Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Июня
    Ф.Т.Алыев
  • 2 Июня
    С.Б.Голяков
  • 3 Июня
    Я.П.Канареев
  • 5 Июня
    А.Ю.Буланов
  • 5 Июня
    А.Е.Буланова
  • 5 Июня
    Н.О.Долгих
  • 5 Июня
    И.Б.Пищугин
  • 5 Июня
    А.Х.Шомахов
  • 6 Июня
    Д.В.Бородько
  • 6 Июня
    А.С.Ладанюк
  • 6 Июня
    С.С.Чурилова
  • 7 Июня
    А.А.Захаров
  • 7 Июня
    К.Л.Щепетев
  • 8 Июня
    Х.Х.Гумерский
  • 9 Июня
    В.Г.Устюгова
  • 9 Июня
    Р.Ф.Маловечко
  • 10 Июня
    В.С.Плотников
  • 11 Июня
    Г.С.Югас
  • 12 Июня
    В.И.Асаенко
  • 13 Июня
    В.А.Архипов
  • 13 Июня
    Е.Ю.Клепалов
  • 13 Июня
    Л.С.Попова
  • 13 Июня
    И.Г.Реймер
  • 14 Июня
    А.Ю.Саковский
  • 14 Июня
    А.В.Шаталов
  • 15 Июня
    И.А.Межецких
  • 15 Июня
    А.В.Чинчевич
  • 17 Июня
    А.К.Дубяга
  • 17 Июня
    В.П.Иванова
  • 18 Июня
    Н.А.Бургачева
  • 18 Июня
    Н.Ф.Назаров
  • 20 Июня
    А.Г.Ахатов
  • 20 Июня
    Н.Л.Устюгов
  • 21 Июня
    О.Н.Рачкова
  • 21 Июня
    П.В.Тараканов
  • 22 Июня
    Д.Л.Фалалеева
  • 23 Июня
    С.С.Свеженин
  • 23 Июня
    В.В.Юхимчук
  • 24 Июня
    Н.И.Кизуб
  • 24 Июня
    Ю.В.Неёлов
  • 25 Июня
    В.А.Попов
  • 25 Июня
    К.К.Руппель
  • 27 Июня
    П.С.Барышников
  • 27 Июня
    В.Н.Бондарь
  • 27 Июня
    Л.Н.Вепрев
  • 27 Июня
    Н.И.Петрова
  • 28 Июня
    К.М.Беслекоев
  • 28 Июня
    А.Л.Сивков
  • 29 Июня
    О.В.Залогин
  • 29 Июня
    В.М.Пищугина
  • 29 Июня
    Л.Г.Рафиков
  • 30 Июня
    К.Т.Нарыжный
  • 30 Июня
    В.Г.Перевозкина
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

Рубились за Ермака, отправлялись в самоходку

 

Чтобы узнать о старинных белорусских обрядах, послушать исконные песни, не обязательно искать старожилов в отдаленных полесских деревнях. Традиции лучше всего сохранились в... Сибири. Теперь туристы могут пройти путем первых переселенцев из Синеокой в таежный край.

Поможет в этом уникальный туристический маршрут: «Дорогами предков - самоходов в Западную Сибирь: Тюмень. Тобольск. Викулово». Почему самоходов? Потому как ни аэропланов, ни даже железных дорог в ту пору в здешние края еще не проложили. Лошаденку могла себе позволить не каждая крестьянская семья. Поэтому тысячи километров белорусские искатели лучшей доли преодолевали на своих двоих. То бишь – самоходом.

– Вклад сябров в развитие Сибири огромен. Он начался еще с похода Ермака, – рассказал корреспонденту «СВ» Почетный Генеральный консул Республики Беларусь в Тюмени Владимир Шугля. – В войске легендарного атамана был целый отряд белорусов. Правда, в тогдашних летописях они прозывались литвинами, поскольку Беларусь в ту пору входила в Великое княжество Литовское.

Отчаянные были ребята эти литвины, в заваруху лезли в первых рядах, за чужими спинами не прятались и оружие всегда держали в порядке, «сабли наточены до зеркального блеска», – встречаются такие описания в записях современников.

С тех пор «народная тропа» не зарастала. В XVII и XVIII веках многие семьи из Речи Посполитой (с территории нынешних восточных белорусских областей) добровольно перебирались в Сибирь из-за притеснения православия, неурожайных годов и голода.

– Позже, в годы Столыпинской реформы, сюда переселились еще больше шестисот тысяч белорусов, – продолжает Владимир Шугля. – Благодаря им здесь стало развиваться льноводство, формировалось сельское самоуправление. Их потомки до сих пор бережно хранят народные традиции и праздники.

Новый маршрут – уникальная возможность повторить путь первых белорусов в Сибири.

– Для многих это возможность восстановить свою родословную, узнать больше о жизни предков. Наконец, жители республики смогут лучше узнать Россию за Уралом, – приглашает автор проекта Людмила Бакланова. – Для творческих коллективов такая поездка станет настоящим откровением. Ведь в Сибири благодаря стараниям многочисленных энтузиастов сохранился в первозданном виде огромный пласт белорусского фольклора. В частности, песни, которые в самой Беларуси уже не поют, утратив их за давностью лет. Для историков, не сомневаюсь, будет интересно посмотреть на остроги, которые возводились, в том числе, руками белорусских самоходов.

