новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Тридцать лет служению нефтегазовому комплексу России
Юрий Шафраник, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России |
В 1992 году структурно российский нефтегазовый комплекс состоял из почти 2 тыс. разрозненных объединений, предприятий и организаций, ранее принадлежавших союзному отраслевому министерству. В сложившихся условиях необходимо было приступать к коренной реорганизации нефтяной отрасли. Вариантов было много, но основная программа была выработана в среде нефтепромышленного сообщества: появилась новая концепция структурных преобразований и приватизации предприятий ТЭК - образование крупных хозяйствующих субъектов на рынке нефти и нефтепродуктов в виде вертикально интегрированных нефтяных компаний, финансово устойчивых и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
Конечно, такой переходный период в жизни страны потребовал более сплоченных действий со стороны компаний и предприятий нефтегазового комплекса, новых корпоративных отношений, как между собой, так и с исполнительной, законодательной ветвями власти. Так что, идея создания общественного объединения нефтепромышленников возникла не в столичных кабинетах, а на промыслах Западной Сибири по инициативе руководителей 50-и крупнейших российских предприятий топливно-энергетического комплекса страны. Среди основателей Союза нефтепромышленников (СНП) были такие предприятия нефтегазовой отрасли как “Нижневартовскнефтегаз”, “Сургутнефтегаз”, “Пурнефтегаз”, «Роснефть», “Когалымнефтегаз”, “Урайнефтегаз”, “Ноябрьскнефтегаз”, “Юганскнефтегаз”, “Томскнефть”, “Тюменьнефтегаз”, “Варьеганнефтегаз”, “Мегионнефтегаз”, “Ярославльнефтеоргсинтез”, Рязанский НПЗ и другие. Так в феврале 1992 года был образован Союз нефтепромышленников. С середины 1995 года, после вхождения в СНП коллективного члена - РАО "Газпром", он был преобразован в Союз нефтегазопромышленников России.
И все 30 прошедших лет, с первых же своих шагов общественное объединение нефтяников и газовиков, в рамках делегированных ему средств и полномочий, прилагал и прилагает все усилия для защиты общих интересов нефтяной и газовой промышленности. Все эти годы СНП работал в направлении расширения, диверсификации своей деятельности.
Какие основные задачи Союза? Создание благоприятных условий для деятельности отечественного нефтегазового комплекса, его гармоничного развития в интересах всего российского общества. Совет Союза, его исполнительная дирекция делали и делают сегодня все, чтобы стать генератором и проводником такой корпоративной политики, которая бы в наибольшей степени отвечала интересам и больших компаний, и небольших предприятий, и российского государства в целом. Такой корпоративной политики, которая помогла бы поднять престиж трудовых коллективов, всего комплекса. Помогла бы возродить уважение к профессии нефтяника, газовика, нефтегазостроителя, нефтегазопереработчика - уважение к человеку, создающему национальное богатство.
Формирование корпоративной солидарности: выработка общих позиций, сплочение всего нефтяного и газового российского сообщества в новых рыночных условиях, - непростое дело. У каждой компании имеется свой коммерческий интерес, но есть и общие цели. Объединительные цели и задачи. Так вот сообща, в команде проще заниматься их лоббированием.
Но не надо пугаться слова “лоббирование”, мы стоим, прежде всего, на позиции отстаивании стратегических интересов государства. Союз нефтегазопромышленников России в своей деятельности всегда исходил из российских национальных интересов, общегосударственных задач: обеспечения энергетической безопасности России, стимулирования нефтяной и газовой промышленности как основы экономического благосостояния страны. Мы оцениваем роль нашего общественного объединения только в связи с главной задачей и нас, и нашего общества - формирования мер, которые обеспечили бы нормальное функционирование ТЭК и его эффективное развитие в интересах государства, его населения и частного капитала, превращения страны в процветающую державу.
С первых же шагов Союз занялся анализом, юридической экспертизой предложений компаний по внесению изменений в законодательную сферу, лоббированием их прохождения; отраслевыми выставками и проведением научно-практических конференций, конгрессов; обеспечением дипломатической поддержки коммерческого участия российских нефтяных компаний в освоении нефтяных месторождений за рубежом и многим другим.
Какой результат? 65 законов Российской Федерации и нормативных актов, 15 правительственных решений, 32 Рекомендации Парламентских слушаний для депутатов Государственной Думы — таков итог работы СНП в области создания нового законодательства для ТЭК. Союз принимал участие (экспертиза и внесение предложений с учетом мнений всех нефтяных и газовых компаний) в прохождении и принятии практически всех законов, касающихся жизнедеятельности топливного комплекса.
Более ста общественно-политических документов — заявлений, обращений, предложений и рекомендаций к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию по самым актуальным проблемам жизнедеятельности ТЭК внутри страны и за ее рубежами. 82 международные отраслевые выставки, 35 конгрессов и семинаров, 48 научно-практических конференций — таков итог организационного участия СНП в пропаганде и популяризации новых высоких технологий для нефтяной, газовой и перерабатывающей промышленности, в выработке единых корпоративных подходов и предложений в решении актуальных общеэкономических и отраслевых проблем.
