Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Сентября
    И.Г.Аксенова
  • 1 Сентября
    В.М.Анайкин
  • 1 Сентября
    И.А.Герасимова
  • 1 Сентября
    В.А.Голубев
  • 1 Сентября
    М.Ю.Гусакова
  • 1 Сентября
    В.Д.Рожков
  • 1 Сентября
    В.П.Уваров
  • 2 Сентября
    В.К.Иванец
  • 2 Сентября
    Л.М.Муллагалиева
  • 2 Сентября
    В.И.Риккер
  • 4 Сентября
    Т.А.Трушникова
  • 6 Сентября
    М.Ю.Загуменная
  • 6 Сентября
    А.В.Курепов
  • 6 Сентября
    Л.П.Сергеева
  • 7 Сентября
    В.И.Володин
  • 8 Сентября
    Г.Н.Протасов
  • 8 Сентября
    В.Н.Рафикова
  • 9 Сентября
    Ю.Д.Малясов
  • 9 Сентября
    Ю.К.Пащенко
  • 9 Сентября
    Н.Л.Щавелев
  • 10 Сентября
    А.Н.Лоторев
  • 10 Сентября
    М.Г.Романова
  • 10 Сентября
    А.А.Тернавский
  • 11 Сентября
    А.К.Касаткин
  • 11 Сентября
    А.Н.Пащенко
  • 11 Сентября
    Л.Г.Титов
  • 12 Сентября
    М.К.Кузнецов
  • 14 Сентября
    А.Н.Красова
  • 14 Сентября
    Т.Г.Родионова
  • 15 Сентября
    Д.А.Картунчиков
  • 15 Сентября
    Л.Д.Мусатова
  • 15 Сентября
    В.А.Оганесов
  • 16 Сентября
    Р.Н.Мухаметзянов
  • 17 Сентября
    Р.А.Дамиев
  • 17 Сентября
    Ю.Т.Калинин
  • 17 Сентября
    В.А.Никишин
  • 20 Сентября
    Ю.И.Голобушин
  • 21 Сентября
    О.Б.Кисарина
  • 23 Сентября
    Б.И.Пищугин
  • 23 Сентября
    С.И.Щукина
  • 25 Сентября
    Т.Г.Дунаева
  • 25 Сентября
    И.А.Копец
  • 25 Сентября
    Т.С.Фроловская
  • 26 Сентября
    В.П.Лисин
  • 26 Сентября
    Б.В.Сельков
  • 27 Сентября
    А.В.Никишин
  • 27 Сентября
    Б.И.Светлов
  • 28 Сентября
    Л.А.Коновалова
  • 29 Сентября
    В.А.Зиновьева
  • 29 Сентября
    Р.П.Кудряшова
  • 29 Сентября
    Ю.М.Руднов
  • 30 Сентября
    Е.А.Гурвич
  • 30 Сентября
    В.Л.Рыбин
  • 30 Сентября
    А.Л.Сидоренко
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

Разговор по душам

 

Октябрь 2018 года буйствовал многообразием красок. 

Бабье лето, благодаря теплой погоде,  затянулось на радость и в помощь местным жителям. Сжатые, но еще не вспаханные поля отливали мягким желтоватым  цветом стерни, говорящим о богатом урожае собранного зерна, несмотря на засушливое лето.  Рядом на отдаленных косогорах  маслянисто чернели уже вспаханные  черноземные увалы. По-весеннему оживляли окружающую картину осенней природы ярко-зеленые всходы озимых посевов.

Одиноко и сиротливо угнетало пейзаж серым цветом почему-то не убранное вовремя  возле дороги поле перезревшего мелкого  подсолнуха.

Очень украшали своей неожиданностью непонятно как появившиеся на лугах и пустошах запоздалые редкие, неброские, но видимые издалека запоздалые полевые цветы.  В сочетании с яркими  красными кистями рябины и кустами шиповника они удивительно красили уже достаточно посеревший под холодными осенними дождями и ветрами окружающий нас пейзаж.

Перелески и встречаемые ровные ряды березовых посадок являлись воистину золотым обрамлением окружающих нас полей на фоне изумительно чистого  голубого неба с редкими белыми кучевыми облаками. Вся природа наслаждалась последними теплыми лучами солнца в ожидании осенних дождей и зимних метелей… Сделав последнюю в этом щедром от природы, хоть и бездождевом, году попытку  сходить за грибами, мы возвращались из ближайшей золотой посадки,  домой в  село Делехово.  Подберезовики, волнушки и даже грузди еще находились, но отыскать их в толстом ковре свежих желтых листьев было очень проблематично.

