Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Декабря
    Р.И.Амиров
  • 3 Декабря
    Н.Н.Волкова
  • 3 Декабря
    А.В.Евсеев
  • 3 Декабря
    С.Б.Коваленко
  • 3 Декабря
    О.А.Семенова
  • 4 Декабря
    Т.А.Колесникова
  • 5 Декабря
    С.П.Краснова
  • 5 Декабря
    Н.И.Рогов
  • 6 Декабря
    М.Е.Авербух
  • 7 Декабря
    Н.А.Попова
  • 8 Декабря
    Л.А.Мартынов
  • 8 Декабря
    О.Б.Урахчина
  • 10 Декабря
    В.Т.Жаров
  • 10 Декабря
    Р.И.Каманина
  • 11 Декабря
    А.Е.Пахомов
  • 13 Декабря
    Г.Н.Завалковский
  • 13 Декабря
    Л.И.Русакова
  • 14 Декабря
    А.П.Гудыма
  • 14 Декабря
    Л.Г.Тайлашев
  • 15 Декабря
    Л.М.Городецкая
  • 16 Декабря
    Т.К.Афанасьева
  • 16 Декабря
    С.Н.Голиков
  • 16 Декабря
    И.В.Никитин
  • 17 Декабря
    А.А.Дубровин
  • 19 Декабря
    Р.О.Городецкий
  • 19 Декабря
    В.И.Макарова
  • 21 Декабря
    И.В.Санников
  • 22 Декабря
    Л.И.Агапова
  • 22 Декабря
    А.М.Булавко
  • 22 Декабря
    Ю.Я.Горожанкин
  • 22 Декабря
    Е.А.Пинигина
  • 22 Декабря
    Э.А.Холин
  • 22 Декабря
    Т.В.Яновская
  • 23 Декабря
    В.А.Гард
  • 23 Декабря
    Е.А.Коновалова
  • 25 Декабря
    Л.А.Власова
  • 25 Декабря
    Д.Г.Мальцева
  • 26 Декабря
    Н.С.Харченко
  • 27 Декабря
    И.В.Лядина
  • 27 Декабря
    Л.Б.Надобных
  • 28 Декабря
    И.О.Вашуркин
  • 28 Декабря
    Б.И.Голяков
  • 28 Декабря
    В.М.Рейфман
  • 29 Декабря
    Е.Г.Дмитриева
  • 29 Декабря
    О.А.Чукчеев
  • 30 Декабря
    Л.В.Клепалова
  • 31 Декабря
    А.Б.Золин
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

На краю ойкумены

 

В предыдущих томах альманаха «Тобольск и вся Сибирь» панорамно и объёмно показана  роль многих коренных народов Сибири и русского народа в  историческом освоении необъятных просторов, лежащих, как это было принято считать в европейском цивилизованном  мире, далеко за Уралом-камнем, где-то  на краю ойкумены. Эпопея освоения Сибири – это великий поход на Восток. В этом грандиозном походе  огромную роль играет  история белорусского народа, который  внёс свой  незаменимый вклад в дело  продвижения  человеческой цивилизации в дикую таёжную страну, носящую имя Сибирь.

Первая книга нового тома альманаха «Белорусы и Сибирь» открывается вступительной статьёй  Аркадия Елфимова, где  говорится об исторически обусловленной многовековой  связи между русским и белорусским народами: « [...] множество выходцев из Белоруссии ещё со времён Ивана Грозного немало способствовали тому, что могущество России из века в век прирастало Сибирью.  Как свидетельствует один из самых осведомлённых экс­пертов в этой области, В.А. Ермоленко, выходцы из Бело­руссии были «…в числе первых отважных мореплавателей в суровых условиях Северного Ледовитого океана (Прончищев и братья Лаптевы, Зарембо). Белорусы Долгушин и Мосаль­ский основали «златокипящую Мангазею», город Анадырь на Чукотке (Гриневецкий), построили морские порты на всём побережье Ледовитого океана (Ляхницкий, Лукашевич), ре­шили проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (Цытович)». [...]  Су­ществуют свидетельства, что в окружении Строгановых, на службе у которых состоял Ермак, были «литвины», при­бывшие из белорусских земель. Некоторые из них могли принимать участие в походе Ермака на Сибирское ханство. [...]  Новая волна переселения белорусов в Сибирь началась в конце XVIII в. после вхождения белорусских земель в состав Российской империи. В этот период в Сибирь стали отправ­ляться люди, надеявшиеся найти лучшую долю в этом бога­том, но суровом краю. После разгрома восстания в Польше 1830-1831 гг. в Сибирь было сослано немало участвовав­ших в нём представителей белорусской шляхты»

