новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 МаяБ.В.Зарицкий
-
1 МаяА.А. Исангулова
-
2 МаяВ.Л.Миронова
-
3 МаяА.И.Григоров
-
4 МаяА.К.Сергуладзе
-
5 МаяВ.А.Береснев
-
5 МаяЕ.В.Кузнецова
-
5 МаяВ.М.Никифоров
-
6 МаяВ.Е.Колесников
-
6 МаяЕ.И.Конецул
-
6 МаяН.В.Рачков
-
6 МаяА.Н.Сафонов
-
7 МаяО.Г.Давыдов
-
7 МаяВ.С.Осипов
-
7 МаяИ.Г.Кветкина
-
8 МаяЕ.Н.Назаров
-
8 МаяА.С.Суржко
-
9 МаяА.И.Левина
-
9 МаяЛ.И.Пантелеева
-
9 МаяВ.А.Шмаков
-
9 МаяА.И.Каспаров
-
11 МаяО.В.Беслекоева
-
11 МаяВ.С.Истомин
-
12 МаяЕ.В.Анисимова
-
12 МаяЛ.И.Русанова
-
13 МаяМ.И.Каролинский
-
13 МаяА.В.Челпанов
-
13 МаяН.П.Яновская
-
14 МаяС.И.Зисман
-
14 МаяН.В.Сосова
-
15 МаяГ.А.Агапов
-
16 МаяВ.А. Быковский
-
17 МаяЕ.И.Ковалева
-
18 МаяС.М.Киричук
-
19 МаяС.Е.Прилуцких
-
19 МаяВ.П.Соломин
-
19 МаяВ.А.Яценко
-
20 МаяЛ.П.Касперова
-
21 МаяИ.С.Рудной
-
22 МаяВ.Т.Кожевников
-
22 МаяП.И.Пяскорский
-
23 МаяЕ.Н.Смирнов
-
24 МаяЛ.В.Романова
-
25 МаяФ.М.Тайк
-
26 МаяС.А.Нечепуренко
-
27 МаяН.В.Сизов
-
29 МаяА.Г.Бочаева
-
30 МаяС.В.Алафинов
-
30 МаяЕ.П.Антропов
-
30 МаяС.М.Бубновский
-
31 МаяГ.М.Левин
-
31 МаяД.М.Малах
-
31 МаяМ.А.Мирзоев
-
31 МаяЮ.А.Нечаев
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
И к дальнему любовь…
Еще одна выставка в Государственном музее А.С.Пушкина, наряду с модой Пушкинской эпохи, может по праву считаться праздничным подарком ко дню рождения Александра Сергеевича по новому стилю. Это – «Семейный портрет. Вторая половина 18-19 веков».
На ней экспонировалось более 170 произведений живописи, графики, миниатюры вместе с предметами декоративно-прикладного искусства русских и западно-европейских мастеров середины 18-19 столетия.
![]() |
Неизвестный художник. Семейный портрет в интерьере. 1840-е. Литография. |
Те, кто за час-другой успевали пробежать по лицам, изображенным на портретах, лишь торопливыми взглядами, оставляли в книге отзывов легкие, без затей, отклики: «Такой покой и простота, что просто дух захватывает». Настоящие же любители искусства восприняли портреты членов императорской фамилии, государственных и военных деятелей, помещиков и чиновников, художников и писателей, врачей и студентов, детей, девушек и почтенных дам совершенно по-иному. Как отражение семейных хроник, о чем свидетельствуют эмоциональные отклики в той же самой книге отзывов. Вот один из них, сделанный некой Анастасией: «Вглядываешься в лица, и будто листаешь страницы рукописной семейной книги, подробно рассказывающей о череде событий, решительным образом повлиявших на судьбу и жизнь героев».
С такой оценкой можно было и согласиться, если бы не два весьма существенных обстоятельства. Одно из них проясняют воспоминания Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской-Корсаковой. Оно в виде аннотации сопровождает ее портрет кисти художника Озерова. На мой взгляд, самый пленительный и романтический на выставке.
