новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Мегионский прорыв
В этом году сибирские геологи отметили не только 55-летие учреждения Дня геолога, но и 60-летие мегионской нефти.
Мегионский прорыв |
21 марта 1961 года в утреннем выпуске «Последних известий» на всю страну голос диктора сообщил: «В центре Западно-Сибирской низменности, недалеко от села Нижневартовск с глубины более двух тысяч метров впервые получен фонтан нефти дебитом 200 тонн в сутки».
Сибирские геологи таким образом подтвердили прогнозы науки о том, что Западная Сибирь может стать самой крупной нефтяной областью мира.
…Салманов шел к этому почти четыре года. С тех пор как в августе 1957 года «замыслил он побег» и передислоцировался с большим скандалом из Кузбасса, где нефти, по его мнению, и быть не могло, в Среднее Приобье, недра которого, как он считал, богаты углеводородами. В этом его убедил еще в студенчестве профессор Михаил Абрамович, ученик Ивана Губкина.
Среднее Приобье было изучено в то время очень слабо. Сейсмические работы на Оби велись робко. Никто с точностью не мог сказать, где эта нефть залегает. Пробуренные в Ларьяке, Покуре опорные скважины дали лишь общее представление о геологическом разрезе пород.
Когда скандал с «самоволкой» Салманова угас, местные власти выделили геологам старую колхозную контору с телефоном и разрешили начальнику нефтеразведки Салманову купить в колхозе выездного коня, которого тот назвал Казбеком. Из технического арсенала геологи владели лишь одним буровым станком и двумя тракторами. С этого началось строительство электростанции, механической мастерской, кузницы, складов, жилья.
Среднее Приобье долго молчало. Скважины с упорством, достойным лучшего применения, отдавали лишь минеральную воду. Как тут не впасть в отчаянье?
И всё же усилий геологи не оставляли.
Первая буровая – Сургутская № 1-Р на окраине Черного мыса поднималась медленно. А при бурении случилась авария, оборвался трос. Чтобы поправить положение, надо было доставить «катушку» весом в полторы тонны в Локосово из Сургута, а это 100 километров. Но как? Ни вертолета, ни мощного вездехода на ту пору у геологов не было. Решили на лошадке тянуть канат волоком по льду. Лошадей арендовали в колхозе и караван отправился в путь под руководством молодого геолога и комсорга Евграфа Теплякова. Салманов два дня ждал от Грани (так он звал Теплякова) вестей и наконец по рации пришло долгожданное сообщение: «Задание выполнено, лошади целы, люди загорели, один раз даже искупались». Как потом выяснилось, сани все же провалились в воду, к счастью люди не пострадали.
10 сентября 1959 года Сургутская нефтеразведка вошла в состав Тюменского геологоуправления (ранее Салманов подчинялся Новосибирскому управлению) и стала называться Сургутской комплексной геологоразведочной экспедицией.
Бурение скважины Р-1 было начато 20 января 1959 года у Черного мыса с торжественного митинга, на котором настоял Салманов. Начальник экспедиции очень хотел, чтобы сургутяне запомнили этот день как начало новой нефтяной эпохи. Но в результате испытания скважины был открыт лишь артезианский источник подземных вод. Первая скважина в Сургуте не дала нефть. «Не пора ли сворачивать работы в Среднем Приобье?» – раздавались то в Тюмени, то в Москве резонные вопросы.
У тех, кто отстаивал высокую перспективность Западной Сибири на нефть, было немало оппонентов. Наиболее одиозной фигурой считался директор Саратовского научно-исследовательского института, кандидат наук Назаркин. Он считал, что нефти в Среднем Приобье быть не может, а государство только зря выбрасывает деньги, финансируя геологоразведочные работы. Письма с такими аргументами шли в ЦК КПСС, Совмин, в обком, министерства. Денег на геологоразведку отпускалось мало, что и затормозило на годы открытие месторождений.
…Салманов нервничал. Его упрекали: буришь на воду! А где нефть? Сомнения в перспективности недр Сургутского Приобья только усиливались. Однажды даже начальник геологического управления Юрий Эрвье сорвался: «Поезжайте в Шаим. Поучись бурить!». Когда в июне 1960 года рванул Шаимский фонтан и была получена первая в Западной Сибири нефть, от Сургутской экспедиции стали отщипывать последние ресурсы, переводить специалистов на другие объекты. Работы в Сургуте предполагалось приостановить, направив ресурсы на Шаимскую площадь и в Березовский район.