В иллюстрациях к статье есть потрясающая фотография  Прокудина-Горского 1910 г., на которой  мы видим переселенца. Нехитрый скарб, беспорядочно сваленный  в кучу, а на ней в одиночестве сидит немолодой мужчина  на дикой таёжной поляне. Глядя на  картину, ясно понимаешь,  какой неподъёмный труд предстоит этому человеку, чтобы хоть как-то зацепиться за жизнь – хотя бы просто построить  крышу над головой, ведь  в Сибири, как известно, девять месяцев в году  лютует зима. Понимаешь и то, что те, кто вот так с нуля  строили жизнь  своими руками (ведь ничего другого у них не было!), это  люди абсолютно фантастической породы.

В своей публикации Аркадий Елфимов отмечает  и тот удивительный факт, что судьба Фёдора Михайловича Достоевского, предки которого имеют белорусские корни,  мистическим образом связала  судьбы Белоруссии и  Сибири. И к этому факту придётся ещё не раз вернуться по мере нашего повествования о двухтомнике «Белорусы и Сибирь».

В исторической ретроспективе прослеживаются несколько волн  переселений из Белоруссии в Сибирь – это и начало 20 века, и 20-30-е и предвоенные годы, а также  переселения, связанные с  военным временем,  репрессиями,  и  с грандиозными планами освоения Сибири в середине 20 века.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает тему, уделяя особое внимание  сотрудничеству  и интеграции Белоруссии  и России во многих сферах  деятельности, в том числе,  и на региональном уровне: «Важнейшим направлением интеграции Бела­руси и России является региональное сотрудниче­ство. В этом мы в очередной раз убедились во вре­мя форума в Минске, куда в июне этого года (2016 г. – Ред.) съехались представители регионов двух стран. Имен­но регионы Российской Федерации спасли вот это братство двух славянских государств».

Первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Андрей Евдоченко, Почетный Генеральный консул Беларуси в Тюмени Владимир Шугля и председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. Минск, август 2018г.

 

Идею сотрудничества и интеграции двух государств углубляют и дополняют некоторые материалы этого раздела и современное состояние многогранных взаимоотношений  Беларуси и России. Например, в публикации Романа Федорова  «Кто мы: «рассейские», «самоходы»  или белорусь?»  рассказано о  формировании устойчивых групп  белорусов на территории Сибири и дальнего Востока.

В разделе «Как это было» в материалах историка и этнографа Александра Яркова «Литовские ж люди белорусцы» речь идёт об особой категории служилых людей  в Сибири – «лит­ве» (литвины / литовцы / казаки литовского списка), о наи­меновании которых можно однозначно говорить лишь в связи с указанием места первоначального исхода. О том, что встраивание переселенческих групп в жизнь и быт Сибири происходило весьма  драматически, повествует   исторический очерк Николая Оглоблина  «Заговор  Томской «Литвы» в 1634 году».

Одним из самых интересных материалов этого раздела является повествование Павла Саенко «Сибирь, богатством которой могущество России прирастает: белорусский вклад», где говорится о людях, участвовавших в освоении Сибири, Енисейской губернии, Приморской области, Камчатки и Аляски. И в каждой из таких  экспедиций  участвовали и белорусы, например, Василий Прончищев, уроженец могилёвских шляхтичей. Или Борис Вилькицкий. За успехи в руко­водстве Гидрографической экспедицией Северного Ледо­витого океана он был отмечен высокой царской милостью – присвоением звания флигель-адъютанта. А Русское гео­графическое общество присудило ему свою высшую награ­ду – Большую золотую Константиновскую медаль.  Продолжают эту тему публикации историков Анны Люцидарской, Марины Бережновой, Василия Ракито, Натальи АлександровичНатальи Бутковской и других авторов.

