новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Сергей Великопольский. «Инженер человеческих душ»
27 января исполнилось 80 лет Сергею Великопольскому – заслуженному работнику Минтопэнерго РФ, почетному нефтянику Тюменской области и Российской Федерации, президенту Тюменского областного общественного фонда имени В.И.Муравленко.
Свою жизнь он посвятил становлению топливно-энергетического комплекса Западной Сибири, внёс существенный вклад в её социально-экономическое развитие. Всегда был в гуще событий. Работал первым секретарем Тюменского горкома ВЛКСМ и Нижневартовского горкома КПСС, был одним из первых главных идеологов на Самотлоре. При непосредственном участии Великопольского месторождение вышло на миллионную добычу, был построен нефтепровод Самотлор-Альметьевск, развивалось строительство города и его культурная жизнь.
«Инженером человеческих душ» называл его будущий министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Борис Щербина в конце 60-х годов. А сам Великопольский объединяет нефтяников с космонавтами того времени: первые были первопроходцами недр Земли, а вторые – Вселенной.
Сегодня он делает все для бережного сохранения памяти о том времени и людях, создававших нефтегазопромыслы и дороги, города и нашу страну. Земляки знают: Великопольский не подведет.
От всей души поздравляем Сергея Дмитриевича с красивой датой!
Желаем здоровья и благополучия на долгие годы юбиляру и его делу! Пусть всегда окружают его верные единомышленники, надежные друзья и соратники-первопроходцы, идущие одной дорогой памяти и сердца! Новых проектов и увлекательных фильмов, замечательных изданий и книг о Западной Сибири и ее людях!
И публикуем на страницах нашего портала фрагменты из только что вышедшего в свет трехтомного издания – мемуаров С.Д.Великопольского.
***
С.Д.Великопольский с московскими земляками.
Тюменский областной общественный фонд имени В.И.Муравленко, 2015г.
|
Это был жёсткий поштучный отбор людей. Выдержать экстремальные природные условия (при тяжелейших трудовых и жилищно-бытовых неудобствах, нехватке продовольствия, объектов здравоохранения, культуры, спорта, школ, детских садов) мог не каждый. Север признаёт за своих только людей настоящих, упорных, волевых.
Север невозможен без настоящей дружбы и взаимовыручки, порядочности и искренности. Север всегда манил романтиков. Здесь они могли реализовать себя в личном и профессиональном плане, участвуя в важнейшей стройке Западной Сибири, которую сравнивают по значимости с Великой Победой и покорением космоса. Эти романтики не просто мечтали. Они строили города не в воображении, а собственными руками — на северных просторах, превращая дикий, болотистый край в крупнейший центр нефтегазодобывающей промышленности и высокой культуры.
Леонид Згерский, директор областной филармонии, по моей просьбе направил группу Иосифа Кобзона в Нижневартовск. Все расходы брало на себя НГДУ «Мегионнефть». Это была его первая поездка на Самотлор. Заканчивался апрель. Началась распутица. Рухнула дорога-зимник до аэропорта. Воспользовались вертолётом. На Ми-4 пришлось сделать два рейса. Посадку организовали рядом с ДК «Юбилейный». В этот же вечер состоялся первый концерт, зрителями были только нефтяники. За день до отъезда Кобзон выступил в прямом эфире по местному телевидению. Второй приезд был вместе с известной, любимой в народе певицей из Ленинграда Людмилой Сенчиной. Третье посещение с участием Валентины Толкуновой было приурочено к 30-летию Победы. По моему приглашению он трижды принимал участие в мероприятиях, проводимых фондом имени Виктора Муравленко. Горжусь, что на протяжении 50 лет имею честь быть другом Иосифа Кобзона.
Именно выступление Кобзона послужило для меня сигналом о необходимости решения вопроса строительства в Нижневартовске культурного центра с большим зрительным залом. Конечно же, я понимал, что эту задачу в одночасье решить невозможно. Я высказал предложение о строительстве летней эстрады как временного варианта. Подобные площадки видел в Сочи. Идеей загорелся Григорий Пикман, управляющий трестом «Мегионгазстрой». Он поручает командиру студенческо-строительного отряда Киевского архитектурно-строительного института разработать проект и техническую документацию. Григорий Кукуевицкий включил строительство в титульный список треста. Задача была успешно решена. Однако новый объект культуры вызвал недоумение у некоторых работников. Они посмеивались, не стесняясь, говорили: «Всего три летних месяца площадка может быть использована по назначению. Великопольский, пользуясь своей партийной властью, заставил Пикмана построить летнюю эстраду, выбросив на ветер государственные деньги нефтяников».