 

На подъезде к дому я притормозил возле остановившегося желтого школьного автобуса, на котором местная жительница В.И. Понамарева – учительница  и одновременно библиотекарь школы в поселке Павелец привезла местных делиховских ребятишек, в том числе своих детей Анюту и Ваню, после занятий домой.

Анатолий Петрович!  Вот,  Вы-то  мне как раз и нужны.

– Здравствуйте, Валентина Ивановна!  Я Вам нужен?

– Здравствуйте. Еще как нужны.  Вы, Анатолий Петрович, за своими  делами совсем, видимо, забыли о нашей с вами традиции последних лет. Осенью встречаться со старшеклассниками нашей школы.

– Да, действительно, мы с Вами последние годы проводим такие встречи. Давайте не будем нарушать нашу традицию и в этом году. Еще, думаю не поздно.

– Вы, в свое время,  подарили нашей Павелецкой школе №1 свою книгу стихов  «Обитель наша и причал». И после этого мы уже несколько лет осенью, с началом учебного года, проводим у нас встречу старшеклассников с Вами, поэтом, автором этой книги. Об этой традиции я Вам и напоминаю. Дети подрастают ежегодно  и требуют мужского внимания. Тем более, Вы офицер.

Валентина Ивановна! Неужели я,  отставной полковник,  могу в чем-то отказать вашим  прекрасным ученикам?! Конечно, согласен. Когда и где мы можем встретиться с Вашими гвардейцами, которые, слушая Вас,  видимо,  очень физически и духовно подросли с прошлого года?

– Чтобы ребята еще более качественно подросли и стали еще замечательнее, мы предлагаем провести  эту встречу завтра у нас в школе в два часа дня после основных уроков. Вы согласны и сможете приехать?

– Обязательно буду.  Только Вы разрешите мне взять с собой мою супругу Нину Алексеевну?  Во-первых, она моя половина и мне без нее никуда, а во-вторых, она очень любит общаться с детьми. Она по жизни инженер-строитель, а по призванию инженер детских душ и очень любит  детей.  И в третьих, она всю жизнь сопровождала меня в делах и походах.

– Вашу Нину Алексеевну все знают и любят. Завтра ждем Вас обоих.

 

…На следующий день в указанное время мы с Ниной приехали  к школе, огороженной сетчатым забором в окружении больших деревьев с уже  наполовину осыпавшимися  листьями. На въезде во двор стоял экскаватор типа «Беларусь» возле вырытой траншеи с порванным кабелем.  Видимо, велись ремонтные работы. Нас встретила одетая  по осенней погоде в желтую куртку Валентина  Ивановна и пригласила в здание школы.  На торцовом фасаде здания висел профильный портрет  В.И. Ленина, а с обеих сторон крыльца мемориальные доски Героев  войны, полных кавалеров орденов Славы и достойных людей страны, учившихся в Павелецкой школе №1.  Для обычной сельской школы их количество вызывало невольное уважение.

В вестибюле, в первую очередь, обращал на себя внимание  красочный стенд с портретом президента страны В.В. Путина, гимном  Российской Федерации, флагом  и гербом России, символиками Рязанской области и Скопинского  района.  Отдельный стенд был посвящен  выпускнику школы заслуженному ученому – криогенику, лауреату Государственной премии СССР Курташину В.Е. А также информационный стенд к 190-летию со дня рождения  Льва Николаевича Толстого. Все оформлено грамотно, с душой и любовью.

Все это мне напомнило о подобных встречах в последние годы в моей родной Ушаковской школе в Вагайском районе Тюменской области во время редких поездок в Сибирь на малую родину. Традиции в классическом духе  нашего русского школьного образования, основанного на патриотизме и любви к своей земле и истории. Вспомнилась увиденная мною книга В.В. Путина  в витрине библиотеки им. Горького в Москве – «Патриотизм – национальная идея России».

До окончания последнего урока Валентина Ивановна пригласила нас  в школьную библиотеку, хозяйкой которой она являлась, и где я с удовольствием увидел на специально оборудованном стенде «Нам подарили книги» отобранные  и переданные школе книги из нашей домашней библиотеки. С теплотой  вспомнил нашу Ушаковскую  школьную библиотеку 50-х и 60-х годов прошлого столетия, в которой  я практически прочитал во время учебы все книги. С уважением к педагогам и Валентине Ивановне смотрел размещенные между стеллажами портреты  русских просветителей и  Есенинский уголок с портретом. Родиной ему была рязанская земля. Разумеется, читального зала со столами и компьютерами, что мы сегодня встречаем в московских библиотеках,  здесь  еще пока не было из-за недостатка средств и возможностей.

