Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Ноября
    Э.А.Быстров
  • 1 Ноября
    В.Д.Кривов
  • 1 Ноября
    Л.А.Смолякова
  • 1 Ноября
    Л.А.Швецова
  • 2 Ноября
    А.А.Аксенов
  • 2 Ноября
    И.В.Губенко
  • 2 Ноября
    В.П.Малюгин
  • 3 Ноября
    С.А.Воробьев
  • 3 Ноября
    М.Г.Горлачев
  • 3 Ноября
    А.В.Лидер
  • 4 Ноября
    Ф.Н.Маричев
  • 4 Ноября
    В.П.Науменко
  • 6 Ноября
    С.С.Верин
  • 6 Ноября
    С.С.Иванов
  • 8 Ноября
    С.А.Галаганов
  • 8 Ноября
    Е.В.Добровольская
  • 8 Ноября
    А.В.Сибирев
  • 8 Ноября
    Ю.М.Торхов
  • 8 Ноября
    Ф.К.Шаймарданов
  • 9 Ноября
    Л.Ф.Трощенко
  • 9 Ноября
    Г.Х.Шагаев
  • 10 Ноября
    Н.С.Березовский
  • 10 Ноября
    Т.А.Маричева
  • 11 Ноября
    Н.А.Голубев
  • 12 Ноября
    О.В.Коробова
  • 13 Ноября
    Н.В.Селезнева
  • 13 Ноября
    Ю.Г.Шмаль
  • 14 Ноября
    Н.Н.Власов
  • 14 Ноября
    А.В.Одинцева
  • 15 Ноября
    А.Х.Трушников
  • 16 Ноября
    Н.И.Егорова
  • 16 Ноября
    А.Э.Коровин
  • 17 Ноября
    Ж.Б.Сигал
  • 17 Ноября
    В.А.Тарасов
  • 18 Ноября
    Е.И.Галаганова
  • 18 Ноября
    А.А.Тюкалов
  • 19 Ноября
    Ю.А.Карпов
  • 20 Ноября
    В.М.Иванченко
  • 20 Ноября
    Л.П.Немце-Петровская
  • 20 Ноября
    С.Л.Харченко
  • 20 Ноября
    А.В.Зарубина
  • 21 Ноября
    И.Б.Кочеткова
  • 22 Ноября
    Н.П.Захарченко
  • 23 Ноября
    А.М.Колесников
  • 23 Ноября
    М.О.Стародубов
  • 24 Ноября
    Л.Б.Галицкова
  • 25 Ноября
    И.И.Капитанов
  • 26 Ноября
    Г.А.Белых
  • 26 Ноября
    И.В.Литовченко
  • 27 Ноября
    И.Ф.Ефремов
  • 27 Ноября
    Н.С.Ломакин
  • 27 Ноября
    Г.Н.Шашин
  • 28 Ноября
    А.Н.Успенский
  • 29 Ноября
    В.Г.Малышкин
  • 30 Ноября
    Н.А.Костин
  • 30 Ноября
    А.П.Недогода
  • 30 Ноября
    Н.К.Трифонов
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

Жаркие дни

В.В. Шабалдин награжден орденом «Знак Почета»,
медалями – «За заслуги перед Отечеством»,
«За гражданскую инициативу», знаками ЦК ВЛКСМ
«За активную работу в студенческих отрядах», 
«Трудовая доблесть», «За активную работу в комсомоле» и др.

  

На праздновании 100-летия ВЛКСМ, Тюмень, октябрь 2018г.

 

– Шабалдин... Василий Викторович, а фамилия-то у Вас не сибирская. Значит, предки Ваши – не коренные тюменцы?

– Они из переселенцев. По маминой линии – из Поволжья, по отцовской – из столыпинских. О прадеде Прокопии Яковлевиче Шабалдине знаю мало, значительно больше – о деде, Василии Прокопьевиче, в чью честь, кстати, назвали и меня. Он родился в 1914 году в Омутинке, закончил церковно-приходскую школу. И быстро стал заметным человеком в районе: служил на почте, начальником. А грянула Великая Отечественная война – ушел на фронт. Воевал в Прибалтике в рядах НКВД до самой Победы. Дослужился до офицера и вполне мог бы остаться в крае, куда более комфортном для жизни, чем Сибирь. Так нет же, потянуло на Родину. Здесь-то он и развернулся в полную силу: возглавил самый крупный в Омутинском районе колхоз им. Ленина, добился больших успехов. И, как человек с авторитетом и именем, стремительно пошел в гору: стал заместителем председателя сельхозбанка Тюменской области. Он, думаю, добился бы и здесь большего, если б не целина. В 1956 году его, как коммуниста, партия направляет в Караганду, на металлургический комбинат в качестве начальника цеха. Согласитесь: крутой поворот в жизни: из агрария – да в технари. Однако деда не занесло с дороги на обочину на таком вираже: справился с честью. Я им всегда гордился, а он – тем, что работал на Карагандинском гиганте в одно время с молодым Назарбаевым, тогдашним секретарем парткома металлургического комбината, а нынче – президентом Казахстана.