Она не без юмора воспроизводит историю своего сватовства в 1793 году. «Тут батюшка меня кликнул: «Про Дмитрия Александровича нельзя ничего сказать, кроме хорошего: человек добрый, смирный, неглупый, наружности приятной, да это и последнее дело смотреть на красоту: ежели от мужчины не шарахается лошадь, то, значит, и хорош. Родство у Яньковых хорошее, они и нам свои, и состояние прекрасное, чем не жених? Я дал свое согласие, теперь зависит от тебя, принять предложение или не принять… Подумай и скажи. Я отвечала: «Ежели Вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я. Дмитрий Александрович поцеловал руку у батюшки и у меня; батюшка нас обоих обнял, был очень растроган и заплакал, глядя на него, заплакали и мы оба, его обняли и поцеловали руку. Потом батюшка говорит, смеясь и обняв Янькова: «Ведь экой какой упрямец, четвертый раз сватается, и добился-таки своего. Но, Елизавета, верно тебе было написано на роду, что тебе быть за Яньковым. Поди, объяви сестрам, что я тебя просватал, и позови их сюда: мы помолимся».
![]() |
![]() |
|
Неизвестный художник (Григорий Озеров?). Портрет Е.П. Яньковой. 1794. Холст, масло. | Неизвестный художник (Григорий Озеров?). Портрет Д.А. Янькова. 1794. Холст, масло. |
Вы можете после столь искреннего признания утверждать, что дворянская семья в 18 веке, вознамерившая выдать дочь, заботится лишь о выборе «самого что ни на есть идеального аристократа»? Критерии предпочтения, конечно, видны. Как, впрочем, и другое – скрещение, соединение разных родов, а значит, и судеб. Оно проходит лейтмотивом через всю выставку.
Вот два акварельных миниатюрных семейных портрета генерал-майора Василия Сергеевича Шереметева, внучатого племянника знаменитого фельдмаршала графа Б.П.Шереметева и его жены Татьяны Ивановны, урожденной Марченко, дочери небогатого полтавского майора. Их брак – это история счастливой семьи. Супруги имели семерых детей. Родственник титулованного графа вскоре после свадьбы писал своему дяде: «Женитьба, положение переменяющая, дала и чувства иные, претворяет мысли, словом, более побуждает рассуждать основательно, показывая и будущее, паче когда с женою счастлив, а тем и родившееся от нее драгоценнее».
Семейным счастьем одарила судьба и графа Николая Дмитриевича Зубова (1801 – 1871). Но… недолгим. У него была красавица жена – в православии Александра Гавриловна, дочь французского эмигранта Раймона де Моден. Трое очаровательных детей – девочка Елизавета и двое мальчиков: старший Николай и младший Александр. И грянуло горе: умирает жена, оставив на руках безутешного мужа шестилетнюю Лизу, семилетнего Николая и младенца Сашу. Знаменитый график Ноэль, упоминаемый Пушкиным в «Евгении Онегине», создает по заказу графа Зубова исполненный печали семейный триптих в технике литографии с акварельного оригинала итальянского художника Росси.
Следует отметить: мода на семейный портрет возникла в России, как и на другие европейские традиции, в Петровскую эпоху. Однако, его расцвет на отечественной почве приходится на конец 18 – начало 19 веков. Это связано с распространением идей сентиментализма, романтизма и постромантизма, проповедовавших семейные ценности.
