новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
«Нюхом чувствую- там есть нефть»
Нюх на нефть
…В Сургут Салманов рвался, говорил: «нюхом чувствую- там есть нефть». В Среднем Приобье молодой Фарман в середине пятидесятых годов проходил производственную практику, защищал диплом по этой территории, а по распределению попал в Кузбасс. В нефтяные залежи Среднего Приобья верили тогда немногие, предпочитая искать нефть восточнее. Бывший нарком нефтяной промышленности Н.К. Байбаков, с которым Салманов был знаком, посоветовал вчерашнему студенту этот перспективный с его точки зрения регион.
А перспектив – кот наплакал. Энтузиазм понемногу угасал. Поиски длиною в два года оказались безрезультатными, но убедить начальство искать нефть в другом месте – дело не простое. Если быть точным, то новосибирские геологоразведчики (в те годы штаб нефтеразведки –трест «Запсибнефтегеология» находился в Новосибирске) уже приступили к работе в Среднем Приобье, но фронт работ там надо было усилить – этим-то и хотел заняться нетерпеливый Салманов. Вроде бы и «добро» получил от руководства, но согласования затянулись. Спустя годы Салманов в подробностях рассказывал, как летом 1957 года, не желая дожидаться окончательного разрешения на перебазировку, погрузил свою геологическую партию и перевез на нескольких баржах в Сургут. По дороге отключили рацию, чтобы начальство не донимало. Салманов здорово рисковал – могли и с работы снять молодого коммуниста, но в 26 лет какие могут быть опасения?! Да и начальники уже понимали: в Кемерово только теряют время. Поэтому и подписали задним числом приказ о переброске партии на новое место. 1 ноября 1957 года в Сургуте Нижне-Грязнинскую нефтеразведку переименовали в Юганскую разведку структурно-поискового бурения и Салманова назначили ее начальником.
«Казбек» в помощь
В своих воспоминаниях Салманов так описывает Сургут:
– Деревянный поселок состоял из двух частей, а между ними – огромное поле, на котором можно было разместить экспедиции. Меня хорошо встретили. Сибиряки мне очень понравились. А как начинал думать о перспективах региона – дух захватывало! Я ведь готовил много материалов по этому краю, защищал их будучи студентом. У меня сомнений в отношении будущих открытий не было…
«Мы нефть обязательно найдем. Понимаете, под нами ковш, огромный-огромный ковш, и в нем нефть. Все ее признаки налицо», – убеждал он секретаря Сургутского райкома партии Василия Бахилова. Тот только качал головой: «Искали уже, только ничего не нашли!» Но строптивого Салманова эти слова лишь подстегивали к новым поискам.
В начале 1958 года в Сургутском Приобье работало несколько сейсмических партий.
Перед ними стояла задача – выявить несколько структур под глубокое разведочное бурение.
3 апреля 1958 года была создана Сургутская нефтеразведка глубокого бурения треста «Запсибнефтегеология» Главного управления геологии и охраны недр Совета Министров РСФСР. Это означало, что Среднее Приобье начали рассматривать всерьез. Разведку возглавил Фарман Салманов.
Зима в 1958 году началась на редкость рано и была очень суровой, –рассказывал Салманов, –Помню, уже к середине октября реку сковало льдом. Из-за сильных холодов только к концу года мы закончили строительство буровых. Мороз доходил до 55 градусов, а нам с Александром Горским ( старший инженер экспедиции.) нужно было почти каждую неделю бывать то в Локосове, то в Пиме. Единственным транспортом, которым мы располагали в то время, был гужевой. О вертолётах, самолётах, тягачах и не мечтали, зато было несколько лошадей, доставленных нам по воде из Колпашева. На молодом красавце коне, названном Казбеком, мы и добирались на санях до буровых.
Заветное желание
«Забурку» первой скважины решили провести торжественно. Разослали приглашения и всем руководителям предприятий и учреждений Сургута. У Дома культуры рыбаков вывесили большими буквами объявление: «20 января 1959 года в 12 часов состоится торжественная забурка первой глубокой скважины в Сургутском районе. Приглашаем всех на наш праздник».
«За три дня до митинга температура резко упала и держалась ниже сорока градусов. Мы волновались, думая, что никто из гостей не пожалует», – рассказывал Салманов.
Но было людно. Салманов открыл митинг, говорил как всегда взволнованно и сбивчиво. И вдруг среди митингующих кто-то развернул транспарант: «Откроем третье Баку!».
«Как смогли молодые буровики разгадать самое заветное желание, ради которого я уехал из Кузбасса, ради которого и увлёк сюда этих ребят?» – спустя годы, как и в первый раз, удивлялся Фарман Салманов.
Кругом вода…
Не сразу Среднее Приобье раскрыло свои недра. Пробуренные скважины сначала давали минеральную воду. Порой нефтеразведочная экспедиция жила на грани ликвидации. Но геологов защищал Бахилов. В его кабинете появилась карта, на которой секретарь отмечал расположение буровых бригад, номера пробуренных, пока правда неудачных, скважин. И досада брала: пошел четвертый год с того времени, как баржи Салманова выгрузились в Сургуте. Но нефти в Среднем Приобье так и не нашли.
