новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 СентябряИ.Г.Аксенова
-
1 СентябряВ.М.Анайкин
-
1 СентябряИ.А.Герасимова
-
1 СентябряВ.А.Голубев
-
1 СентябряМ.Ю.Гусакова
-
1 СентябряВ.Д.Рожков
-
1 СентябряВ.П.Уваров
-
2 СентябряВ.К.Иванец
-
2 СентябряЛ.М.Муллагалиева
-
2 СентябряВ.И.Риккер
-
4 СентябряТ.А.Трушникова
-
6 СентябряМ.Ю.Загуменная
-
6 СентябряА.В.Курепов
-
6 СентябряЛ.П.Сергеева
-
7 СентябряВ.И.Володин
-
8 СентябряГ.Н.Протасов
-
8 СентябряВ.Н.Рафикова
-
9 СентябряЮ.Д.Малясов
-
9 СентябряЮ.К.Пащенко
-
9 СентябряН.Л.Щавелев
-
10 СентябряА.Н.Лоторев
-
10 СентябряМ.Г.Романова
-
10 СентябряА.А.Тернавский
-
11 СентябряА.К.Касаткин
-
11 СентябряА.Н.Пащенко
-
11 СентябряЛ.Г.Титов
-
12 СентябряМ.К.Кузнецов
-
14 СентябряА.Н.Красова
-
14 СентябряТ.Г.Родионова
-
15 СентябряД.А.Картунчиков
-
15 СентябряЛ.Д.Мусатова
-
15 СентябряВ.А.Оганесов
-
16 СентябряР.Н.Мухаметзянов
-
17 СентябряР.А.Дамиев
-
17 СентябряЮ.Т.Калинин
-
17 СентябряВ.А.Никишин
-
20 СентябряЮ.И.Голобушин
-
21 СентябряО.Б.Кисарина
-
23 СентябряБ.И.Пищугин
-
23 СентябряС.И.Щукина
-
25 СентябряТ.Г.Дунаева
-
25 СентябряИ.А.Копец
-
25 СентябряТ.С.Фроловская
-
26 СентябряВ.П.Лисин
-
26 СентябряБ.В.Сельков
-
27 СентябряА.В.Никишин
-
27 СентябряБ.И.Светлов
-
28 СентябряЛ.А.Коновалова
-
29 СентябряВ.А.Зиновьева
-
29 СентябряР.П.Кудряшова
-
29 СентябряЮ.М.Руднов
-
30 СентябряЕ.А.Гурвич
-
30 СентябряВ.Л.Рыбин
-
30 СентябряА.Л.Сидоренко
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Ода женственности
Не будем легкомысленны. Отнесемся к моде не как к ветреной капризнице, а как к искусству хорошо одеваться. Современник Пушкина И.В.Киреевский сравнивал его с даром быть «великим музыкантом» или «великим живописцем». Вам это не покажется преувеличением по двум причинам. Во-первых, временной: нас отделяет от Александра Сергеевича ни много, ни мало – 2 века. Тогда, в 19 столетии, его первой трети, мода была поистине зеркалом истории. А во-вторых, она занимала в «Энциклопедии русской жизни», какой по праву считается роман в стихах «Евгений Онегин», весьма значительное место, если не сказать точнее, главенствующее. Разумеется, имея ввиду моду, отраженную в предметах и явлениях быта не только вещественного, но и нравственного и социального.
Она-то и была представлена во всем своем блеске и полноте в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке. И называлось соответственно – мода Пушкинской эпохи. Выставка, посвященная этой теме, ничего общего не имела со статичной музейной экспозицией. Она напоминала, скорее, театральное действо, где манекены, одетые в костюмы той поры, оживали на глазах. И перед нами, не во сне, а наяву, проносились днем экипажи по Кузнецкому мосту и Невскому проспекту, в которых сидели со вкусом одетые красавицы с галантными кавалерами. А вечером, ровно в шесть, когда начинали блистать театральные ложи, туда являлись женщины в роскошных туалетах, в беретах, тюрбанах и токах. А мужчины, взирающие на них с восхищением, по существующему ритуалу дворянской культуры должны были быть одеты непременно во фраки или мундиры.
Платье из шелка с жаккардовым рисунком. Франция, 1810 г. Шаль из коллекции А.Васильева | Бальное платье из шелка с ручной вышивкой с треном, 1910 г. Из коллекции А.Васильева |
На сцене начиналось художественное зрелище. А по его окончании, в 9 вечера, следовали интриги, закулисные увлечения и предназначенные встречи. Уже в другом месте – на балу. «Тогда в танцах, - вспоминала современница Пушкина Е.Янькова, - было много учтивости и уважения к дамам. Вальса тогда еще не знали, и первое время, как он стал входить в моду, его считали неблагопристойным танцем: как это обхватить даму за талию и кружить ее по зале?!»
Мужской камзол. Полихромная вышивка шелком по бархату на атласной основе. Франция, около 1820 г. |
Вообще отношение к женщине той поры отмечено романтическим чувством со стороны сильной половины человечества. И это не было случайностью: сословная светская мода требовала от мужчины соблюдения правил хорошего тона для разных этикетных ситуаций, в том числе и торжественной, какой являлся бал. Добавьте к этому высокую культуру чувств, воспитанную десятками поколений в отпрысках дворянских фамилий. И не забудьте про одежду. Можно ли общаться с женщиной по-медвежьи, глядя на то, как она одета? К завтраку она, к примеру, являлась в белом муслиновом платье и кружевном чепце. В гости отправлялась в визитном костюме, изящном и очень удобном. А на прогулке? «Тысячи сортов шляпок, платьев, платков – пестрых, легких… Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужского пола». Так описывал Николай Васильевич Гоголь уличные наряды щеголих и щеголей Невского проспекта.
Вечерние же костюмы светских красавиц были дорогостоящим удовольствием не только из-за бриллиантов, но и престижного по тем временам увлечения кашемировыми шалями. Моду на них вела, как известно, Жозефина, супруга Наполеона после его египетского похода. Вскоре эта мода переметнулась и к нам, в Россию. Здесь были созданы свои усадебные мастерские помещицы Мерлиной и ее брата Колокольцева, где рукодельницы из крепостных вручную вышивали настоящие шедевры, превосходящие современные им восточные, французские и английские образцы.
Выставка «Мода Пушкинской эпохи», организованная Государственным музеем им. А.С.Пушкина и ее вдохновителем, известным историком моды Александром Васильевым, обитала на Пречистенке более 4-х месяцев. И оставила неповторимое послевкусие, суть которого – ода женственности, женственности на все времена.
Специально для портала Западно - Сибирского землячества, 5 июня 2015г. |