новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ДекабряР.И.Амиров
-
3 ДекабряН.Н.Волкова
-
3 ДекабряА.В.Евсеев
-
3 ДекабряС.Б.Коваленко
-
3 ДекабряО.А.Семенова
-
4 ДекабряТ.А.Колесникова
-
5 ДекабряС.П.Краснова
-
5 ДекабряН.И.Рогов
-
6 ДекабряМ.Е.Авербух
-
7 ДекабряН.А.Попова
-
8 ДекабряЛ.А.Мартынов
-
8 ДекабряО.Б.Урахчина
-
10 ДекабряВ.Т.Жаров
-
10 ДекабряР.И.Каманина
-
11 ДекабряА.Е.Пахомов
-
13 ДекабряГ.Н.Завалковский
-
13 ДекабряЛ.И.Русакова
-
14 ДекабряА.П.Гудыма
-
14 ДекабряЛ.Г.Тайлашев
-
15 ДекабряЛ.М.Городецкая
-
16 ДекабряТ.К.Афанасьева
-
16 ДекабряС.Н.Голиков
-
16 ДекабряИ.В.Никитин
-
17 ДекабряА.А.Дубровин
-
19 ДекабряР.О.Городецкий
-
19 ДекабряВ.И.Макарова
-
21 ДекабряИ.В.Санников
-
22 ДекабряЛ.И.Агапова
-
22 ДекабряА.М.Булавко
-
22 ДекабряЮ.Я.Горожанкин
-
22 ДекабряЕ.А.Пинигина
-
22 ДекабряЭ.А.Холин
-
22 ДекабряТ.В.Яновская
-
23 ДекабряВ.А.Гард
-
23 ДекабряЕ.А.Коновалова
-
25 ДекабряЛ.А.Власова
-
25 ДекабряД.Г.Мальцева
-
26 ДекабряН.С.Харченко
-
27 ДекабряИ.В.Лядина
-
27 ДекабряЛ.Б.Надобных
-
28 ДекабряИ.О.Вашуркин
-
28 ДекабряБ.И.Голяков
-
28 ДекабряВ.М.Рейфман
-
29 ДекабряЕ.Г.Дмитриева
-
29 ДекабряО.А.Чукчеев
-
30 ДекабряЛ.В.Клепалова
-
31 ДекабряА.Б.Золин
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Человеческая глыба
В.Ю.Филановский (слева). Куба, 1984г. |
Владимира Юрьевича Филановского я считаю своим крестным отцом, хотя разница в возрасте у нас всего 6 лет. Он закончил Московский, а я Грозненский нефтяной институт.
К тому времени уже появились научные кадры, известные не только у нас в стране, но и в мире. Люди, работающие в нефтяной промышленности, полностью отдавали себя делу. Верили – мы будем впереди планеты всей по добыче нефти. Сначала Баку, затем Оренбургская область, Башкирия, далее Татария – занимались организацией корифеи еще дореволюционного поколения.
При Н.С. Хрущеве, перелопатившем все ранее созданное до него, разогнавшем отраслевые министерства, организовали так называемые совнархозы. И зашли в тупик: новые структуры самостийно решали, что выпускать, что развивать, а что прикрыть.
В 1958 г. я приехал по распределению в Оренбургскую область, созданное еще до войны маленькое нефтепромысловое управление «Бугурусланнефть». Через 2 года стал старшим инженером промысла. Капитальное строительство, энергетика, бухгалтерия, счет в банке – свои, как у небольшого предприятия.
Когда в 70 км от Бузулука открыли новое месторождение, мне по рекомендации главного инженера Средне-Волжского совнархоза Филановского в июне 1964 г. предложили работать с нуля. Я тогда его пока и не знал. (А начальником был Виктор Иванович Муравленко.) Еще и 30-ти не было, – пацан, конечно, а уже заведующий промыслом «Бузулукнефть». Забрал 350 лучших специалистов – операторы, энергетики, строители, проектно-сметное бюро… Землю нам отвели рядом с небольшим поселочком, побывал на месте, посмотрел трубу, проектировщики сделали схему, расставили вагончики, построили все, что нужно. Кавалькада на 3 км растянулась – вместе с автоинспекцией, полевыми кухнями и поварами мы высадились на новом месторождении. Начали добывать нефть.
