новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
90 лет назад были зафиксированы первые проявления нефти в Западной Сибири
В 1932 году Иван Михайлович высказал предположение о том, что в Западной Сибири расположена впадина, в которой накапливались благоприятные для образования нефти и газа осадки. Здесь, считал ученый, могут быть найдены промышленные запасы.
Иван Губкин |
«Необходимо вдоль всего восточного склона Урала произвести ряд разведочных работ… в первую очередь, пустить геофизику, гравиметрию, сейсмометрию… Мне думается, что эта разведка может увенчаться успехом», – предположил он. Интуиция? Да. Но еще и глубокая аналитическая работа. Губкин сравнивал геологию Сибири с другими сходными по истории развития районами, где нефть и газ уже были найдены. После командировки в США он увидел сходство геологического строения Аппалачской впадины в Северной Америке, где уже добывали нефть, и Западной Сибири.
«Перспективы и значение разработки нефти в этих районах Западной Сибири огромны. Добыча нефти здесь может обеспечить не только потребности Урало–Кузнецкого комбината, но и всего народного хозяйства СССР», – утверждал Губкин.
Но не только Губкин пришел к выводу о перспективности недр Западной Сибири. Есть свидетельства, что первым сказал об этом Ростислав Сергеевич Ильин, почвовед, ученик академика В.И. Вернадского.
Ростислав Ильин |
Вступление в партию эсеров поломало ему судьбу после победы советской власти. Ильин от убеждений не отказывался и честно писал в анкетах: «Эсер. Поскольку этой партии нет, политической деятельностью не занимаюсь».
Вся его жизнь превратилась в цепь арестов и ссылок. Дважды упрятывали его за решетку царские жандармы, пять раз – советская власть. Ильина сослали в Нарымский край, а в 1937 году расстреляли в Томске. Между арестами Ильин проводил исследования, будучи геологом Западно-Сибирского геологоразведочного треста, а затем начальником Чулымской геологоразведочной партии. 12 марта 1932 года он подготовил докладную записку руководству Западно-Сибирского геологоразведочного треста, в которой предлагал перенести разведочные работы на нефть в районы широтного течения Оби и низовья Иртыша. Руководство треста командировало Ильина к Губкину в Москву. Вроде бы Губкин пообещал Ильину организовать под руководством Ростислава Сергеевича экспедицию в северные районы.
На выездной сессии Академии наук в Свердловске уже 8 июня 1932 года И.М. Губкин поставил и научно обосновал гипотезу о возможности формировании на Восточном склоне Урала больших запасов углеводородного сырья. Подтверждением его гипотезы служило то, что в 1930-е годы в Геологическом комитете накопилось большое количество поступающих от местных жителей заявок о маслянистых пятнах на реках, свидетельствующих о естественном выходе нефти.
Так, в 1932 году сургутский техник Косолапов сделал заявку в «Комсеверопуть» о выходе нефти у села Юган (Поясним, что Комитет Северного морского пути «Комсеверопуть» создан в декабре 1920 для экономического развития Севера России. В 1932 передан созданному Главсевморпути).
По словам местного жителя у высокого берега каждые 15 минут «взбулькивает нефть».
На основании переданных материалов газета «Советский Север» опубликовала сообщение:
«У села Юган через каждые 15 минут на поверхность воды всплывал клубок темной жидкости, принимающий в первые мгновения форму выпуклого кверху полушария, затем расплывающегося по водной поверхности…».
Подобные сведения требовали детальной проверки компетентными людьми. И.М. Губкину удалось добиться развертывания в Западной Сибири полевых нефтегеологических исследований. Летом 1934 года трест «Востокнефть» организовал экспедицию под руководством 24-летнего геолога Виктора Васильева, ученика Губкина, в районы рек Большой Юган и Белая для проверки достоверности информации о наличии месторождений нефти.
Сегодня трудно сказать: воспользовался Губкин подсказкой Ильина или ученые пришли к этому выводу самостоятельно, отдельно друг от друга? Известно только, что в 1936 году Ильин организовал экспедицию в составе четырех человек, включая сыны-подростка. На лодке под веслами и парусом экспедиция отправилась из Томска до Обдорска. Маршрут экспедиции проходил по местам, где спустя 30 лет были сделаны крупнейшие открытия нефти и газа.
«В Западно-Сибирской низменности следует искать нефть около горных образований, которые могут быть погребены под молодыми горными породами. Такой погребенный горный кряж представляет собой Обь-Иртышский водораздел, покрытый большим Васюганским болотом. Нефть следует искать и под его обскими склонами, особенно под северным…. Могут быть обнаружены и другие погребенные горные образования, выявляемые только геофизическими методами исследований…Нефтепроизводящей формацией, может быть, прежде всего, палеозой, и затем мезозой», – к таким выводам пришел Ильин.
Перспективными Ильин считал водоразделы Ваха и Таза, Агана и Пура, Назыма и Казыма. Если бы только могли современники Ильина заглянуть за горизонт, хотя бы лет на 30 вперед, они бы оценили прогноз ученого! Всё сбылось!
А что же экспедиция Васильева, состоявшаяся в 1934 году? Проведенные работы подтвердили естественное происхождение выходов нефти на реках Большой и Малый Юган.
О том, что дала экспедиция на Большой Юган, Васильев расскажет позже в газете «Омская правда» от 15 ноября 1934 года в статье «К вопросу о нефтеносности Обско-Иртышской области»:
«…На реке Большой Юган в 50 километрах от ее устья происходит всплывание со дна реки маслянистой жидкости, которая на поверхности образует прекрасно ирризирующую пленку, типичную для нефти. При раскапывании дна реки в данном месте выделение жидкости резко усилилось в форме массового появления пятен подобной же пленки различной величины и формы…Мы должны считать данный выход нефти выходом естественным, ибо никакой случайностью объяснить наблюдаемое явление не представляется возможным…».