Многочисленные фотоматериалы очень удачно дополняют  раздел. Например, цветная современная фотография «Сибирячка-белоруска» – это не просто портрет пожилой женщины возле  берёзовой поленницы, но это  типаж белоруской женщины, которая вынесла на своих плечах  всё – тяготы тяжёлого, невыносимого быта в сибирской тайге, военное лихолетье, заботы о муже, детях, внуках, а также и попечение о том, как бы не забыть  о  красоте – ведь поленница сложена аккуратно – хоть картину с неё  пиши. А фартук у бабушки – цветистый, а глаза у неё  улыбаются, несмотря ни на что!  То же самое можно сказать и о чёрно-белой  фотографии  1917 года женщины за ткацким станком. Те же терпение, смирение и полуулыбка, которые  ведут  и русских, и белорусов  через века и  тернии жизни.

Хороша и колоритна фотография  «Улица д. Никольск  Знаменского района Омской области». Знаменский район – одно из мест поселения белорусов.  Фото автора Анны Крих сделано по время этнографической экспедиции ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в 2015 г.  В кадре старинный деревянный дом в шесть окон на фасаде, высокие раскидистые сосны, а под ними немудрёные качели, на которых качаются деревенские мальчишки и девчонки.  Таким уютом, внутренним светом озарена эта фотография, что всматриваешься в неё, и уходить  из этого живого кадра совсем не хочется.

Недавняя эпоха освоения нефтяных богатств Сибири  смотрит на нас с фотографии Дмитрия Бальтерманца  «Нефтяник», из серии путешествие по сибирской реке Обь, 1971 год. На фото крепкий советский паренёк в рабочей форме, в бушлате – стоит по-хозяйски на  трубах нефтепровода, а сзади – силуэты подъёмных кранов. Это очень точный образ советского времени  великих надежд и свершений под лозунгом «Даёшь БАМ!» 

Всё это свидетельства  исторического пути, на котором  всегда  было главным сотрудничество  белорусов и сибиряков.

В разделе  «Наследие» в материалах Ларисы АболинойЕлены ФурсовойЛилии Дёминой речь идёт о культурных традициях, обычаях, обрядах, о крестьянском мироощущении в фольклоре  белорусов, живущих  в Сибири.  Особенно  наполнена многими красочными подробностями и обрядовыми деталями  статья Татьяны Тяпковой «Свадьба белорусских переселенцев»: «Свадебный обряд объединяет в своей структуре явления, различные по своей природе: ритуальные действия, эле­менты материальной культуры, вербальный и музыкальный фольклор (песни, танцы, причитания, приговоры, пожелания и др.). [...] За несколько дней до свадьбы приезжал женихов отец с водкой, со своей закуской «невесту закармливать». Это толь­ко своя семья собиралась, никого не приглашали. Посидели, обговорили там, сколько чего на свадьбу надо, кого за гармо­ниста брать, сколько гостей будет от одних и от других, свадь­бу ж и у молодой,  и у молодого гуляют. А в субботу крёстная мать с кем-нибудь из близких родственниц пекли каравай. На каравай раньше разные песни пели».