Культ дружбы, взаимовыручки, любознательности, душевной теплоты и нежности предстает даже в портретах императорской семьи. Николай I или Палкин, как писали когда-то о нем учебники истории, на семейных портретах с детьми – любящий, заботливый и многодетный отец: их в царской семье было семеро. А у его сына Александра, впоследствии Александра II, восемь детей в браке с Марией Александровной (принцессой Гессенской), да еще в неравнородном браке с Екатериной Долгоруковой - пятеро. Поистине чадолюбивый царь! Да и как не быть таким, имея столь редкую по своим душевным и духовным качествам жену. Вот как характеризовала ее дочь Ольга: «Ум, спокойная уверенность в том высоком положении, которое выпало на ее долю, вызвали всеобщее поклонение. Папа с радостью следил за проявлением силы этого молодого характера и восхищался способностью Мари владеть собой. Ее любовь к Саше (то есть отцу) носила отпечаток материнской любви, заботливой и покровительственной… Он каялся перед нею в своих маленьких шалостях и увлечениях – и она принимала все с пониманием, без огорчения. Их заботы о детях, воспитании, вопросы государства, необходимость реформ, политика по отношению других стран поглощали их интересы».
Лучше не скажешь о скрещении судеб, о перерастании семейных взаимоотношений в поистине государственные. Есть еще и второе обстоятельство, мешающее мне согласиться с оценкой семейных портретов как семейных хроник. Оно словно незамерзающая река, вытекает их тех экспонатов выставки. Это – родовая память. Она живет, пульсирует не только в сродстве некогда чужих людей, ставших единой плотью, отраженной на семейных портретах, ясных, чистых и одухотворенных. Не покидает такая память и семейный альбом Андриана Михайловича Устинова (1802 – 1883 годы), чиновника особых поручений при московском военном губернаторе, знакомого Пушкина. История развода его дочери Марии Александровны с первым мужем Сергеем Михайловичем Сухотиным послужила Льву Николаевичу Толстому материалом при создании «Анны Карениной». Присутствие родовой памяти ощутимо и в семейном альбоме князей Голицыных, и в воспоминаниях Веры Тимофеевны Верховцевой, поведавшей о своих прабабушках Вере Павловне и Софье Павловне Грабовских, чьи акварельные портреты тоже представлены на выставке. Здесь же, в экспозиции, можно было увидеть единственный сохранившийся акварельный лист из семейного альбома художницы Аграфены Дмитриевны Благово (1794 – 1865 годы), старшей дочери Елизаветы Петровны Яньковой. Внук последней Дмитрий Дмитриевич Благово выпускник московского университета, мемуарист, поэт, подготовил и издал знаменитые «Рассказы бабушки» - воспоминания о пяти поколениях Яньковых.
Так что выставка «Семейный портрет» менее всего похожа на разрозненные семейные хроники. Это - скорее семейные истории, с невероятными коллизиями. Первой юношеской любовью Пушкина, Екатериной Бакуниной, сестрой его лицейского товарища Александра, прожившей 101 год. С историей установления торговых отношений с Америкой, которые первым наладил А.Витфоот, дипломат шведского происхождения. С историей меценатства рода Рюминых из Рязани, пожертвовавших родному городу дворянский пансион, мужскую и женскую гимназию, сад при городском доме, ставший любимым местом отдыха земляков. А Москву, куда супруги Рюмины – Елена Федоровна и Николай Гаврилович – переехали в 1834 году, они тоже облагодетельствовали. И не одними щедрыми обедами и балами. Храмы Воздвижения, Святых Бориса и Глеба на Арбате и в Троице – Сергиевой Лавре не раз были подкреплены их крупными вкладами и душевным участием. В последней они согласно своему желанию и были похоронены вместе с рано умершим сыном Львом.
170 портретов выставки, по существу, столько же семейных историй. А собирает их в единую незамерзающую упрямо стремящуюся по своему историческому фарватеру государства Российского великая пушкинская строка: «В семействе мир – и к ближнему любовь».
Мы, живущие в 21 веке, дерзнем добавить к словам гения несколько слов – и к дальнему любовь. Быть может, из них и прорастет когда-то всех объединяющая национальная идея…
Специально для портала Западно - Сибирского землячества, 25 мая 2015г.
|