Однако требовалось дальнейшее планомерное изучение территории и бурение небольших скважин для определения стратиграфии и тектоники отложений, слагающих восточные склоны Урала и Западно-Сибирской низменности. Васильев изучил и проанализировал «геологические факторы, которые являются необходимыми для промышленного скопления нефти». Партия проследила «геологический разрез правого берега реки Оби от Малого Атлыма до Сургута», далее в сторону реки Большой Юган. На Югане были отмечены «молодые современные отложения, которые совершенно скрывают…геологическое строение района, этот вывод чрезвычайно важен для положительной оценки юганского выхода нефти».
2 октября 1934 года в Остяко-Вогульске (ныне г. Ханты-Мансийск) состоялось внеочередное заседание бюро Остяко-Вогульского окружкома партии, которое рассмотрело «сообщение т. Васильева (инженера-геолога) об изыскании нефти в округе». В постановлении бюро было записано: «…Принять к сведению сообщение т. Васильева, что нефть на реке Юган есть.… Просить т. Васильева максимально сократить сроки окончательной обработки всех материалов о юганской нефти и одновременно с докладом по этим материалам в «Востокнефти» сообщить свои выводы и заключение окружным организациям. Также просим т. Васильева держать окружные организации в курсе дела продвижения вопроса о нефти в центральных организациях».
Академик И.М. Губкин в интервью корреспонденту ТАСС 26 ноября 1934 года сообщил: «Если считать, что береговая фация юры – фация озер, болот, открытых лиманов, лагун – была местом накопления исходного материала, из которого потом образовался уголь, то прибрежные фации того же юрского моря могли представлять удобные места для материала сапропелитового характера, который мог послужить источником для нефти. Поэтому еще в 1932 году я говорил о необходимости поисков нефти в юрских отложениях восточного склона Урала на некотором расстоянии от выходов угля. … Лично я обнаружению выходов нефти как в Сургутском, так и в Тавдинском районах и в других местах Сибири, придаю большое значение. …Мы имели здесь дело с выходом природной жидкой нефти, происхождение которой совершенно не случайно, как некоторые думают… »
Губкину важно было закрепить успех Юганской экспедиции, поскольку не все разделяли его взгляды на перспективность Западной Сибири, и он пригласил выступить с докладом геолога треста «Востокнефть» В.Г.Васильева на совещании в Москве в декабре 1934 года.
А уже в феврале 1935 года в Западную Сибирь была отправлена Обь-Иртышская экспедиция, начальником которой назначили инженера-геолога треста «Востокнефть» Виктора Григорьевича Васильева.
Виктор Васильев |
Перед участниками экспедиции поставили цель: в зимнее время организовать в Сургутском районе возле села Юган и в Тавдинском районе на реке Белой мелкое разведочное бурение, чтобы на основе полученных результатов определить пути и методы дальнейших геологоразведочных работ.
Если место Тавдинский район, где собирались бурить, находилось в 70-ти километрах от железной дороги и в 20-ти километрах от ближайшего населенного пункта, то Юган отстоял от железной дороги более чем на тысячу километров. Поэтому около 2,5 тонны оборудования решили доставить в Юган самолетом. Еще две тонны оборудования и рабочих отправили на лошадях. И это зимой, при низких температурах, бездорожье, огромных расстояниях.
В Тавдинском районе, чтобы разместить более 40 человек, нужно было срочно возвести жилье, подготовить помещение под лабораторию и коллекторскую, склад, походную кузницу и конюшню. В местные органы власти поступил приказ: выделить экспедиции несколько домов, чтобы можно было перевезти их к месту работы.
В этих экстремальных условиях северной зимы, неустроенности, нехватки оборудования началось разведочное бурение на реках Большой Юган и Белой…
За период работы экспедиции было пробурено до 1800 метров. Скважины бурили вручную на глубину от 10 до 75 метров. В Юганском отряде с момента начала работ до середины апреля 1935 года было пробурено 32 скважины. Из них 5 глубиной от 30 до 48 метров, остальные - 10-20 метров. Помимо этого велось и лабораторное исследование добытых в ходе бурения пород, что позволяло строить картину геологического строения района.
В результате деятельности экспедиции были получены геологические материалы, которые указывали на присутствие нефтенасыщенных пластов на исследуемой территории и подтверждали оптимистические прогнозы академика И.М. Губкина о наличии в недрах Западной Сибири нефти и газа.
Из статьи молодого инженера Родиона Гуголя в газете «Остяко-Вогульская правда» 15 июня 1935 года:
Для более детального изучения выходов нефти трестом «Востокнефтъ» была организована Обь-Иртышская экспедиция во главе с В. Г. Васильевым, который возглавил одновременно Тавдинский отряд. Юганский отряд (начальник Р.Ф. Гуголь) начал работу 4 марта 1935 г. Первая скважина проходила в плывуне и ее бурили только до 43-45 метров. Затем была заложена скважина у горы Еут в 60 км от села Юган вверх по течению реки, до ледохода было пробурено 1210,3 метра скважин, почти в два с половиной раза больше плана. Летом проведены маршрутные исследования нефтеносности по рекам Большой и Малый Юган. Отряд подтвердил наличие естественных, глубинных выходов нефти и предложил применить здесь геофизические методы разведки, заложить глубокую скважину.
Запланированной дальнейшей широкой разведке недр Западной Сибири помешала Великая Отечественная война.
Таким образом, первые экспедиции 1930-х годов в район Среднего Приобья заложили прочную основу для будущего освоения недр Западной Сибири.
Памятник на Югане участникам экспедиции Виктора Васильева |
Из книги Ольга Буксиной «Счастливый геолог»