Так встречала нас природа: снег выше автомобиля |
Было у меня 2 маленьких самолета, возил ими вахту. Звонит генеральный директор областного объединения «Оренбургнефть»: «Будет совещание, собираются нефтяники со всей страны. Прилетай ко мне в Оренбург, полетим в Уфу». Там, со своего 8 ряда я впервые увидел в президиуме корифеев отрасли: В.И. Муравленко, В.Ю. Филановского, А.Т. Шмарёва… Шмарёв начал: мы собрались без оповещения правительства, чтобы решить: как дальше жить нефтяникам?» Вышел Филановский – красивый, молодой, смелый. Длинной указкой с подсветкой начал показывать на карту страны, – до чего довела, как он говорил, «хрущевская совнархозовка»: «Добыча нефти не растет, а падает, добывать ее нечем. Раньше, например, по всему Советскому Союзу выпускали запорную арматуру, станки-качалки, вся страна работала на нефтяную отрасль. Но пришло руководство территорий, председатели совнархозов и говорят: «Зачем нам завод, выпускающий нефтяное оборудование? У нас нефти нет. Закрыть». Министерство ликвидировали. Не нравится это слово – назовите по-другому. Но должен быть единый, объединяющий нефтяников, центр управления. Тогда ситуацию можно поправить». Так закрыли, например, на громадном заводе в Запорожье, на Украине, выпуск запорной арматуры для всей нефтяной отрасли СССР и стали производить легковые автомобили. Нефтяники начали выпускать в своих мастерских оборудование. Но я же не могу у себя на промысле построить завод?! Филановский выступал перед профессионалами-нефтяниками с докладом часа два с половиной. Три дня совещались. Опасались, что нас разгонят, но этого не произошло. Буквально через год было создано Министерство нефтяной промышленности СССР.
Команда Владимира Филановского |
Но до этого состоялась наша непосредственная встреча. Осенью из НПУ позвонили девчонки: «Николай Петрович, из управления Средне-Волжского совнархоза завтра приедет Филановский». «Буду рад». Прилетел рано утром вертолетом. Повез его на месторождение. Ему понравилось, что мы там натворили. Сели в вагончике – конторке у меня. Расспросил обо всем. Удивился: как будем работать зимой: под Оренбургом ведь как – пройдет бульдозер до 2 м, а за ночь опять снег на полтора метра ляжет. Решил, говорю, эту проблему. Показал готовые к зиме 3 танка Т-34, купленные объединением в белорусской военной части благодаря его же усилиям. Мы их переоборудовали и испытали. Ему понравилось. Потом говорит: «Я приехал с другой целью. Не получается с добычей по совнархозу. Можешь прибавить тысяч 6 суточной добычи?» Отвечаю: «Можно. Но следующий год, декабрь-январь, у меня будет тяжелый: не хватит средств выплатить премию людям. Такого никогда не было». «Я этот вопрос решу. Снизим вам план. Скажи людям: все будет нормально».
Через неделю мы прибавили добычу нефти.
Что в то время представлял из себя Средне-Волжский совнархоз? – Башкирия, Татария, Оренбургская область, Самара и Пермь, то есть 80 процентов добычи нефти страны. Филановский попал в эту струю.
Дело в том, что настоящего нефтяника формируют минимум 6-7 лет работы на промысле, он должен пройти все снизу. Недра, Земля – это живой организм. Так научили жить, работать и относиться к природе Филановского. Он был не только нефтяником, но и энергетиком, гидравликом… Все вопросы знал. Пришел после окончания института: был мастером, оператором, занимался подземным ремонтом, ремонтом скважин, геологом поработал, потом заведующим промыслом, как руководитель. То есть эту цепочку изучил досконально. И так он учил потом нас.