 

С грустью воспринял ответ Валентины Ивановны на мой вопрос.

– А много ли сейчас ребята читают?

– К большому сожалению, не много. Могу назвать только несколько человек – больших любителей книги.  Читают, в основном, только то, что нужно по программам обучения. Видимо, мешает интернет, большая занятость школьников  или что-то другое. Дети начальных классов читают  больше.

Валентина Ивановна! Сегодня каждый ребенок, независимо от возраста, имеет собственный сотовый телефон. Без этого трудно даже представить современную жизнь. Не мешают они в школе учебе детей?  Не отвлекают от занятий? Кое-где, я слышал, телефоны во время занятий обязывают сдавать.

– У нас в школе у ребят телефоны не забираем.  Хотя, конечно, это большой соблазн. Мы  с этим постоянно боремся, правда,  с переменным успехом. С другой стороны, телефон, как лакмусовая бумажка, показывает отношение ученика к учебе. Если ученик забыл о телефоне, значит,  занимается  прилежно и результативно. Урок его увлек.

Наконец, после окончания плановых занятий старшеклассников около 40 человек собрали в наиболее вместительном классе. Понемногу ребята угомонились и разместились по несколько человек за партами. Валентина Ивановна в очередной раз представила меня. Многих ребят я узнал, так как с жителями села Павелец и окружающих поселений мне постоянно приходится встречаться в повседневной жизни, а поскольку я часто участвую в местных праздниках и юбилейных торжествах, где приходится много фотографировать, то и ребят многих  запомнил, в том числе,  через объектив  камеры. Так же,  как и учителей. Многих знаю по ранее проведенным встречам. Очень тепло встретились с  О.А. Юнусовой – помощником директора школы по безопасности, ранее она была заместителем по воспитанию, и первые встречи в школе организовывала именно  она.

 

Договорились  встречу провести в свободной манере вопросов и ответов. Моих рассказов о встреченных в жизни событиях и людях, о нашей сибирской школе Ушаково и особенностях учебы и жизни в школьном интернате в то далекое время.  Конечно же, пришлось читать стихи и даже рассказывать, что являлось поводом или причиной для их  зарождения. Много было вопросов у ребят о службе в армии и особенностях прохождения офицерской службы. О военном строительстве на Севере, в степях и тайге, на Востоке и Байконуре.  О трудностях и особенностях создания оборонного щита Отчизны. Начал я разговор стихотворением «Тюльпаны».

Тюльпаны также первобытно,
Как и столетия назад,
Живут подолгу очень скрытно
И до поры во тьме лежат.
И только раннею весною
Слезами красными земли
Перед засухой степь покроют,
Чтоб люди видеть их могли.
И на своей  зелёной ножке
Стоят как факелы в степи,
Надежды мужественной крошкой,
Горящим символом  любви.
Любви к земле  на голом месте,
Песок да камни без воды,
Страдать так вместе, верить вместе,
Цвести и вместе ждать беды.
Все пережить, поверить снова,
В зной жгучий силы накопить
И, разорвав зимы оковы,
Мир красотою удивить.     
                 
Байконур, 1990г.

 

После окончания  стиха возникли вопросы о Байконуре, степных просторах и  космосе. Ребят заинтересовало, в каком возрасте я начал писать стихи, и трудно ли написать книгу стихов и издать. Рассказал им, что любое дело требует профессионализма, огромного желания его сделать хорошо и бесконечного терпеливого труда: накосить  стог  сена, вырастить из маленького теленка корову, чтобы она давала молоко, вспахать поле, написать книгу, выучить и воспитать умного и красивого человека, вылечить людей.  Для творческого труда, разумеется, нужны, кроме всего сказанного, еще личные способности  и, конечно, талант, над которыми нужно постоянно работать. С детских лет, если его почувствуешь, и появится желание  высказать или сделать что-то новое, необычное и красивое.

 

Обратил внимание на сидящих в левом ряду за партами девочек и девушек, внимательно и задумчиво реагирующих на разговор. Они себе еще недостаточно представляют, какие большие  перемены в их жизни ожидают их в ближайшие годы. Захотелось им прочитать следующее стихотворение.

