новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 МаяБ.В.Зарицкий
-
1 МаяА.А. Исангулова
-
2 МаяВ.Л.Миронова
-
3 МаяА.И.Григоров
-
4 МаяА.К.Сергуладзе
-
5 МаяВ.А.Береснев
-
5 МаяЕ.В.Кузнецова
-
5 МаяВ.М.Никифоров
-
6 МаяВ.Е.Колесников
-
6 МаяЕ.И.Конецул
-
6 МаяН.В.Рачков
-
6 МаяА.Н.Сафонов
-
7 МаяО.Г.Давыдов
-
7 МаяВ.С.Осипов
-
7 МаяИ.Г.Кветкина
-
8 МаяЕ.Н.Назаров
-
8 МаяА.С.Суржко
-
9 МаяА.И.Левина
-
9 МаяЛ.И.Пантелеева
-
9 МаяВ.А.Шмаков
-
9 МаяА.И.Каспаров
-
11 МаяО.В.Беслекоева
-
11 МаяВ.С.Истомин
-
12 МаяЕ.В.Анисимова
-
12 МаяЛ.И.Русанова
-
13 МаяМ.И.Каролинский
-
13 МаяА.В.Челпанов
-
13 МаяН.П.Яновская
-
14 МаяС.И.Зисман
-
14 МаяН.В.Сосова
-
15 МаяГ.А.Агапов
-
16 МаяВ.А. Быковский
-
17 МаяЕ.И.Ковалева
-
18 МаяС.М.Киричук
-
19 МаяС.Е.Прилуцких
-
19 МаяВ.П.Соломин
-
19 МаяВ.А.Яценко
-
20 МаяЛ.П.Касперова
-
21 МаяИ.С.Рудной
-
22 МаяВ.Т.Кожевников
-
22 МаяП.И.Пяскорский
-
23 МаяЕ.Н.Смирнов
-
24 МаяЛ.В.Романова
-
25 МаяФ.М.Тайк
-
26 МаяС.А.Нечепуренко
-
27 МаяН.В.Сизов
-
29 МаяА.Г.Бочаева
-
30 МаяС.В.Алафинов
-
30 МаяЕ.П.Антропов
-
30 МаяС.М.Бубновский
-
31 МаяГ.М.Левин
-
31 МаяД.М.Малах
-
31 МаяМ.А.Мирзоев
-
31 МаяЮ.А.Нечаев
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Тюменский Пришвин
![]() |
4 февраля (23 января по старому стилю) исполнилось 145 лет со дня рождения Михаила Пришвина, жизнь и творчество которого самым тесным образом связаны с нашим городом.
История культурной, литературной Тюмени немыслима без Михаила Пришвина. Он крупнейшее явление русской литературы XX века и все еще во многом – явление неоткрытое. Только в 2017г. в петербургском издательстве «Росток» закончилась публикация «сокровенного», тайного восемнадцатитомного дневника Пришвина, охватывающего огромный период русской истории XX в. – с 1905г. по 1954г. Нам еще предстоит открыть творчество писателя в его полноте и глубине.
Тюменский и сибирский тексты русской литературы связаны, прежде всего, с автобиографическим романом «Кащеева цепь», над которым он работал почти в течение всей своей жизни. Без поездки писателя в Сибирь в 1909г. было бы невозможно появление шедевра раннего Пришвина, писателя Серебряного века, – «Черный араб». Сегодня мы по-новому прочитываем его Сибирский дневник 1909г. и цикл очерков 1913г. «Заворошка», в котором отразились его сибирские впечатления.
Как писатель-путешественник Пришвин объездил почти всю Россию, побывал на Русском Севере, в Крыму, на Урале, на Дальнем Востоке. Но с Тюменью у него особенно тесные, личные связи. Важнейшими событиями своей жизни он считал побег в Америку в первом классе Елецкой гимназии и исключение из гимназии. Оба события связаны с именем великого русского писателя и философа Василия Розанова. Вследствие этих событий Михаил Пришвин и оказался в 1889г. в Тюмени у своего дяди Ивана Игнатова, крупнейшего сибирского пароходовладельца, о чем рассказано в «Кащеевой цепи».
В дневнике на протяжении всей жизни Пришвин осмысляет это событие и роль Тюмени в своей судьбе. Так, например, в дневнике 1939г. есть такая запись: «Мысли-чувства в детстве-юности, из которых потом развивается душевная жизнь, – это было первое: в Тюмени (мне 19 лет) синичка на окне и мое необычайное волнение при виде ее, волнение от чувства связи их мира и нашего, и что синичка эта есть во мне самом. Из этого развилось мое чувство родственного внимания и вся моя литература».
У Тюмени, я думаю, есть все основания гордиться своей ролью в судьбе и творчестве Пришвина.
Сибирское путешествие Пришвина 1909г. длилось около трех месяцев: с июля по октябрь. Как корреспондент газеты «Русские ведомости» он отправился в Сибирь изучать последствия Столыпинской реформы, в ходе которой в Сибирь, в поисках земли, хлеба, воли и лучшей жизни, отправилось большое количество крестьян.
Ни лучшей жизни, ни земли счастья Пришвин в Сибири не нашел, но взамен он открыл для себя здесь формулу русской жизни. Произошло это во время переправы через Иртыш на самолете – так назывался плот с колесами, как у парохода. Плот этот был до предела заполнен людьми, лошадьми, повозками, и казалось, что вся эта масса людей и животных, как пишет Пришвин, нарочно старается разломить и затопить его. Из этого события и рождается пришвинская формула русской жизни, весьма актуально звучащая и сегодня: «Россия. Бесформенность, хаос и все-таки лик. Вот-вот потонем, но плот все плывет».