На Баграс! |
Последняя надежда сургутских геологов была связана с Мегионской площадью. На берегу Баграса работала буровая бригада Григория Норкина. В марте 1960 года там завершилось бурение скважины, но испытание не могли начать из-за отсутствия насосно-компрессорных труб. Только через год(!) состоялось испытание первой мегионской скважины. По этой причине работающие на Конде геологи опередили мегионцев. Шаим, а не Мегион, стал первой ласточкой. Но Мегион проложил дорогу к Самотлору.
Буровой мастер Г.И. Норкин |
21 марта 1961 года из Мегиона пришла долгожданная радиограмма:
«Салманову. Скважина фонтанирует. Идет вода с нефтью. Скважину закрыли. Как быть? Тепляков».
«Откройте скважину, проводите отвод на озеро. Утром прилечу», – сообщает в ответной телеграмме Салманов.
Утром Салманов самолетом АН-2 вылетел на буровую. Проваливаясь в глубоком мартовском снегу, Тепляков с Салмановым бежали к скважине:
–Открывай задвижку! – крикнул Тепляков буровому мастеру Григорию Норкину, стоявшему возле скважины.
Ф.К. Салманов открывает задвижку скважины №80, 1964 год. Фото А.Мясникова |
Тот открыл и, как описывали в своих репортажах журналисты, «тугая струя нефти вырвалась наружу подобно джинну из кувшина. Все стали мазать лица друг друга черной жидкостью». В радиограмме Фармана Салманова начальнику Тюменского геологического управления Юрию Эрвье говорилось:
«Скважину Мегионскую-1 19 марта простреляли в интервале 2175-2178 м. 20 марта понизили уровень на глубину 480 м. 21-го в 13 часов дня, после дополнительного тартания начался слабый перелив разгазированной технической воды, в 14 часов появилась нефть. Дебит нефти по записи в коллеторском журнале 21 марта составил 288 кубометров в сутки, т. е. 1 бочка емкостью 200 литров заполнялась одну минуту».
Салманов рассказывал, что всем своим оппонентам отправил телеграммы такого содержания: «Уважаемый товарищ, в Мегионе, на скважине № 1, с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов».
Новое месторождение получило название Мегионское. В 1962 году, когда была организована нефтеразведочная экспедиция, здесь стояли еще баржи и вагончики. Как писали газеты того времени, адрес экспедиции был коротким: «Нижневартовский район, поселок Мегион. Тайга».
Возглавившему Мегионскую нефтеразведочную экспедицию Владимиру Абазарову вскоре поручат непростое дело – взять штурмом Самотлор. Но к тому рывку надо было еще подготовиться…
В.А. Абазаров, начальник Мегионской нефтеразведочной экспедиции. |
А у Салманова после мегионского фонтана случилась еще одна победа: Усть-Балык. Там бурилась 62-я скважина.
Месторождение готовили как подарок к ХХII съезду партии. «Недосыпая, в начавшуюся октябрьскую стужу поистине героически трудились люди, - рассказывал позже главный геолог Главтюменьгеологии Л.И. Ровнин. - Наконец, настал день 15 октября 1961 года. К утру закончили прострел скважины против предполагаемого нефтяного объекта и начали спуск труб. В полдень из скважины стали откачивать первые порции воды для возбуждения пласта. Уровень снижался не быстро: сто, двести, пятьсот метров. Никакого фонтана нет. Шестьсот метров — все спокойно. Глубина уже превышала предел, после которого редко бывают нефтяные фонтаны. Невеселые мысли проносились в это время у меня, у Салманова, да и у всех, кто жил эти дни в тревожном ожидании. Мы молча сидели на рации, обдумывая, что же могло случиться? Почему нет фонтана? И вдруг связист Жданов схватился за наушники и закричал: «Фонтан!». Так 15 октября 1961 года открыли Усть-Балыкское месторождение. Спустя два месяца, 18 декабря 1962 года Усть-Балыкское месторождение окончательно подтвердило, что его недра содержат богатейшие запасы. Из скважины № 63 ударил фонтан с суточным дебитом нефти 800 тонн. И тогда поселок было решено переименовать в Нефтеюганский. «Нефть на Юганской Оби!» - эти слова теперь многое определяли. Выходит, Салманов в нужное время оказался в Среднем Приобье.
«Это была, пожалуй, самая главная победа в мои тридцать лет», - писал в своих воспоминаниях Ф.К. Салманов об открытии нефти в Среднем Приобье.
…Спустя три года после открытия Мегионского месторождения, 24 мая 1964 г. первая баржа с мегионской нефтью отчалила от нефтесборного пункта № 8 и направилась вверх по Оби в Новосибирск.
23 июля 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Мегион преобразован в город окружного подчинения.
Мегион сегодня |