           Девичье

Милый, я тебе на свете
Предназначена  судьбой,
Ты мой рыцарь – повелитель,
Сохрани  же мой покой.
Я слаба, ты сильный  духом,
Я нежна, ты добрым будь,
Будь защитником и другом
И про верность не забудь.
Отведи крылом могучим
Зло, коварство и обман,
Словом нежным и горячим
Развей холод и туман.
Будь мне солнцем в дни ненастья,
Будь единственной мечтой,
Подари мне в жизни счастье,
Ненаглядный ангел мой.
            
  Турбаза МО «Терскол», 1989г.

 

Разговор проходил интересно и обоюдно заинтересованно, поэтому решил для мальчиков и юношей прочитать стихотворение «Главное» и рассказать им, что желают они того или нет, но у мужчин во все времена, и не только у мужчин, а в России практически у всех поколений была Великая обязанность защищать свой дом, свою землю, свою семью, а в целом – Отчизну. Так было  испокон веков. Этот святой долг, основанный на любви, должен быть в сердце и душе у каждого всегда, независимо от возраста.

                 Главное

Война нам часто о себе напоминает,
А память до сих пор в себе хранит
Виденья, как солдаты, погибая,
Жгут танки, чтоб Отчизну защитить.
Нам всем живым предписана  дорога,
Кому уж что придётся совершить,
Кому-то мало, а кому-то много,
Но главное – Отчизну защитить.
А дети наши вырастут  достойными,
Мы их научим Родину любить,
И будут  они  самыми  красивыми,
Но главное – Отчизну сохранить.
У всех пройдут и зори, и закаты,
И солнце будет  каждому светить,
И будем жить мы на земле богато,
Но главное – Отчизну укрепить.
Мы называем прошлое судьбою,
И о потерях сердце так болит,
Пусть в жизни мы не видели покоя,
Есть главное – Отчизну защитить.
 
Москва, 1970г.

 

 

Очень серьезный и  ответственный вопрос задал рослый самостоятельный паренек с первой парты левого ряда – Павел.  Спокойно, в то же время с серьезным любопытством, глядя прямо в глаза, без излишней бравады и искусственной надуманности спросил: «Вы кого себе брали или берете сейчас, как пример для подражания или идеал  человеческого поведения  в повседневной жизни и создании своих произведений?»

– Спасибо, Паша, за прекрасный вопрос. В свое время я прочел всю школьную библиотеку в нашей сибирской Ушаковской школе.  При этом, сам понимаешь, встретил  сотни,  если не тысячи прекрасных героев, достойных подражания. Но они жили в другое время и в других условиях и на других нравственных основах и правилах. За основу  в столь серьезном и важном деле все-таки нужно брать мировоззрение  человека.  То, как он относится к жизни и какими  руководствуется  общечеловеческими нормами поведения и бытия.  Я имею в виду  доброту, порядочность, душевность, честь, скромность, долг, любовь, трудолюбие  и так далее.

Вот, например, мы хоронили недавно на Троекуровском  кладбище в г. Москве одного замечательного человека, генерала, моего друга. Там на стеле у Вечного огня написаны слова: «Душу Богу, Жизнь Родине, Честь никому». Все мужчины нашей семьи были убиты на войне, защищая Родину и нас. Они были для нас героями, хотя мы их даже не помним, так как были еще совсем маленькими детьми.  И примером для нас в детстве всегда была мать и окружающие ее одинокие женщины – вдовы и полукалеки – мужчины, выжившие после войны. Эти люди в невероятных лишениях, непосильном труде и крайней нужде отдавали по крупицам свою жизнь для того, чтобы обрабатывать землю, содержать скот, а главное, вырастить и выучить детей, то есть нас, порядочными и правильными людьми.

Паша, мой образ героя для примера – собирательный, на основе христианских правил поведения людей, окружавших при жизни меня. Разумеется, ни в коей мере нельзя игнорировать или уменьшать воспитательное значение встреченных мною в литературе или искусстве положительных героев.

 

А теперь я прочитаю вам стихотворение, написанное моему сыну, когда он был в таком возрасте, как вы сейчас. Сегодня он генеральный директор крупного завода «Энергомаш». Я обратил внимание на слова, написанные им как предисловие к красочному юбилейному альбому, выпущенному к 75-летию этого очень важного  для атомных АЭС и энергетической промышленности  нашей страны и мира  предприятию: «Великое прошлое завода – это трамплин для Великого будущего».  Эти короткие, но важные и емкие слова, я думаю, можно понимать как призыв к сохранению традиций  страны, общества, коллективов, организаций и, конечно же,  своей семьи,  ради Будущего.

