новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 МаяБ.В.Зарицкий
-
1 МаяА.А. Исангулова
-
2 МаяВ.Л.Миронова
-
3 МаяА.И.Григоров
-
4 МаяА.К.Сергуладзе
-
5 МаяВ.А.Береснев
-
5 МаяЕ.В.Кузнецова
-
5 МаяВ.М.Никифоров
-
6 МаяВ.Е.Колесников
-
6 МаяЕ.И.Конецул
-
6 МаяН.В.Рачков
-
6 МаяА.Н.Сафонов
-
7 МаяО.Г.Давыдов
-
7 МаяВ.С.Осипов
-
7 МаяИ.Г.Кветкина
-
8 МаяЕ.Н.Назаров
-
8 МаяА.С.Суржко
-
9 МаяА.И.Левина
-
9 МаяЛ.И.Пантелеева
-
9 МаяВ.А.Шмаков
-
9 МаяА.И.Каспаров
-
11 МаяО.В.Беслекоева
-
11 МаяВ.С.Истомин
-
12 МаяЕ.В.Анисимова
-
12 МаяЛ.И.Русанова
-
13 МаяМ.И.Каролинский
-
13 МаяА.В.Челпанов
-
13 МаяН.П.Яновская
-
14 МаяС.И.Зисман
-
14 МаяН.В.Сосова
-
15 МаяГ.А.Агапов
-
16 МаяВ.А. Быковский
-
17 МаяЕ.И.Ковалева
-
18 МаяС.М.Киричук
-
19 МаяС.Е.Прилуцких
-
19 МаяВ.П.Соломин
-
19 МаяВ.А.Яценко
-
20 МаяЛ.П.Касперова
-
21 МаяИ.С.Рудной
-
22 МаяВ.Т.Кожевников
-
22 МаяП.И.Пяскорский
-
23 МаяЕ.Н.Смирнов
-
24 МаяЛ.В.Романова
-
25 МаяФ.М.Тайк
-
26 МаяС.А.Нечепуренко
-
27 МаяН.В.Сизов
-
29 МаяА.Г.Бочаева
-
30 МаяС.В.Алафинов
-
30 МаяЕ.П.Антропов
-
30 МаяС.М.Бубновский
-
31 МаяГ.М.Левин
-
31 МаяД.М.Малах
-
31 МаяМ.А.Мирзоев
-
31 МаяЮ.А.Нечаев
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Ода женственности
![]() |
Не будем легкомысленны. Отнесемся к моде не как к ветреной капризнице, а как к искусству хорошо одеваться. Современник Пушкина И.В.Киреевский сравнивал его с даром быть «великим музыкантом» или «великим живописцем». Вам это не покажется преувеличением по двум причинам. Во-первых, временной: нас отделяет от Александра Сергеевича ни много, ни мало – 2 века. Тогда, в 19 столетии, его первой трети, мода была поистине зеркалом истории. А во-вторых, она занимала в «Энциклопедии русской жизни», какой по праву считается роман в стихах «Евгений Онегин», весьма значительное место, если не сказать точнее, главенствующее. Разумеется, имея ввиду моду, отраженную в предметах и явлениях быта не только вещественного, но и нравственного и социального.
Она-то и была представлена во всем своем блеске и полноте в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке. И называлось соответственно – мода Пушкинской эпохи. Выставка, посвященная этой теме, ничего общего не имела со статичной музейной экспозицией. Она напоминала, скорее, театральное действо, где манекены, одетые в костюмы той поры, оживали на глазах. И перед нами, не во сне, а наяву, проносились днем экипажи по Кузнецкому мосту и Невскому проспекту, в которых сидели со вкусом одетые красавицы с галантными кавалерами. А вечером, ровно в шесть, когда начинали блистать театральные ложи, туда являлись женщины в роскошных туалетах, в беретах, тюрбанах и токах. А мужчины, взирающие на них с восхищением, по существующему ритуалу дворянской культуры должны были быть одеты непременно во фраки или мундиры.
![]() |
![]() |
|
Платье из шелка с жаккардовым рисунком. Франция, 1810 г. Шаль из коллекции А.Васильева | Бальное платье из шелка с ручной вышивкой с треном, 1910 г. Из коллекции А.Васильева |
На сцене начиналось художественное зрелище. А по его окончании, в 9 вечера, следовали интриги, закулисные увлечения и предназначенные встречи. Уже в другом месте – на балу. «Тогда в танцах, - вспоминала современница Пушкина Е.Янькова, - было много учтивости и уважения к дамам. Вальса тогда еще не знали, и первое время, как он стал входить в моду, его считали неблагопристойным танцем: как это обхватить даму за талию и кружить ее по зале?!»
![]() |
![]() |
|
Мужской камзол. Полихромная вышивка шелком по бархату на атласной основе. Франция, около 1820 г. |
Вообще отношение к женщине той поры отмечено романтическим чувством со стороны сильной половины человечества. И это не было случайностью: сословная светская мода требовала от мужчины соблюдения правил хорошего тона для разных этикетных ситуаций, в том числе и торжественной, какой являлся бал. Добавьте к этому высокую культуру чувств, воспитанную десятками поколений в отпрысках дворянских фамилий. И не забудьте про одежду. Можно ли общаться с женщиной по-медвежьи, глядя на то, как она одета? К завтраку она, к примеру, являлась в белом муслиновом платье и кружевном чепце. В гости отправлялась в визитном костюме, изящном и очень удобном. А на прогулке? «Тысячи сортов шляпок, платьев, платков – пестрых, легких… Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужского пола». Так описывал Николай Васильевич Гоголь уличные наряды щеголих и щеголей Невского проспекта.
![]() |
![]() |
|
Вечерние же костюмы светских красавиц были дорогостоящим удовольствием не только из-за бриллиантов, но и престижного по тем временам увлечения кашемировыми шалями. Моду на них вела, как известно, Жозефина, супруга Наполеона после его египетского похода. Вскоре эта мода переметнулась и к нам, в Россию. Здесь были созданы свои усадебные мастерские помещицы Мерлиной и ее брата Колокольцева, где рукодельницы из крепостных вручную вышивали настоящие шедевры, превосходящие современные им восточные, французские и английские образцы.
![]() |
![]() |
|
Выставка «Мода Пушкинской эпохи», организованная Государственным музеем им. А.С.Пушкина и ее вдохновителем, известным историком моды Александром Васильевым, обитала на Пречистенке более 4-х месяцев. И оставила неповторимое послевкусие, суть которого – ода женственности, женственности на все времена.
![]() |
Специально для портала Западно - Сибирского землячества, 5 июня 2015г. |