О своих впечатлениях от Сибири Пришвин напишет: «Сибирь – богатейшая страна. Сибирь – необъятное пространство. Сибирь – золотое дно, страна обетованная». С его точки зрения, к Сибири нельзя подходить с представлениями человека, живущего в европейской части России: «Беда тому, кто приедет в Сибирь с обычным представлением о пространстве, с привычными мерами его и, значит, времени. Масштаб тут приблизительно такой: у нас десять, у них сто». Пришвин откроет для себя «великую сибирскую тайгу» и «великую сибирскую степь». Сибирь, в конце концов, предстанет ему как великая неосвоенная пустыня, заселенная свободными, дерзкими и смелыми людьми, земля богатейших и нераскрытых возможностей.
Тюмень всегда осознавала себя городом Пришвина. Так, в 1998г., в год 125-летия со дня рождения писателя, состоялся целый «Год Пришвина». Именно так, «Год М.М.Пришвина в Тюмени» назывался этот проект, организованный кафедрой русской литературы Тюменского государственного университета и поддержанный Тюменской городской Думой, которую возглавлял в то время Сергей Сметанюк. В 2003г., в год 130-летнего юбилея писателя, в Тюменском государственном университете прошла конференция «Город как культурное пространство», посвященная Михаилу Пришвину. В это время активно обсуждался вопрос о создании в музее им. Словцова постоянной экспозиции, посвященной Пришвину, которая, однако, так и не открылась. Дом Игнатова, где проживал юный писатель, точнее, развалины дома по ул. Госпаровской (д. 41), продолжают разрушаться. Но есть и радостные события. В музее «Царская пристань», который не так давно открылся в нашем городе, есть богатейшая экспозиция, посвященная Ивану Игнатову. В 2011 г. вышла книга Сергея Кубочкина «Заводская слободка»… и еще 1 000 штрихов к портрету Тюмени», в которой есть рассказ о героях «Кащеевой цепи». Наконец, 26 января этого года в знаменитой тюменской школе сотворчества, возглавляемой Лидией Русаковой, открылся филиал дома-музея Пришвина в Дунино.
![]() |
Михаил Михайлович Пришвин со своей «лейкой» |
Из дневников и афоризмов Михаила Пришвина:
Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены.
Бедняк — это прежде всего завистник (Сальери), отравляющий Моцарта.
Бойся думать без участия сердца.
В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем.
Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое.
Высшая нравственность — это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого. Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника — это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра. |
![]() |
Долгая жизнь при здоровом сознании позволяет на себя самого поглядеть со стороны и подивиться переменам в себе самом.
Достижение славы похоже на достижение смерти. Только в могиле покойники просто лежат и лежат. А в славе люди лежат беспокойно потому, что у славного покойника остается одна беспокойная мысль: а что как слава сойдет?
Если можно добиться от себя слова своего собственного, самим собой рожденного, то разве можно тратить время и гоняться за чужими словами.
Есть момент обязательный в творчестве, когда художник судит весь мир по себе.
Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.
Жизнь состоит из двух сил, называемых в общем любовью; одна сила — это любовь рождающая (родовая сила), другая — любовь образующая (сила личности). На одной стороне — роды, на другой — смерть: роды в смерть и смерть в бессмертие. Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо! |
![]() |
Истинная любовь есть нравственное творчество.
Лицемерие — мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других.
Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к хорошим людям.
Мудрец под конец жизни понимает, что смерть страшна только со стороны, для близких людей, но для себя смерти нет, и сам человек в себе как родится бессмертным, так и уходит от нас…
Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет.
…Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая.
Не ищи от людей помощи в том, что сам себе можешь сделать, и не жалуйся на другого, если в себе самом сомневаешься: не сам ли я виноват, не я ли сам что-нибудь упустил?
Оптимизм становится возможным при условии личной трагедии. Выход из трагедии частного освобождает такое же огромное чувство жизнерадостности, как таяние льда скрытой теплоты весенней порой. |
![]() |
Нельзя поставить себе целью счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда.
Переносить страдание, просто страдать, — это, может быть, даже и сладко. А страдать активно, действовать, брать власть в борьбе со злом — вот это настоящее.
Плохие люди — это кто хуже нас, хорошие — это как мы сами, а кто лучше нас — мы не видим, и это очень трудно увидеть: для этого надо преклониться перед высшим, но поди-ка, преклонись!
Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя.
Радость и счастье — это дети любви, но сама любовь, как сила, — это терпение и жалость.
Самое трудное в деле искусства слова — это сделаться судьей самого себя. Любить врага — это значит бороться с его злой одержимостью, бороться за плененного злом человека. |
![]() |
Правда — это победа совести в человеке.
Скорее всего, есть два рода людей: для гениальных бессмертие в мгновении, а для обыкновенных — в долготе жизни.
Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.
У победителя счастье. И только счастливый может великодушно любить. Неудачник хватается за любовь, как утопающий за соломинку, и его любовь — это любовь для себя.
Человек должен быть непременно твердым, а то злые люди любят мягких и добрых и делают их своими костылями. Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели.
Читать мораль доставляет удовольствие, потому что, вычитывая, человек, в сущности, говорит о себе, и это очень приятно, и это есть своего рода творчество с обратным действием, то есть не освобождающим, а угнетающим, — творчество бездарных людей.
Чувство бессмертия — прирожденное чувство, иначе как бы мы жили беспечно до невозможности и безумно жестоко, или бы отдавали иногда совсем даром другому свою короткую жизнь. ..Любовь на земле есть единственная достойная удивления сила. |
![]() |