 

СВЯТОЕ ДЕЛО
При советской власти это был подвиг 

 

Предки Владимира Габруся перебрались в Тобольск из Бобруйска больше ста лет назад. В свое время он был председателем передового колхоза «40 лет Октября».

Но знаменит Габрусь стал не только, как тогда писали, трудовыми подвигами. В 80-х годах он совершил, казалось, невозможное. Отреставрировал и вернул к приходской жизни Христо-Рождественскую церковь. Один из первых, если не самый первый каменный храм, построенный в тех таежных краях (до того возводили только деревянные).

В советское время церковь закрыли и превратили в склад удобрений. Душа болела у председателя смотреть на это безобразие. В конце концов, он все-таки добился своего – убедил районное и партийное начальство (без этого тогда было никак) вернуть церкви Божеский вид. И первым внес деньги на реставрацию. Селяне за председателя были горой. И на колхозном сходе единогласно постановили образовать специальный фонд по возрождению храма.

Владимир сам ездил в Тобольск, в строительную контору, согласовывать проект. И работа закипела.

– Правда, для того чтобы открыть приход, пришлось писать специальное письмо аж в Совет Министров СССР, чтобы разрешили. Такое тогда было время. Боялся  –  откажут. Мол, как это так, в передовом краснознаменном хозяйстве – и вдруг церковь. Но они – разрешили. И в 1989 году приход открылся, – вспоминает Владимир Габрусь.

Христо-Рождественская церковь, с. Слобода-Бешкиль Исетского района Тюменской области. Фото предоставлено Татьяной Брагиной.

 

Ныне он возглавляет «Национально-культурную автономию белорусов Тобольска». В городе по инициативе Габруся отреставрировали еще и белорусский Дом-музей. Переступая порог, словно совершаешь путешествие во времени и оказываешься в атмосфере двухсотлетней давности, где первые белорусские переселенцы поднимают таежную целину. Старинная деревянная мебель. Неизменные вышиванки. Веет приятно теплом от раритетной печи, сложенной по той, дедовской технологии. Такие печурки кое-где еще можно встретить и в Синеокой. Но эта – исконная сибирячка. С белорусскими корнями. Как и местные жители, которые не забывают, откуда они пришли, и гордятся этим.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
В тайгу со своим панцирем

 

«Одно сердце, две родины», – любит повторять Галина Ситдикова. Она создала и уже много лет руководит уникальным фольклорным ансамблем «Березка» в деревне Новоберезовка под Тюменью.

Немного есть мест в мире, где можно своими глазами увидеть обряд «Хождение со Звездой», которому больше 150 лет. А драники какие тут готовят по старинным рецептам – проглотишь вместе с языком. Да еще наливочкой угостят, как пивали далекие предки, переселившиеся сюда двести лет назад с Могилевщины. В Беларуси такую уж давно не делают – рецепт позабыли.

Деревня Ермаки в соседнем районе – вообще точная копия поселка Рогинь в белорусском Полесье. В каждой хате точно такое убранство, как и за три тысячи километров отсюда. Непременный красный угол, вышитые орнаментом рушники. Жители, хоть давно уже стали сибиряками, по-прежнему «дзекают» и «цекают», храня верность родному языку. Даже фамилии у жителей Ермаков и Рогини часто одни и те же.

Ничего удивительного. В конце ХIХ века семьи из Полесья добрались самоходом до глухой сибирской тайги и пустили здесь корни. Но традиции хранят как зеницу ока. На Купалье бывает особенно многолюдно. Съезжается народ из всех окрестных деревень. Посмотреть есть на что. В Ермаках народный праздник отмечают по исконным белорусским традициям, которые завезли первые переселенцы из Синеокой. Всех гостей угощают чаркой настоящего белорусского пива, сваренного еще по прапрадедовским рецептам. По усам течет и в рот попадает. Выпил одну чарку, подходи за другой – гулять так гулять.

Чисто белорусские деревни под Тюменью и Тобольском сохранились сразу в нескольких районах. Так, двести лет назад из Витебской губернии в Сибирь переехало на ПМЖ много «панцирных бояр», несших у себя дома воинскую службу на коне в тяжелом «панцирном» вооружении. Царским указом им были дарованы права казаков. Профессиональные вояки превратились в мирных землепашцев. Обустроили добротные избы, завели скотину. У белорусов есть одна национальная особенность – не умеют делать плохо. Уж если за что-то взялись – исключительно по высшему разряду.

Окрестные коренные мужики с завистью поглядывали, как быстро соседи идут в рост. Уважали и побаивались – все бывшие служивые. Вместо того чтобы задираться, учились у сябров хозяйской хватке. Потомки же тех «панцирных» переселенцев до сих пор компактно живут в таежных краях.

Молодежный ансамбль белорусской музыки и песни «Палессе». Тюменский областной национальный фестиваль «Масленица», 10 марта 2019г. Страница Вконтакте Юлии Черепановой.

 

Газета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
«Союзное Вече», 6 февраля 2019г.