А Салманов продолжал упорствовать и заряжал верой в удачу окружающих. Поверил и Бахилов.
Осенью 1959 года нефтеразведку переименовали в Сургутскую комплексную геологоразведочную экспедицию и перевели в состав Тюменского геологического управления. В конце 1959 г. приказом Главгеологии РСФСР все работы, проводимые новосибирским геологоуправлением на территории Тюменской области, были переданы со всей техникой, оборудованием, проектами, вновь образованному тюменскому геологоуправлению, которое возглавил Юрий Эрвье. Салманов получил технику, дополнительные деньги, и, как говорят, даже самолет.
До удачливого 1961-го оставалось еще долгих полтора года.
Добрый знак
Всё, что происходило в жизни Салманова, непременно было связано с поиском нефти. Даже когда ему на производственном совещании шепнули, что у него родился сын, Салманов воспринял это как предвестие будущих удач на мегионской площади, как добрый знак. Сын родился, и нефть будет!
– Когда пришла пора забирать Тамару из роддома, мы после совещания на двух машинах всей гурьбой поехали за сыном…Дрожащими руками я взял белый сверток с сыном, поскорей проскользнул на первое сидение, боясь уронить…За мной все остальные бросились к машинам, и мы тронулись.
Отъехали, пожалуй с километр, когда спохватились, а где Тамара? Нет её, забыли. Давай назад. Подъезжаем, а она стоит на пороге. Слезы на глазах навернулись. Наверное, от колючего ветра. Вот такое со мной случалось на радостях...
Рождение сына, и правда, стало предвестником будущих победоносных открытий.
21 марта 1961 года первая скважина в районе Мегиона дала фонтан нефти, а вскоре за ней нефтяной фонтан был получен из скважины под Усть-Балыком. Все случилось, как и предсказывал Салманов, когда настаивал на создании Сургутской нефтеразведки глубокого бурения.
…Там, где они высадились в 1957 году, не было ни дорог, ни жилья. Многие не верили, что геологи найдут нефть. Боялись, что угробят природу и потом уберутся восвояси. «Вы –цыгане», – говорили им вслед. Но удача всё же сопутствовала первопроходцам. Вероятно, она просто подчинилась невиданному упорству геологов.
В Горноправдинске
В 1964 году Салманова назначили начальником Правдинской экспедиции. Базировалась она в деревне Горнофилинск Ханты-Мансийского района. Здесь осенью 1964 года высадился первый десант геологоразведчиков.
Правдинская нефтеразведочная экспедиция была организована 17 сентября 1964 года для проведения геолого-поисковых работ в Салымском нефтеносном районе. Основанием послужили обнадеживающие прогнозы, сделанные на основе данных геофизических исследований. Уже через месяц в Горнофилинске, которому вскоре предстояло сменить имя, жило четыреста человек.
В честь газеты «Правда» поселок сначала назвали Правдинском, а экспедицию, соответственно, Правдинской нефтегазоразведочной. Потом, оказалось, что с таким названием уже есть несколько населенных пунктов, и тогда родилось название Горноправдинск.
–Я часто бывал у Фармана в Горноправдинске, – рассказывал глава Союза нефтегазопромышленников РФ Генадий Шмаль, друживший с Салмановым. – Фарман был энергичным руководителем, в Горноправдинске жизнь бурлила. Приезжали артисты, спортсмены, писатели. И удивлялись, как геолог неистово обустраивал жизнь на Севере. Горноправдинск строился по единому проекту. Дома были словно игрушечные: красивые, разноцветные. Деревья удалось сохранить, а по всему поселку зацвели цветы. За короткий срок в Горноправдинске появились Дом культуры, музыкальная школа, стадион, хоккейный корт, поликлиники, детсады…
Как-то Салманов выступил с идеей собрать слет молодых геологов в его экспедиции. Тогда в Горноправдинск вместе с геологами приехала 17-летняя Алла Пугачева, пела знаменитого в то время «Робота». Фарман Салманов дружил с Яном Френкелем, Александрой Пахмутовой, Иосифом Кобзоном, Владимиром Шаинским. Пожалуй, ни одна творческая группа, приезжавшая в Тюменскую область, не миновала Горноправдинск…
…Проработав в Западной Сибири более 30 лет, Ф.К. Салманов стал первооткрывателем и участником открытий более 130 месторождений "черного золота" и "голубого топлива" на Тюменском Севере, среди которых крупнейшие: Мамонтовское, Мегионское, Правдинское, Усть-Балыкское, Сургутское, Фёдоровское, Уренгойское, Ямбургское и многие другие, ставшие опорой нефтегазового комплекса России. В конце жизни он жалел только о том, что уехал из Тюмени.
Западная Сибирь для него стала второй родиной.
Ольга Буксина