Главные инженеры Главтюменнефтегаза – воспитанники В.Ю.Филановского |
На каждом совещании, которое проводил, его первыми вопросами были: какое состояние месторождений, как складывается закачка, есть ли нефтеотдача, сколько скважин простаивает? «Ребята, не шутите, – говорил Фил (так мы его звали), – если вы не будете относиться к недрам, как к живому организму, соблюдать проект нефтеразработки, мы не будем дружить. Работать вы не будете». Но он не просто командовал – выслушает, расспросит по-человечески. Разговор шел откровенный, но грубости не было. Ни разу не слышал, чтоб он кого-то оскорбил. Если что не так, мог тут же отрезать: «Не болтай. По делу говори». Случались и страшные аварии, выбросы, взрывы. Он, в первую очередь, собирал всех, спокойно всесторонне анализировал и моментально принимал верное решение, что делать, как помочь. А уж потом искал виноватых, разбирался в ситуации. …Глыба. Все 66 лет жизни, доставшихся ему, он был верен своим убеждениям.
Вскоре после создания нашего Министерства страна поняла, что жить будет Западной Сибирью. Геологи подтвердили запасы нефти и газа. В июне 1965 г. Совет министров СССР принял Постановление №457 «Об организации Главного Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности». Его начальником был назначен В.И. Муравленко, главным инженером - первым заместителем начальника – В.Ю. Филановский. Работали день и ночь. Прошлый наработанный опыт не годился: громадные не освоенные территории, ни одного аэродрома, дорог нет, зимник – и все. Сообщение шло по Оби. Морозы, комары, болото. Вот что собой тогда представляла Западная Сибирь. И он нашел подход. Самые добрые отношения у него были со строителями, авиаторами, металлургами, со всеми профильными Министерствами. Все, что было новое, передовое в мире, тут же применял на месте.
Нефтяники и строители – одна команда, учили В.И.Муравленко и В.Ю.Филановский |
Не навязывал, а постепенно подготавливал человека к принятию решений. Я работал в Ставрополе, ждал заселения в новую квартиру. Он прислал телеграмму: «Последний раз приглашаю в Западную Сибирь. Больше такой возможности не предоставится». И я поехал в Тюмень. Захожу утром в кабинет. Он говорит: «Ты успел. Завтра улетаю в Москву, в Министерство нефтяной промышленности». «Съели» его: работая главным инженером Главтюменнефтегаза, Филановский не мог согласиться с теми решениями, которые ему спускали партийные структуры: гнали план в ущерб реальной ситуации, коллективу Главка и природе, вмешивались в производство. А его целью было улучшение жизни людей. Стал работать в должности начальника Главного управления капитального строительства Упрнефтегаздобычи Министерства. Затем – начальником Отдела нефтяной и газовой промышленности Госплана СССР. Решал вопросы добычи, постоянно бывал в Западной Сибири. Можно было с ним связаться, получить совет.
Принявшие эстафету от В.И.Муравленко и В.Ю.Филановского |
Когда мне в 80-м в Москве предложили возглавить инженерную службу Главтюменнефтегаза после Филановского, я сказал, что не вырос еще до этой должности – того уровня, на который ее поставил Фил. Тогда я работал генеральным директором производственного объединения «Сургутнефтегаз»: около 60 тыс. работающих. Весь Север был наш: по ширине примерно 300 км и в глубину 2 тыс. километров. Самотлор находился на уровне максимальной добычи. Хотелось там совершить прорыв. Несколько дней меня вызывали, давили. Отказаться было невозможно. Ночь не спал, вспоминал Филановского. Кабинет его в Главке, стол тот же. И это сработало. Дал согласие. Но мои 5 лет работы сложились примерно по той же схеме: боролся с цифрами, спущенными из ЦК на новую пятилетку. Три месяца терзали, сделали выездной Совет Совмина. Нужна была моя подпись.
В 1989-м году, когда начался развал нефтегазовой отрасли и разворовывание недр, В.Ю.Филановский – уже будучи 4 года первым заместителем министра нефтяной промышленности СССР – написал заявление об уходе. Этого душа его вынести не смогла.
Организовал совместное российско-германское инженерное предприятие «Камнефть». Через 5 лет его не стало.
Преемники – главные инженеры
нефтегазодобывающих управлений Главтюменнефтегаза
|