новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Главный инженер Миннефтепрома СССР
Осенью 1994 года ушел из жизни замечательный человек – государственный деятель советского периода, легендарный инженер-нефтяник, которого практически все открыто называли Фил. Ему было всего 66 с небольшим лет. Сегодня, со своих почти 70-ти лет, понимаю, как это несправедливо мало. Впечатляет то, что за свою производственную деятельность Владимир Юрьевич Филановский успел оставить глубокий след в Татарии, Самарской (Куйбышевской) области, в Западной Сибири, Миннефтепроме СССР, Госплане СССР и вновь в Миннефтегазпроме СССР в качестве Первого Заместителя Министра в тандеме с Министром Василием Александровичем Динковым. К сожалению, этот замечательный тандем вместе поработал всего лишь чуть более двух лет. Печально известная авария с взрывом продуктопровода под Уфой стала причиной смены руководства Министерства.
В своей жизни я очень многим обязан Владимиру Юрьевичу. В первую очередь, обязан той огромной школе, которую мне посчастливилось получить за время реализации программы ввода новых месторождений в Нижневартовском районе (Покачевское, Урьевское, Поточное, Нонг-Еганское месторождения), строительства и эксплуатации газлифтного комплекса на Самотлорском месторождении, подготовки к запуску сложнейшего Тенгизcкого месторождения и проведения переговоров по созданию совместного предприятия «Тенгизшевройл». Это Владимир Юрьевич надоумил нас, переговорщиков, изменить первоначально планировавшееся название совместного предприятия с «Совшевройл» (где Сов – советское) на «Тенгизшевройл». Мотивация состояла в том, что если в названии присутствует советское, то логично присутствие американского, и тогда название будет звучать «СовАмойл»….. Далее в моей биографии появилась Москва.
Отдельная благодарность Владимиру Юрьевичу за его «поручительство» при моем назначении во вновь организованный конгломерат под названием Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России). Я дважды на встречах с Министром В.М.Лопухиным отказался от назначения на должность Председателя комитета нефтяной и газовой промышленности в составе Минтопэнерго России. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграло подключение Владимира Юрьевича Филановского. Не помню дословно те слова, которые он говорил, но их смысл свелся к тому, что «Виктор – надо».
Согласитесь, очень убедительно! Затем, уже после назначения, он не единожды меня критиковал за излишнее, по его мнению, «увлечение» разделением квот на экспорт нефти в ущерб проблемам разработки нефтяных месторождений, внедрению новых технологий и оборудования и работе ЦКР (Центральной комиссии по разработке нефтяных месторождений). С большой благодарностью и уважением многие нефтяники вспоминают времена, когда В.Ю.Филановский был председателем ЦКР Миннефтепрома СССР. Работа под его руководством всегда была, во-первых, великой школой, или как теперь говорят, «мастер-классом», для геологов, разработчиков и технологов, и во-вторых – авторитетным «чистилищем» при защите технологических документов по разработке месторождений и добыче нефти.
Негласно заседание ЦКР считалось своего рода «малой» коллегией Миннефтепрома СССР, а ее решения признавались всеми уровнями руководства нефтяной отрасли страны, включая Госплан СССР, и были основой планирования уровней добычи нефти в Советском Союзе.
Вторым «мастер-классом» В.Ю.Филановского были регулярные совместные выездные совещания с участием руководителей и специалистов Правительства СССР, партийных и советских органов (ЦК КПСС, обкомов, горкомов, горисполкомов…), Миннефтепрома СССР, Миннефтегазстроя СССР, нефтедобывающих объединений и строительных трестов.
Владимир Юрьевич, представляя Миннефтепром СССР, затем Госплан СССР и потом вновь Миннефтегазпром СССР, будучи, в первую очередь, «защитником интересов» нефтяной отрасли, всегда оставался абсолютно объективным и неизменно требовательным ко всем участникам таких совещаний. В конечном счете, как правило, именно его предложения и рекомендации становились основой решений.
Все, конечно же, помнят его позу и полузакрытые глаза во время докладов участников, но при этом и моментальную реакцию на попытки «повесить лапшу» или безосновательно перевалить вину и проблемы на чужие плечи. Вот тогда он становился беспощадным и категоричным.
Я тоже, но только единственный раз, на одном из таких совещаний в городе Нижневартовске при докладе посчитал, что Фил задремал, и решил пропустить неудобную для меня часть выступления. И незамедлительно был уличен в неблаговидном поступке и возвращен к этой самой «неудобной части». В этом и состояла школа: наказание и критика во имя учета и не повторения ошибок в дальнейшей деятельности. Больше я не испытывал судьбу.
Еще раз возвращаюсь к Тенгизскому месторождению с его абсолютно уникальными глубинами скважин и термобарическими параметрами пластов, «сдобренных» высочайшим (22-23%) содержанием сероводородных соединений. В нефтяной промышленности СССР оно было первым нефтяным месторождением с таким сероводородом. Да, уже были и Оренбургское газовое, и Карачаганакское газоконденсатное, и Астраханское газоконденсатное месторождения с содержанием сероводорода от 6 до 25%. Но эти газовые месторождения были в Газпроме СССР, а в Миннефтепроме СССР – первое. Поэтому каждый сложный вопрос и проблема требовали нового, нестандартного решения и подхода. Бурение эксплуатационных скважин велось на абсолютном равновесии. Малейшее снижение или, наоборот, увеличение над расчетным удельного веса бурового раствора немедленно приводило к появлению сероводорода. Буровики работали в условиях постоянного риска не только возможных технологических аварий и с риском для жизни, – ходили, как говорят, по «лезвию ножа». Будь моя воля, я бы всех буровиков специально созданного для разбуривания Тенгизского месторождения бурового объединения «Прикаспийбурнефть» отметил наградами за этот героический труд.
Самой высокой оценки заслуживали строители Миннефтегазстроя СССР, других специализированных строительных и монтажных министерств.
Владимир Юрьевич и вместе с ним специалисты Миннефтепрома – Александр Андронникович Джавадян, Виктор Николаевич Коломацкий, Владимир Александрович Надеин, Нурлан Утебович Балгимбаев и многие другие заслуженно и по праву могут считать себя непосредственными участниками освоения Тенгиза.
Невозможно переоценить роль и заслуги Владимира Юрьевича Филановского в становлении и развитии нефтяной промышленности Советского Союза. Такие великие инженеры-нефтяники, как он, наш глубокоуважаемый и любимый Фил, без всякого сомнения, заслужили, чтобы их именами были названы крупные нефтяные месторождения.
Спасибо нефтяной компании «Лукойл», ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за то, что сумели добиться решения о присвоении имени Владимира Филановского крупнейшему нефтяному месторождению на шельфе Каспийского моря.
Память о Филе, этом высоком, сутулящемся, не очень «складном» человеке, с его глуховатым тембром голоса, глубоко посаженными глазами с внимательным, проницательным взглядом, обладателе знаменитого, «громоподобного» храпа, навсегда останется в моем и, уверен, не только в моем сердце.
В.Ю.Филановский в центре. Куба, 1980г. |
До сих пор фотография Владимира Юрьевича Филановского стоит на моем рабочем столе. Извиняюсь, но эмоции и воспоминания захлестывают.
Спасибо!