Раздел «Святая Русь» в альманахе традиционно связан  с историей церкви  и жизни  её служителей, и открывается  отрывками из путевых заметок архиепископа Нила (Николая Исааковича), родившегося 9 декабря 1796 (1798, 1799) г. в селе Орехи Оршанского уезда Могилёвской гу­бернии Российской империи,  белоруса по происхождению. Статья называется  «От Тюмени до Иркутска». Заметки, написаны прекрасным художественным слогом и позволяют  в буквальном смысле воскресить образы людей того времени – начала 18 века: «Кстати, о станции. Здесь хозяйничала благословенная че­та, давно отпраздновавшая золотую свою свадьбу. Муж – ве­ликан, седой как лунь; жена – дородная и слепая. Старушка, заслышав разговор мой с мужем её, вышла из конуры своей, вздохнула и начала витиеватую речь о худом своём житье-бытье. Речь лилась рекою, чувство воспламенялось, и всё по­казывало, что для пифии нашей и летний день короток. Хозя­ин пощадил моё терпение и прервал беседу подруги своей. Тут начался другой акт. Оскорблённая вмешательством раз­разилась укорами мужу; муж взял слепую за плечи и указы­вал ей, как смог и умел, путь к двери». Неправда ли, весьма колоритно, буквально в нескольких словах  выписаны портреты и характеры этой четы? 

А вот что пишет архиепископ Нил о Тобольске: «Не знаю почему, но только жаждал я видеть эту старинную столицу Сибири. Мне казалось, что в окрестностях её встретятся те самые орды, которые так славно поражал ви­тязь наш Ермак Тимофеевич; что я увижу останки твердынь, низпроверженных русским героем. [...] Со въезда от Москвы, город имеет величественный вид. Этому способствует возвышенная местность, которую зани­мают все лучшие в городе здания, за исключением вновь выстроенных на подоле».

Но сам город архиепископу не понравился, хотя описал он его в своих  путевых заметках  довольно подробно и точно. Жаль, что время – штука быстротекущая и коварная, и  архиепископу Нилу никогда не дано будет взглянуть даже и одним глазком на современный преобразившийся  до неузнаваемости  прекрасный город Тобольск, который  великий Семён Ремезов уподобил мирному ангелу.

 

В разделе «Судьбы и характеры» следовало бы по значимости материалов выделить  два очерка. Первый – историка Александра Лосунова, посвящённый Петру Михайловичу Капцевичу, первому генерал-губернатору Западной Сибири, выходцу из белорусского шляхетского рода. Вот как о нём отзывались его современники: «Период управления Западной Сибирью Петра Михай­ловича Капцевича составляет самую блестящую страни­цу в исторической хронике Омска. И.Я. Словцов».

Вторая публикация  Маргариты и Екатерины Юниных посвящена  выдающемуся учёному-краеведу  Александру Александровичу Ду­нину-Горкавичу, выходцу из Белоруссии: «А.А. Дунин-Горкавич – третий сын в семье губернского секретаря обедневшего польского дворянина Александра Иосифовича Горкавича, родился в Слонимском уезде Грод­ненской губернии 10 (22) апреля 1854 г. Крестили мальчика в римско-католическом костёле местечка Рожаны (совр. Ру­жаны) и нарекли именем отца. Александр получил двойную фамилию Дунин-Горкавич. Учился он в Гродненской гимназии, а затем поступил в Ли­синское лесное училище, располагавшееся в посёлке Лиси­но-Корпус под Санкт-Петербургом. По окончании училища Александр получил специ­альность техника-лесовода и звание лесного кондукто­ра. В 1875 г. Дунин-Горка­вич призывается на воен­ную службу и зачисляется в лейб-гвардию гренадерского полка имени его Император­ского Величества царя Алек­сандра II. Во время воинской службы ему довелось уча­ствовать в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., сража­ясь за освобождение бал­канских народов от турец­кого ига. Александр провёл на фронте более полугода, с начала сентября 1877 г. до марта 1878 г. За смелость и находчивость, проявленные на поле боя, он был награж­дён тёмно-бронзовой меда­лью «В память русско-турец­кой войны 1877–1878 гг.» и произведён в унтер-офи­церы».

Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» учреждена в 1994 году  Премия им. А.А. Дунина-Горкавича – символ тесного векового сотрудничества двух народов – русского сибирского и белорусского – на ниве науки и культуры. За время работы конкурсной комиссии лауреатами этой премии стали более четырёх десятков деятелей науки, литературы, театра, культуры, меценатов и других мастеров творческих профессий.