Вскоре скептики будут разочарованы, когда на этой площадке вместимостью в тысячу мест станут регулярными выступления приглашённых артистов эстрады и театров, участников традиционного Тюменского фестиваля литературы и поэзии. В июне 1972 года здесь состоялось открытие городского фестиваля культуры и искусств «Самотлорские белые ночи». Название фестиваля и идея его проведения принадлежат мне — я позаимствовал у ленинградцев, которые проводили подобный фестиваль. Благословение на его проведение получил и от Виктора Муравленко, слова которого помню до настоящего времени: «Большого искусства по праву заслуживают нефтяники Самотлора».
В «Ленфильме» было задумано снять художественный фильм «Трасса» совместно с чехословацкими кинематографистами студии «Баррандов». Виктор Муравленко поручил начальнику транспортного управления Главтюменнефтегаза Павлу Коровину содействовать организации работы. Прибыв в город, вся группа встретилась со мной. Без нашего одобрения ничего самовольно не совершалось — такой был заведён порядок. Меня познакомили со сценарием. В нём предусматривалось показать, в каких суровых условиях работают на Самотлоре чехословацкие автомобили «Татра», рассказать о дружбе советских водителей и чешских специалистов, занятых сервисным обслуживанием машин. В нём будут кадры и о любви, и о мужской дружбе. Предостаточно в сценарии было и остросюжетных моментов, но, к общей радости, всё обошлось без ЧП.
Сторонники строительства деревянных домов обосновывали свой выбор тем, что будущие города Среднего Приобья располагались в таёжной зоне, где леса хватает, из которого на месте можно изготовить сборные жилые дома и объекты соцкультбыта. Нижневартовск был примером того эксперимента. Первый микрорайон застраивался только деревянными домами в двухэтажном исполнении. Виктор Муравленко предпочитал обратное — будущие города надо строить из долговечных и несгораемых материалов. Он убеждал Косыгина, Байбакова, Шашина, что нефтяники пришли надолго и должны жить в комфортных и капитальных жилых домах, иметь необходимую социальную инфраструктуру. Эта дискуссия была вынесена на заседание Совета министров СССР, где Алексей Косыгин принял сторону тюменских нефтяников. В принятом постановлении будущий город Нижневартовск обязаны были строить Татария, Омская, Иркутская, Пермская и Тюменская области, причём дома только в капитальном исполнении.
Проблемой при обустройстве месторождений был выбор — какие строить дороги? Без них невозможно эффективно вести работы нефтяникам и строителям. Мне пришлось быть участником решения этой дилеммы. Начальник СУ-909 Юрий Шереметьев на Самотлоре показал Алексею Косыгину и сопровождающим его лицам различные варианты строительства дорог: с полной выторфовкой, послойным промерзанием, укладкой древесиной, но они были временными и не могли обеспечить бесперебойные автоперевозки. Шереметьев, Кузоваткин, Пикман (а их поддерживал Муравленко) убедили Косыгина, что Самотлор такими дорогами не взять. Нужны дороги с бетонным или асфальтовым покрытием. Хозспособом их не построить. Прокладку наших северных дорог возложили на министра транспортного строительства СССР Евгения Кожевникова. Острейшая проблема была решена.
Трудно представить себе, в каком сверхнищем, совершенно заброшенном состоянии оказалось бы население России после развала СССР, не будь в Западной Сибири такой мощной и устойчивой нефтегазовой промышленности и электроэнергетики. Жаль только, что этот дар природы и труда порождает иждивенческие настроения у многих управленцев и законодателей, почему-то думающих, что это богатство вечно, и мало делающих для развития других отраслей промышленности.
С ветеранами-нефтяниками. Поездка по городам Среднего Приобья, 2002г |
Из воспоминаний С.Д.Великопольского