– Вот она, связь времен, в личности, в ее росте, как в зеркале.

– Да, очень зримая.

– Вам, наверное, этот дедовский, целинный период в жизни страны наиболее интересен?

– А я не делю историю на какие-то вехи. Она – едина. И самое замечательное время в ней то, в которое живешь ты сам. Я родился в 1958 году в Казахстане, в городе Темиртау. Прожив здесь до 1966 года, вернулся с мамой на станцию Вагай Омутинского района. Тут я с отличием окончил восемь классов и поступил в Суворовское училище в Свердловске. Как и полагается, проучился здесь, но дальше по военной стезе не пошел. Предпочел другую профессию. Так оказался в Тюменском инженерно-строительном институте.

– В Вашей судьбе, как в дедовской, нет оседлости: все перемены да перемены. То Вы начинающий мастер на стройке, то буквально через год – инструктор отдела пропаганды Тюменского обкома комсомола. А дальше – все выше и выше: первый секретарь Центрального райкома комсомола г. Тюмени. Через три года – уже командир Тюменского областного штаба ССО, спустя еще три года – работник ЦК ВЛКСМ в Москве, комиссар Всесоюзного студенческого отряда.

– Но при этом, заметьте: моя зона ответственности – постоянна. Это – студенческие строительные отряды.

– И, стало быть, именно они – тот мотор, который обусловил динамику Вашей судьбы, вот уже 42 года нерасторжимо связанной с ними.

– Не сами по себе ССО, а понимание их главного богатства.

– А в чем оно?

– В предоставлении каждому молодому человеку или девушке своей целины. То есть возможности поучаствовать в великом деле, имеющем не только личную, но и общественную ценность.

– Все вероятное нуждается в условиях.

– Да их в Западной Сибири, как… комаров. В своем первом студенческом отряде, а мне тогда было всего 18 лет, я не искал чего-нибудь полегче. Рвался, где труднее. Меня зачислили в бригаду плотников-бетонщиков, и я вместе с Виктором Рейном, третьекурсником нашего института, трудился на закладке фундамента под механические мастерские в городе Сургуте.

 

В следующем трудовом семестре в 1977 году работенка досталась еще погорячее. Наш отряд вел реконструкцию автомобильной дороги Тюмень – Тобольск в районе села Покровское. Все бы ничего, да цемент для работы дали такой, что хоть вой: за зиму 1000 тонн его слежалось, сбилось под снегом, превратившись в огромную каменную гору. Оторвать мешки друг от друга могли только самые крепкие и сильные бойцы. Из них-то семерых и сколотили бригаду. Старшим назначили меня.

– А не отразился ли этот далекий от стандарта качества цемент на прочности дороги?

– Нисколько. Ребята использовали его под основание автотрассы. Наш участок протяженностью 15 километров и сегодня в рабочем состоянии. Нужны ли доказательства его надежности и нашей? Будь по-другому, кто бы направил в 1978 году наш студенческий отряд «Пламя» на объект особой важности – кольцевую дорогу вокруг Самотлора? Здесь мы тоже бетонировали. На сей раз – откосы автомобильных мостов.

– Три трудовых лета… И всё цемент, цемент, цемент…

– Да и четвертый проходил под знаком цемента. Правда, особого. Тогда, в 1979 году, я был на производственной практике в Тюмени и не поехал со своими ребятами в Ульт-Ягун, что на трассе Тюмень – Сургут. Там им достался крепкий орешек: участок дороги был сдан в эксплуатацию, однако для движения поездов оказался непригоден.

– Почему?

– В строительно-монтажных поездах бытовала своя технология устройства полотна основания – гидронамывная. Пульпа выдавала на-гора песок, которым оно и уплотнялось. Когда поднимался сильный ветер, он сметал этот песок с насыпи и заносил им рельсы. До такой степени, что поезда не могли ходить. У нас, в институте, на дорожном факультете придумали новую, весьма прогрессивную технологию укрепления откосов. Вот ребята, работая в Ульт-Ягуне, и пытались ее внедрить. Возник конфликт между ними и командиром отряда из-за несоразмерности в оплате двух важнейших операций этой технологии. Первая, изнурительно тяжелая, – вырезка песка из-под занесенных рельсов – оплачивалась гораздо дешевле, чем вторая, более легкая, – изготовление так называемых колбасок из неткано-синтетической ткани. Они заполнялись вот этим добытым из-под рельсов песком, разворачивались на насыпи, разрезались на квадратики, которые, собственно, и предохраняли ее от ветров и, следовательно, от разрушения. Командир не смог объяснить ребятам причину такой несправедливости.