В разделе «Родословие» следует особо отметить  материалы, посвящённые исследованию родовых корней Ф.М. Достоевского, в частности, публикацию кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы БГУ Дмитрия  Башкирова  «Предки Ф.М. Достоевского  в XIV–XVI вв», где автор пишет: «Пристальный интерес к творчеству великого писателя, попытка отыскать новое, современное, актуальное в строках хорошо знакомых романов побуждают ещё раз «узреть корень», вспомнить о том, что связывает нас с Достоевским. Поэтому мы предлагаем поговорить о связи Ф.М. Достоевского с белорусской землёй, которая видится нам не только кровной, но и духовной».

И тут мы ещё раз обращаемся к начальному напутственному слову Аркадия Елфимова, в котором  отмечен тот удивительный факт, что судьба Фёдора Михайловича Достоевского, предки которого имеют белорусские корни,  мистическим образом связала  судьбы Белоруссии и  Сибири. Так что имя великого писателя освящает одновременно духовное небо двух народов.

Презентация факсимильного издания «Евангелие Ф.М. Достоевского» на филологическом факультете Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

 

Вторая книга  альманаха «Белорусы и Сибирь»  открывается  разделом «Памятное», в котором  представлены материалы о жизни, быте, истории купеческих, крестьянских белорусских  родов,  белорусских деревень в Сибири. Особо следует отметить  публикацию кандидата философских наук  Романа Фёдорова «Павлик Морозов: от мифов к покаянию», посвящённую тому самому Павлику Морозову, которого долгое время  считали примером  патриота, а после  его образ использовался как  символ  предателя.  Может быть, впервые  в этой публикации так подробно обнародована  история семьи Павлика Морозова, которая имела белорусские корни: «Деревня Герасимовка, в которой родился Павлик Моро­зов, была основана в 1908 г. крестьянами из Белоруссии, переселившимися сюда в результате аграрной реформы П.А. Столыпина из Витебской и Минской губерний. На террито­рии большинства районов Сибири, в которые осуществля­лись массовые крестьянские переселения во второй поло­вине XIX – начале ХХ в., уже успела сложиться прослойка русского старожильческого населения, значительная часть предков которого поселилась на этих землях в течение XVII– XVIII вв. Таких людей, как правило, называли чалдонами. В противовес этому крестьян, прибывавших в Сибирь со вто­рой половины XIX в. из западных губерний, часто называли самоходами».

Независимо от  фактов и оценок образа этого героя, каждому читателю стоит прочесть опубликованный в альманахе  редкий  материал.

В разделе «Учёный Совет» читатель найдёт интереснейшие  исследования  на тему «Русские воеводы Сибири и выходцы из великого княжества Литовского в первой трети XVII в.»  доцента кафедры БГТУ Ивана Соколовского, «Выходцы из белорусских земель на службе в Сибири в XVII в.» историка Ивана Каменецкого  и  «Выходцы из Белоруссии и Литвы в Тобольске XVII в.» кандидата исторических наук Николая  Никитина. А также много материалов о современной  жизни и деятельности белорусских диаспор в Сибири.

Альманах продолжает раздел «Письма. Дневники. Путевые заметки». Здесь следует обратить внимание  на потрясающие Письма из сибирской ссылки  «Тоска по родине сильнее смерти…»  белорусского писателя Б.М. Микулича: «Жизненный путь белорусского писателя Бориса Михайловича Микулича (1912–1954) завершил­ся вдали от родины, в таёжном сибирском посёлке Машуковка Мотыгинского района Красноярского края. Не по своей воле провёл он долгие годы в Сибири... Борис Михайлович Микулич родился 19 (6) августа 1912 г. в г. Бобруйске в семье земских медиков. […] После смерти ро­дителей Борис вместе с младшей сестрой жили на попечении двоюродной сестры. Начал писать он рано – когда учился во втором классе. Первый его рассказ «Міроніхін курган» газета «Звязда» раскритиковала. Молодой автор вырезал эту рецен­зию и на ней написал: «А всё-таки я буду писателем»   […]    26 ноября 1936 г. Борис Михайлович был арестован. На прощание он бросил сестре, с которой вместе жил: «Не переживай, это явное не­доразумение. Я скоро вернусь!» Верховный суд БССР осудил его на десять лет лише­ния свободы за то, что Б.М. Микулич, работая в издательстве, «содействовал изданию художественной контрреволюцион­ной литературы». В 1937 г. писатель был переведён в Мари­инск Новосибирской области, в 1938 г. – в Решёты Краснояр­ского края. Тюрьмы, этапы, лагеря, нечеловеческие условия, тяжёлая работа на лесозаготовках, строительстве железной дороги, земляных работах, голод, холод подорвали здоро­вье, но не отбили желание писать. Находясь в ссылке, Борис Михайлович продолжал заниматься творческой деятельно­стью.  […]   В апреле 1949 г. Борис Микулич был повторно арестован. Приговор: «На вечное поселение в Красноярский край».