Повторимся, цель Союза с первых же шагов состояла в том, чтобы стать генератором и проводником такой корпоративной политики, которая бы в наибольшей степени отвечала интересам и больших компаний, и небольших предприятий, и российского государства в целом.
Все прошедшие годы показали, что идеология и задачи общественного объединения нефтяников и газовиков были сформулированы своевременно и правильно. И прошедшие 14 съездов Союза нефтегазопромыленников России - тому яркое свидетельство. Без Союза, четко и профессионально выработанных на наших встречах рекомендаций и предложений, без общественной поддержки невозможно было бы провести реформы, задать стратегические направления деятельности нефтегазового комплекса на короткую и длительную перспективы.
О сегодняшнем дне. Мы живем и трудимся в очень сложное время. Трудно припомнить, когда бы в истории вместе сходились глубокий экономический и финансовый кризис с пандемией. Плюс бесконечные санкции. Зачеркиваются долгосрочные и среднесрочные проекты, меняются инвестиционные и производственные планы… Ко всему сказанному добавим перечень серьезных кризисных явлений в нефтегазовой отрасли, которые вызваны причинами и проблемами, о которых профессиональным сообществом говорится уже давно. Это большой износ и старение основных фондов, массовое выбытие из эксплуатации мощностей, острый дефицит инвестиций и, как следствие этого, отставание с внедрением в производство новых технологических процессов, современного высокопроизводительного и надежного оборудования.
И, несмотря на все это, нефтегазовый комплекс работает! Для стабильных поставок внутри страны и за рубеж отечественный ТЭК реализует долгосрочные планы развития, вводит в строй новые месторождения, газовые провинции.
Россия обладает огромным энергетическим потенциалом для того, чтобы решать текущие задачи обеспечения страны нефтью и нефтепродуктами и поддерживать на достигнутом уровне объемы их экспортных поставок. Он включает в себя более 1500 нефтяных месторождений, из которых около 800 находятся в разработке, 28 нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью около 300 млн. тонн нефти в год, 50 тыс. км магистральных нефтепроводов. Однако мы должны акцентироваться не только на эффективном использовании своих энергетических богатств сегодня, но и формировать основу своего энергетического будущего за счет развития новых технологий добычи и производства энергоресурсов, их транспортировки, совершенствования системы управления, а значит и системы кадров. Мы уже сегодня должны заниматься формированием новой инновационной энергетики. В этом состоит идеологическая составляющая работы всего отечественного нефтегазового комплекса, и само собой Союза нефтегазопромышленников России.
О некоторых итогах нашей работы. Союз активно продолжает строить свою политику в направлении корпоративной консолидации усилия всех компаний на главных, стратегических вопросах. Хочется заметить, что именно сейчас Союз имеет очень сильную в профессиональном плане политическую роль и задачу. Позиция СНП пользуется политическим и профессиональным авторитетом. В немалой степени этому способствовало то, что Союз нефтегазопромышленников России сегодня активно сотрудничает с Торгово-промышленной палатой России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, коллегами из отраслевых общественных объединений и организаций, отраслевыми профсоюзами.
Все это очень хорошо. И логично по сегодняшнему времени. Союзу чрезвычайно важно занимать позицию жестко профессиональную: отрасль имеет огромное значение в экономике страны (недаром ее даже в правительстве называют либо фундаментом, либо локомотивом, либо становым хребтом). Топливный комплекс действительно содержит страну, а, значит, и ответственность по провозглашению наших интересов тоже возрастает. Стимулирующие производство налоги, благоприятный инвестиционный климат, разумная политика в отношении недр, — эти цели, что мы добиваемся, — общие, без политической ориентации на правых или левых, потому что они — в интересах наших компаний, регионов, всей страны, бюджетов ее социально-экономического развития.
Сегодня Союз нефтегазопромышленников России, члены Совета, исполнительная дирекция на основании мнений нефтяных и газовых компаний продолжает участвовать в подготовке всех нормативных актов, законопроектов, касающихся нефтегазового комплекса. Вырабатывается консолидированная позиция по изменениям и дополнениям в налоговую систему, по совершенствованию ценообразования в смежных отраслях – в машиностроении, трубной промышленности.
Рекомендации, предложения Совета Союза нефтегазопромышленников России по многим вопросам готовились и готовятся для дальнейшего использования при подготовке многих правительственных решений. После того, как с министерством энергетики, прежде всего, с его руководством, установлены тесные, доверительные контакты, мы работаем по принципу сообщающихся сосудов – встречаемся, обмениваемся предложениями, мнениями, нашими экспертными рекомендациями, касающихся мер по стабилизации работы нефтегазового комплекта, модернизации и инновациям. Активно и конструктивно СНП участвовал в процессе подготовки в обсуждении новой Энергостратегии до 2035 года.
Все соображения, обсуждаемые профессионалами отрасли, и принимаемые документы Исполнительная дирекция СНП передает в аппарат Президента РФ, в Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу, Совет Федерации.
В составе межотраслевого совета по стандартизации одному из нас лично приходится активно участвовать в разработке нормативно-технической документации в нефтегазовом комплексе.