     Сыну к 15-летию

Открытое окно познанья
Неудержимо вдаль влечёт.
Не терпит  время  ожиданья,
Коль крылья  юности  даёт.
Алеют паруса «Секрета»,
В них ветер странствия  поёт,
Открытия  ждут  тайны  света
И прошлое к себе зовёт.
Вчера путь  Млечный  Магеллану,
Светил, сейчас глядит на нас,
Нам Пушкин подарил Татьяну,
Загадочно тревожит  Марс.
Россия же дала в наследство
Небес волнующую синь
С монастырями по соседству,
Раздолье леса и глубин.
На нас сошёлся  перекрёсток
Надежд, раздумий и тревог,
В нём разудалых троек вёрсты
И пыль кандальная дорог.
Жён декабристов отреченье,
Величье духа и ума,
Смешались вера, долг, сомненье,
Свет разума, забытье, тьма.
Но как всегда горят зарницы,
Года меняют вёснам счёт,
Мелькают времени страницы,
И мысль опять зовёт вперёд.
Очистят праведные грозы
Застойный воздух над  страной,
И грусть есенинской березы
Вновь увлечёт своей мечтой.
Восторжествует  дух Джульетты
В краю Гагаринских миров,
Где повстречаем  мы отсветы
Далёкой  юности костров.
 
Москва, 1989г.

 

 

Наше общение со старшеклассниками Павелецкой школы несколько затянулось, и моя супруга Нина Алексеевна, сидевшая на заднем ряду  с Олей – внучкой В.Н. Воеводиной, уже стала жестами мне намекать о завершении встречи. Традиционно в коридоре школы разместили всех присутствующих для коллективного  фото.

Валентина Ивановна!  Что Вы можете сказать по  поводу нашей сегодняшней встрече с ребятами?  Все прошло, как нужно, или не очень? – спросил в перерыве  я.

Анатолий Петрович! Вы забыли наш с Вами разговор о лакмусовой бумажке.  За все время встречи, почти  полтора часа, я ни разу не увидела, чтобы кто-то из ребят воспользовался своим сотовым телефоном, а это означает, что ребятам было все интересно.

– В таком случае, будем надеяться, что и полезно.

– Безусловно.  Я в этом не сомневаюсь. Спасибо Вам – ответила Валентина Ивановна,  подавая нам с Ниной букет осенних хризантем.

 

Тепло попрощавшись с ребятами, мы сделали последние снимки, и взяв с собой, в машину, живущую в с. Делехово рядом с нами ученицу 10 класса  Олю, вернулись  домой. По дороге на наши вопросы об учебе в школе Оля, милая и общительная девушка, отличница, пожаловалась, что очень трудно учиться.  Бывает почти каждый день по семь уроков, и много задают на дом. Каждый день приходится ложиться спать в  12 часов. К концу недели очень устает.

– Это верно. У нас Аня  и Ваня тоже устают до конца недели.  Очень плотные и сложные программы обучения, – подтвердила Валентина Ивановна. – У меня, Анатолий Петрович,   к Вам будет еще одна просьба, – продолжила она.

– Слушаю  Вас.

– Мы готовим в школе стенд ветеранов войны и труда нашего поселения. Очень мало, к сожалению, имеется фотографий.  Особенно последних лет их жизни. Фронтовики и основные ветераны труда уже ушли из жизни. Вы с первого дня, как появились у нас, уже более 20-ти лет постоянно на всех торжествах и событиях очень много снимаете и, насколько я знаю,  все  фото сохраняете. Не могли бы Вы нам помочь в этом вопросе?

– Как я могу отказать Вам в таком важном, как память о людях старших поколений, деле?! Обязательно подберу, и затем мы вместе решим  вопросы оформления.  Раз уж назвался добровольным фотолетописцем  села, то нужно и оправдывать это звание.

– Я  не сомневалась,  что Вы нам поможете.

Через несколько дней мы уезжали  в Москву,  так сказать, на зимние квартиры. Запомнились порядок, чистота и обустроенность этой школы. Пусть не крутой по современным столичным меркам, но с душой и любовью  ухоженной и оборудованной  коллективом учителей и учеников  школы.  Осталась в душе и памяти эта теплая встреча.

 

Анатолий Ефимов

Фото автора