новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Юнга, ставший нефтяником
В 1996 году одно из нефтяных месторождений Ханты-Мансийского автономного округа было названо Аржановским.
В 2009 году на фасаде Музея геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске появилась Звезда имени Феликса Григорьевича Аржанова. Биография замечательного нефтяника, которому 30 ноября исполнилось бы 95 лет, связана с самыми важными вехами освоения Западной Сибири.
1 февраля 1966 года было создано нефтепромысловое управление «Юганскнефть». Организацией управления непосредственно занимался Лев Дмитриевич Чурилов, который впоследствии стал министром нефтяной и газовой промышленности СССР. Чурилов понимал всю сложность поставленной задачи и очень ответственно подходил к подбору кадров. На должность главного инженера был приглашен Феликс Григорьевич Аржанов, замечательный специалист, имеющий опыт руководящей работы в Поволжье.
Биография Феликса Аржанова,которому 30 ноября этого года исполнилось бы 95 лет, полна драматических и героических страниц. Благодаря написанной им книге «Замечательные годы моей жизни» и воспоминаниям Льва Чурилова у нас есть возможность подробнее познакомиться с биографией легендарного нефтяника.
Детство, опаленное войной
Феликс родился на Украине. Начало Великой Отечественной войны 13-летний мальчишка встретил в Харькове. В первые дни войны его отец добровольцем ушёл в армию. Вскоре он погиб, защищая Киев. Мать с семьёй не жила, и Феликс остался один. Когда немецкие войска подошли к Харькову, Аржанова забрали к себе друзья его отца, работавшие на крупном оборонном заводе. С ними Феликс переехал в Нижний Тагил, куда был эвакуирован завод. Феликс начал работать электрослесарем на окончательной сборке танков Т-34. Как вспоминал позднее Аржанов, «рабочий день был 12 часов, часто приходилось задерживаться на круглые сутки». Практически весь рабочий день он проводил в танке, всё время общаясь с экипажами, которые принимали машины и с ними на железнодорожных платформах уезжали на разные участки войны.
В школа юнг
В воспоминаниях «Замечательные годы моей жизни» Аржанов писал: «К тому времени я уже понимал, что никогда не увижу своего отца. Мне страстно хотелось отомстить за своих родных и близких, погибших на фронте, отомстить за свою порабощённую землю, свой родной город, который топтали фашистские сапоги». От друзей Феликс узнал, что идёт набор в школу юнг, которая находится вблизи Архангельска, и что оттуда можно быстро попасть на фронт. Он подал заявление в Нижнетагильский военкомат и через неделю, даже не уволившись с завода, уехал в Свердловск, где прошёл очень тщательную медицинскую комиссию. Ещё через неделю Аржанов ехал в теплушке в Архангельск. Эшелон, по воспоминаниям Аржанова, целиком был сформирован из подростков Свердловской области. В вагоне, где ехал Аржанов, все ребята были из Нижнего Тагила.
«Дорога была длинная, — писал в воспоминаниях Аржанов. — Ехали мы почти месяц. Теплушка была оборудована нарами, а в середине её была установлена печка. Питались в основном всухомятку, иногда на крупных станциях нас водили в столовую».
В Соломбале, пригороде Архангельска, будущие юнги прошли ещё более строгую медицинскую, а также мандатную комиссии. В состав последней, в основном, входили политработники и представители особого отдела, которые, как писал Аржанов, «проверяли, нет ли среди нас врагов народа, так как в то время бытовало мнение, что врагов надо искать везде и даже среди малолетних, которые добровольно пошли защищать свою Родину». Успешно пройдя обе комиссии, Аржанов получил флотское обмундирование и стал флотскими юнгою.
Школа юнг Военно-Морского Флота СССР, созданная на основании изданного 11 июля 1942 года приказа командующего Северным флотом, располагалась на Соловецких островах. Плановые занятия начались 1 сентября 1942 года. Обучение длилось 10 месяцев. Среди окончивших эту школу юнг были оперный певец Борис Штоколов, писатели Валентин Пикуль, Виталий Гузанов.
На Северном флоте
В 1943 году Аржанов с отличием окончил школу юнг по специальности радист. Дальше он служил на действующем Северном флоте на боевом корабле — эскадренном миноносце «Разумный». Аржанова сразу включили в штат радистов корабля.