Это все очень важные пласты работы…
В рабочем графике и исполнительной дирекции СНП, и членов Совета много места занимает пропаганда научно-технического, технологического прогресса и опыта. Это, прежде всего, международные отраслевые выставки, конгрессы и семинары, научно-практические конференции, на которых традиционно вырабатываются корпоративные рекомендации, предложения для правительства, законодательной работы в Федеральном Собрании России.
Что нам хотелось бы отметить с некоторым чувством удовлетворения – то, что, наконец, появилось устойчивое ощущение, что во властных структурах усиливается понимание, что со специалистами обязательно надо советоваться перед тем как принять то или иное решение, понимание целесообразности рыночного хозяйствования при государственном регулировании, обеспечивающем и формирование, и функционирование цивилизованного рынка, и гарантирование государственных интересов, связанных с независимостью, безопасностью страны и благополучием общества.
Задачи на дальнейший период у нас - исполнительной дирекции, членов Совета - вытекают из принятых 14-м съездом СНП Основных направлений деятельности. Какие именно:
участие в разработке новых стратегических направлений развития отечественного нефтегазового комплекса, выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса; участие в законотворческой деятельности, в экспертной оценке нормативных актов; участие в создании системы технического регулирования, стандартизация и обеспечение единства измерений; участие в создании рынка газа; содействие привлечению в нефтегазовый комплекс инвестиций; углубление и расширение международных связей и контактов; пропаганда научно-технического, технологического прогресса и производственного опыта; забота о престиже профессии и отрасли.
Следует отметить, что, помимо основных форм деятельности, сформированной Основными направлениями, огромные административные, организационные, интеллектуальные силы исполнительной дирекции СНП, членов Совета уходят на консультирование, участие, информационное обеспечение всевозможных проектов - выставок, международных форумов, конференций, презентаций, сопутствующих отраслевой жизни НГК. Только за прошедший год прошло более 65 таких мероприятий в Москве и других городах Российской Федерации. И их количество растет с каждым месяцем. Игнорировать такие мероприятия мы не в праве – они все имеют отраслевую принадлежность.
С чем мы приходим на такие встречи. С конкретными предложениями, выработанными на основе коллективного мнения профессиональных специалистов. Мы считаем, что сегодня профессионально-экспертное сообщество отрасли просто обязано не ждать инициативы от государственных структур, а предложить властным структурам, Правительству РФ уже разработанный пакет мер по стабилизации работы нефтегазового комплекса, антикризисным мерам, конкретный инструментарий выстраивания антикризисных систем и стратегий. Считаем, что настал момент, когда без разработки и принятия специальной стратегии развития отрасли не обойтись. Задачей первостепенной важности нам представляется помощь нефтяным компаниям, прежде всего, малым и средним – по снижению НДПИ, таможенных пошлин, эффективной национальной кредитной системы (с ее доступностью, и разумностью процентных ставок), изменением для нефтяных компаний арендных отношения по простаивающим скважинам.
Это будем считать первым оперативным инструментом.
Вторым инструментарием - возвращение 50% льготы на ВМСБ, налоговых каникул на время кризиса при освоении новых месторождений, не зависимо от их месторасположения. Также срочное принятия меры по сохранению рабочих мест.
Третье – перспективный взгляд. Касается запасов, недопущения сокращения поисковых разведочных работ, продолжение бурения новых скважин без ввода их в эксплуатацию; стимулирующего для этого характера налогового механизма; широкого спектра инновационной политики, о которой мы достаточно много говорили, говорим и будем говорить – модернизация, внедрение новых технологий; создание, наконец, действенной государственной корпорации, которой можно было бы отдать все болевые вопросы НГК.
Союз нефтегазопромышленников намерен продолжать бороться за усиление влияния государства в промышленной политике нашей страны. Мы последовательны в своих взглядах, своей позиции, что государственное регулирование должно быть базовой составляющей формирования мер, которые обеспечили бы функционирование ТЭК и его эффективное развитие в интересах государства.
Наша коллективная позиция - продолжать отстаивать идею жесткого контроля по стратегическим вопросам развития ТЭК на президентском уровне, идею образования профессионального Совета при Президенте Российской Федерации.
В заключение, мы все-таки хотим подчеркнуть, что несмотря на очевидные трудности сегодняшнего дня, мы уверены в экономическом будущем России, уверены в том, что это будущее будет стабильным, что нефтегазовый комплекс будет стабильно работать, и страна будет твёрдо стоять на ногах. И с кризисами мы справимся обязательно, и станем конкурентоспособными. Для этого у нашей страны – у России, и у нашей отрасли есть все ресурсы – и интеллектуальные, и материальные, и духовные. Только хотелось бы, чтобы мы все сообща убирали бы все препоны, что мешают нам жить и успешно работать!
И мы можем сделать, осуществить. И мы обязаны это сделать! Ведь, мы не можем жить без гордости за наш нефтегазовый комплекс, за то, что, несмотря на неспокойное время, нефтегазовый комплекс страны работает и дает неплохие результаты. Удачи нам в этом!