Писатель умер 17 июня 1954 года. Его письма из «глубины сибирских руд», опубликованные в альманахе и адресованные  друзьям и родным, невозможно читать без  душевного трепета.

Раздел «Трибуна»  представлен удивительными по вере в великое будущее нерушимого союза Белоруссии и Сибири статьями Чеслава Кервеля и  Открытым письмом Верховному Совету республики Беларусь от 1992 года  Академиков Российской академии наук Коптюга Валентина Афанасьевича,  Трофимука Андрея Алексеевича и  Пармон Валенина Николаевича, которые  ратовали за  необходимость государственного двуязычия в Белоруссии.

Великолепен и традиционный  раздел альманаха «Сибирский изборник», где читатель найдёт неповторимые стихи поэтов белорусского происхождения: Ивана Кондратьева «По диким степям Забайкалья»,  Алеся Гаруна «Осень холодная чёрною думою», Сергея Дорожного «Зима теперь и снега по колено»,  Ядвиги Баганской «Мне снова снится отчий дом»,  Андрея Александровича «Когда мне очень тяжко станет, Когда я мрачен и угрюм»,  Галины Шпак «Электричка стонет голубем»,  Ивана Ласкова «Стихи к тунгусской девушке», Валентины Ерофеевой-Тверской «В белорусском полесье кукушка слышна».

Поэзия белорусских поэтов всегда отличалась напевностью, музыкальностью, глубокими проявлениями душевных переживаний, любовью к Отечеству.

В разделе «Малый эпос» читатель познакомится с великолепной по своей выразительности прозой  Андрея Алданова-Семёнова, посвящённой жизни и судьбе исследователя Сибири, геолога, геоморфолога, географа, палеонтолога академика И.Д. Черского, а также историческими художественными произведениями  известных белорусских писателей Николая Телешова (рассказ «Самоходы» 1894 г), Геннадия Лугового (рассказ «Свадьба в Малиновке»), Яна Скрыгана (отрывок из повести «Круги», опубликованной после  реабилитации писателя в 1954 г).

В целом, двухтомник «Белорусы и Сибирь»  оставляет впечатление  грандиозной панорамы исторической, духовной, культурной связи двух великих народов, которая определена даже не на Земле, а  словно бы  высоким повелением небес. И действительно,  уникальное издание «Евангелие Ф.М. Достоевского», осуществлённое в Тобольске в 2017 году,  невидимыми и реальными нитями скрепляет дружбу Беларуси и Сибири, ведь теперь  эта  небесная книга  находится  в Национальной библиотеке Беларуси и в Народном школьном литературно-краеведческом музее им. Ф.М. Достоевского,  неподалёку от которого  ведутся поисковые  работы, связанные с  восстановлением родовой усадьбы   великого писателя  в имении Достоево.

Двухтомник «Белорусы и Сибирь» –  новая  веха    в  масштабных  просветительских, научных и культурных проектах Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», который вот уже четверть века  работает на  преумножение  славных достижений  народов Сибири и России.

 

Людмила Козлова
Бийск, Алтай
 
Фото встреч в Беларуси предоставлены фондом «Возрождение Тобольска»
Фото г.Тобольска Аркадия Елфимова