на заводе Эльмаш, а вечерами училась в аэроклубе.
Для учебы нужно было больше свободного времени. Перешла на другую работу, в научно-исследовательский институт лаборантом. Аэроклуб успешно окончила в 1968-ом году. Попробовала поступить на учебу в ЦОЛТШ – не получилось. Перевели эту центральную летную школу на Украину. Не успела!
Завербовалась в геологическую партию и поехала в экспедицию в Сурхандарьинскую долину. Работала там Нэлли два года вместе с геологами. Лазала по отвесным скалам.
Получила от подруги письмо о том, что в Кременчугском летном училище осуществляется спецнабор. Только вот документы принимают в Москве. Оставила геологов. Срочно примчалась в столицу. Прошла медицинскую комиссию. Документы, действительно, приняли без всяких предварительных условий. Совсем успокоенная абитуриентка уехала в Свердловск, к маме, ожидать вызова на учебу в Кременчуг. Вместо вызова из Москвы прислали назад документы без всяких комментариев: как приняли, так и прислали. Вот было горе!
Горевать пришлось недолго. Подруга прислала письмо о том, что надо приехать с документами в Кременчуг, в КЛУ ГА. В училище берут документы и после прохождения мандатной комиссии принимают на учебу. Только желательно заручиться направлением от какого-либо управления гражданской авиации.
Нэлли срочно поехала в Тюмень, в Тюменское Управление ГА, и получила это самое направление на учебу от летчика №1, Ивана Тихоновича Хохлова – начальника управления гражданской авиации. Снова документы в охапку и – в Кременчуг. Попала на прием к начальнику училища. Он полистал документы. Спросил что-то про Ивана Хохлова. Далее между абитуриенткой и начальником училища состоялся примерно такой диалог:
– Замужем?
– Замужем!
– Мужа бросила?
– Бросила!
– Дети есть?
– Есть!
– Бросила?
– Бросила!
– Летать хочешь?
– Хочу! Даже не могу объяснить, как хочу!
– У меня дочь тоже хочет летать! И тоже не может мне объяснить! Только она еще не замужем. И чего только тянет вас так в небо?
Душа у Нэлли упала в пятки. Неужели откажет?
Набирает начальник училища номер телефона и говорит:
– Кадры? Сейчас к Вам придет Гнутова, вы ее оформите курсантом.
«Состоялось, – мелькнула в голове мысль. – Слава Богу!»
У курсанта Гнутовой к этому времени был налет 200 часов. Было это все, и диалог этот в 1973-м году был. Нэлли было около 27-ми лет. Отступать было некуда. В набранной группе училось 40 девчонок. Вот все они перед Вами, уважаемый читатель. Возможно, что Вы найдете среди них известные вам лица.
![]() |
Срок обучения 9 месяцев. Но девчонки так хорошо учились, что за семь месяцев одолели программу и были вывезены на Ан-2 в качестве 2-х пилотов. Вот так вот! Далее распределение. Распределяли, в основном, в те управления ГА, откуда были получены курсантами направления.
![]() |
Нэлли приехала в Тюмень. Начальник отдела кадров Иван Балаба повертел в руках направление и сказал, что в Тюменском авиапредприятии свободных вакансий вторых пилотов нет.
– А куда есть? – поинтересовалась молодая летчица.
– Есть только в Тобольск.
– Хорошо, согласна!
Так Нэлли оказалась в славном городе Тобольске, в 293-м летном отряде.
Приехала, сразу поселили в общежитие. Несколько волнительных дней предварительной подготовки и первый производственный полет, к чему так стремилась и чего так настойчиво добивалась. Первый командир Нэлли Ивановны – Юрий Иванович Олесов. Хороший летчик, опытный командир. Потом летала с Владленом Поповым, который, собственно, и научил летать в аэрофлоте. С уважением относиться к самолету, бережно к двигателю. Потом был Леша Скрябин и другие.
Работала с удовольствием. Летать нравилось, сердце и душа пели от осознания осуществления мечты. Время быстро пролетело. Летные командиры поняли, что у Нэлли все получается нормально. С загрузкой, разгрузкой, центровкой все в порядке. Теоретические знания имеет твердые. Летает грамотно, техника пилотирования отличная, обстановку в полете оценивает грамотно, штурманская подготовка отличная. Дисциплина исключительная. При ней не забалуешь.
Стали ставить Гнутову в план с молодыми командирами самолета Ан-2. Например, с Новиковым Жорой, Муратовым Лешей. Однажды с Муратовым попали на абсолютную белизну. Скажу вам так, что очень это неприятное дело, но все-таки экипаж вышел из трудного положения без потерь. Во многом, благодаря второму пилоту Гнутовой, которая пилотировала самолет строго по приборам. Именно этого требует руководство по летной эксплуатации.
В 1983-ем году было намерение ввести Н.И.Гнутову в командиры самолета Ан-2. По своим деловым качествам она твердо соответствовала этому уровню. Именно поэтому ее ставили в план с молодыми командирами, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств Нэлли помогла выйти с честью из сложной ситуации. Не получилось.
А все потому, что была беременной и ушла в декретный пуск. И было такое не раз, потому что родила Нэлли троих детей, да взяла на воспитание еще двоих. – У мужа умерла сестра, а детки остались без матери. Вот и пришлось их забрать к себе и воспитывать. Надо отдать должное уважение этой замечательной женщине-пилоту – Нэлли Ивановне Неждановой. Будучи пилотом, она держала на себе огромную семью в семь человек. Фантастика!
Нэлли детей не только вырастила, не дала умереть от голода, холода, без материнской ласки. Все выучились и состоялись, как граждане нашей страны. Фактически Нэлли Ивановна совершила гражданский подвиг, оставшийся незамеченным не только в Отечестве, но и в родном авиапредприятии. Хоть и с опозданием, но все-таки низкий поклон Вам, милый Человек, смелая женщина, отважная летчица!
![]() |
А вот с командирством как-то не получилось! Черствы наши тобольские мужики: имею ввиду тех, которым она в свое время, будучи вторым пилотом, помогала стать командирами. Да Нэлли и не жалеет. С перерывами в летной работе долетала-таки до летной пенсии. Вышла на нее в 1991-ом году. Общий безаварийный производственный налет Нэлли Ивановны более 6000 часов. Не так-то и просто служить своему Отечеству.