– А в чем, как говорится, собака была зарыта?

– В расценках. Нормировщики, разрабатывая их в своих кабинетах, явно не учли, чем они обернутся для людей на практике. Я приехал в отряд через 20 дней после их заезда на Ульт-Ягун. По телеграмме бойцов. С просьбой заменить командира. На месте быстро разобрался, отчего в отряде африканские страсти. Кроме всего прочего, в распрях было повинно и досуговое безделье.

Лагерь стоял вдоль дорожной насыпи. На песочном островке размером 150 метров на 50 ни травинки, ни былинки. Только палатка и кухня. Ровно в 18 часов дрезина привозила бойцов с работы, и до 23 часов они чесали языки, дурея от белых ночей и комаров, находя пустяковые поводы для ссор. Нужно было найти для них занятия. Я предложил им накопать в лесу деревьев и высадить на нашем островке аллею, обустроить пятачок для занятий спортом, наладить каждодневный выпуск стенгазеты. Вспомнив свой комиссарский опыт, обретенный в 1978 году в ССО «Пламя», ввел в наш обиход традиционные студотрядовские праздники. И в первую очередь, посвящение новичков в бойцы отряда с непременной клятвой верности Уставу ССО и деревянной печатью, которую командир отряда, восседая в «фараоновском» кресле, обмакивал в свекольный сок и припечатывал к обнаженной спине новообращенного. Через несколько дней наш убогосерый островок превратился в образцово-показательный студенческий лагерь! Была решена и проблема с оплатой наиболее отличившимся бойцам на вырезке песка. По решению отряда им выделяли премии. И прежние раздоры как ветром сдуло.

 

– Так вот он какой – «особый цемент», затянувший все трещины: благоприятный психологический климат! Интересно узнать: как он повлиял на перспективу внедрения Вашей институтской технологии?

– Я не забыл ульт-ягунского урока. Получив полномочия командира областного студенческого отряда, постоянно, в течение трех лет, направлял на трассу Тюмень – Сургут до 3000 бойцов. Расстановка сил была такова: через каждые 10-15 километров вдоль насыпи располагался один отряд и с упорством, достойным восхищения, в пику гидронамыву, укоренял наше институтское изобретение и тем самым возвращал дороге жизнь.

– А что представлял собой Тюменский областной студенческий отряд в годы Вашего командирства?

– Отряд дружбы народов: он ведь принимал и направлял на ударные стройки Тюменской области бойцов из ССО всех республик бывшего Советского Союза, кроме Киргизии и Таджикистана. Численность его достигала 25 тысяч человек, а объем выполняемых строительно-монтажных работ за сезон равнялся 125 миллионам рублей. В сегодняшних цифрах – это 200 миллионов долларов!

– Это уже не отряд, а целый главк!

Генадий Иосифович Шмаль, 1-й заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, тоже нас так называл. Правда, седьмым главком, по аналогии со своими шестью главками.

– Не могу не спросить о географии деятельности областного ССО. Какова она?

– Обширнейшая: от юга Тюменской области до Заполярья. Тогда только начинали осваивать Ямбургское месторождение. И мы, конечно, участвовали в освоении этой тяжелейшей по климатическим условиям территории. И уменьем, и терпеньем, и числом. Помню, здесь трудилось до 1000 наших бойцов.

– Масштаб Вашей деятельности в ССО год от года возрастал. Став комиссаром Всесоюзного студенческого отряда, Вы получили под свое начало не 25 тысяч студентов, как в Тюменской области, а 860 тысяч. Такое количество меняло направление Вашей деятельности?

– Конечно. В ней я бы выделил три главных направления. Первое – это освещение работы Всесоюзного ССО в СМИ, в документальном кино. Второе – развитие международных студенческих связей на основе интернациональных отрядов и так называемых отрядов по обмену со странами социалистического лагеря. И, наконец, третье направление – волонтерская работа. Я начал курировать это направление в 1986 году, в те годы это были отряды безвозмездного труда. И, признаюсь, был приятно удивлен тем душевным откликом, который они нашли в сердцах молодежи, судя по тому, что уже в 1989 году по Союзу набралось более 200 таких отрядов.

– А чем, на Ваш взгляд, был мотивирован столь бескорыстный порыв?

– Думаю, что сочувствием: волонтеры бывали в детских домах, домах престарелых. Видели это ужасное порционное питание…

– И все же одного сострадания недостаточно. Кроме него, нужна еще готовность к поступку. То усердие души, которое есть в подлинном милосердии, всегда проявляющемся в конкретном участии в конкретной судьбе человека. Словом, в конкретном деле.

– А мы этой установки и придерживались. И потому заработанные волонтерскими отрядами деньги централизовали. Получилась внушительная сумма. Полагаю, что мы распорядились ею по-хозяйски: закупили 137 машин модификации «Каблучок» и 22 автобуса. Согласно заранее составленному списку передали их особо нуждающимся детским домам.

 

– Вступление в ХХI век для многих из нас омрачено потерями: распались огромный Советский Союз и самая массовая общественная организация молодежи – комсомол. Вот только чудом сохранились ССО.

– Чудом? Да за ним стоит более чем десятилетнее сражение!

– Идеологическое и организационное?

– Можно и так сказать. Предвидя в 1990 году угрозу ликвидации Центрального штаба ССО, где я тогда работал, мы предприняли беспрецедентный шаг: параллельно с еще существующим официальным штабом ССО создали новую структуру – Всероссийскую службу добровольного труда молодежи.

– Она нашла поддержку в регионах?

– Не во всех. И только когда комсомол перестал официально существовать, а вместе с ним и Центральный штаб ССО, отступники переметнулись к нам.

– Ответственности добавилось?

– Да, конечно. Зато средств, необходимых для содержания аппарата новой структуры, заметно поубавилось. Причина? Старый механизм перечисления денег в центр был ликвидирован, а найти новый мешал рынок. И тем не менее, лидеры этой новой студотрядовской организации продолжали свое святое дело, доказывая в течение тринадцати лет необходимость студенческих отрядов новой России. Причем, на практике реализовали множество ценных проектов.

В 2003 году над Российской службой добровольного труда молодежи нависла угроза закрытия: нечем стало платить даже за аренду помещения, где располагался аппарат ее управления. И тогда инициативная группа, куда входил и я, обратилась к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с предложением возродить студотрядовское движение в стране. Со второго захода нам удалось получить его поддержку. 17 февраля 2004 года в Кремлевском Дворце съездов прошел слет ветеранов ССО. А вслед за ним – и учредительная конференция. На ней-то и было воссоздано движение ССО, получившее новое название – Молодежное общероссийское общественное объединение «Российские студенческие отряды».

– Победа одержана! Что давало вам силы сохранить свое любимое детище?

– Убежденность фанатов ССО, к которым я отношу и себя. В чем? Да в том, что студенческие строительные отряды – это единственная организация, способная объединить вокруг себя молодежь на основе совместного труда и романтики.

– Время вносит свои коррективы. Наверняка оно повлияло и на новый облик ССО?

– А по-другому не может быть! Мы по-своему ответили на его запросы, изменив соотношение в структуре ССО. Если раньше доля строительных отрядов преобладала, то теперь их всего 15%. Остальные сегменты заняли сегодня 40% педагогических отрядов вожатых, работающих в детских оздоровительных лагерях, в том числе, в «Артеке», «Орленке», «Океане». В одном ряду с ними по востребованности – сервисные отряды в количестве девяти тысяч человек, занятые на обслуживании гостиничных комплексов, в т.ч. в Крыму, – «Ялтаинтурист».

Весьма нужными РЖД оказались и наши отряды проводников, сопровождающие пассажиров в поездах, курсирующих по всем железным дорогам России.

Кроме этого, нам удалось вернуть к жизни и ударные комсомольские стройки, но с поправкой – ударные студенческие стройки. В 2018 году их было уже четыре, предназначенные для возведения особо значимых для России объектов – Бованенковского месторождения и Росатома, проект «Сибирь» в Якутии и работы на космодроме «Восточный».

Отбор в эти отряды – по конкурсу. Причем – строжайшему. Никому никаких поблажек, ведь высочайшая ответственность! Два года назад ко мне обратился проректор Московского авиационного института с просьбой пролоббировать отправку их ССО на космодром «Восточный». Сначала я ему отказал, и только после специальной подготовки ребята из МАИ поехали на космодром.

– Время трудового семестра для большинства людей – время каникул. Этим словом древние римляне называли самое жаркое время в году, возвещающее о необходимости отдыха. А у вас – все наоборот: это период жаркого дыхания труда.

– На то мы и планета ССО, чтобы вертеться, не останавливаясь.

 

Беседу вела
 
Фото из архива  Василия Шабалдина