День Победы Аржанов встретил в Мурманске, когда служил на американских тральщиках, приведённых на Северный флот из США в начале 1945 года. О своей последующей службе на флоте Феликс Григорьевич рассказал в воспоминаниях:
«С наступлением мирного времени началась боевая работа для тральщиков. Во время войны и нами, и нашими союзниками, и нашим противником на морских коммуникациях были установлены многочисленные минные заграждения. Причем все минные поля были строжайшим образом засекречены. И вот, после войны, все карты с минными постановками легли на стол победителей, районы минных заграждений были во всех международных лоциях объявлены запрещенными для мореплавания и каждая сторона победительница в своих территориальных водах должна была ликвидировать минные поля и открыть эти районы для мореплавания. Эту колоссальную работу должны были осуществить боевые тральщики, или, как их называли моряки, „пахари“ моря. До самой моей демобилизации в 1950 году долгих пять лет продолжалась эта напряжённая работа. И после того, как я ушёл на гражданку, эта работа продолжалась несколько лет».
Как стал нефтяником
«Нефтяная» биография Аржанова началась только в 1951 году, с поступления на нефтепромышленный факультет Куйбышевского индустриального института. Кстати сказать, Председателем государственной комиссии у Аржанова был начальник объединения «Куйбышевнефть» Виктор Иванович Муравленко, который вручил выпускнику диплом инженера-нефтяника. После окончания вуза в 1956 году Аржанов проработал 10 лет в производственном объединения «Куйбышевнефть» под руководством Муравленко.
Когда Муравленко назначили начальником «Главтюменнефтегаза», он пригласил Аржанова работать в Тюменскую область, где в то время началось освоение нефтяных богатств Западной Сибири. С 1966 года в течение четырёх лет Феликс Григорьевич работал главным инженером нефтегазодобывающего управления «Юганскнефть», осваивал Усть-Балыкское месторождение и строил город Нефтеюганск.
Вспоминает последний министр нефтяной и газовой промышленности СССР Лев Чурилов, который в 1966—1969 годах работал начальником «Юганскнефти»:
«Когда в феврале 1966 года было организовано нефтепромысловое управление Юганскнефть и стал вопрос о главном инженере этого управления, Владимир Юрьевич Филановский мне пообещал — я тебе найду толкового инженера, не пожалеешь! И вот в конце 1966 года звонок из Тюмени Владимира Юрьевича: „Завтра прошу встретить в Сургуте, со мной будет Феликс Григорьевич Аржанов“. Встретил. Тут же сели в УАЗик и поехали в Нефтеюганск. На следующий день я представил Феликса Григорьевича нашему небольшому коллективу и буквально в течение трёх последующих дней Аржанов настолько влез в наши повседневные дела, что опекать его дальше не было смысла».
Ф.Г. Аржанов и Л.Д. Чурилов с семьями |
По рекомендации Аржанова в управление были приглашены на работу Николай Петрович Дунаев, Александр Михайлович Силаев, Владимир Иванович Погонищев, Леонид Израилович Шейнцвит, Владимир Александрович Мунц, Анатолий Максимович Анисимов…
«Я не ошибусь, если скажу, что становление Феликса как главного инженера предприятия произошло именно в Нефтеюганске. Обустройство любого нефтяного месторождения и его разработка всегда имеют какие-то свои, только им присущие особенности. Тем более это относится к крупным нефтяным месторождениям, каким являлось Усть-Балыкское. И для таких месторождений выбор технических и технологических решений имеет первостепенное значение, так как эти решения не только должны обеспечить уровни добычи нефти и газа, заложенные в технологической схеме, но и обеспечить надежную работу всех нефтепромысловых объектов и коммуникаций в течение всей жизни месторождения. И задача в первую очередь главного инженера найти и осуществить эти решения. Конечно, все проектные решения предлагает специализированный проектный институт (в нашем случае это был Башнефтепроект, в последующем — БашНИПИнефть). Но одно дело, когда проектирование идет на основе картографического материала и материалов инженерных изысканий в тиши кабинета, и совсем другое, когда ты на месторождении, в реальных условиях стараешься понять и оценить правильность этих решений.
Короче говоря, изучив предпроектные проработки института Башнефтепроект, мы их полностью забраковали и предложили институту в качестве основы проектные решения, принятые на Первомайском месторождении Куйбышевской области (нужно сказать, что мы побывали на этом месторождении еще в октябре 1965 года и оценили простоту и экономичность обустройства). Конечно, Ф.Г. Аржанову пришлось непросто — до этого опыта работы по обустройству у него не было. Но способности, а самое главное, желание правильно решить инженерную задачу сделали свое дело. И я считаю, что Усть-Балыкское месторождение было обустроено по единственно возможной схеме. Причем уже в последующем, при кустовом разбуривании скважин, в принятую схему обустройства были внесены минимальные поправки»,- вспоминал Чурилов..
Летом 1968 года в результате трагической случайности Аржанов потерял свою жену Эллу. По воспоминаниям Льва Чурилова, «это было потрясением и для нас, его товарищей. Он не стал догуливать отпуск и буквально на третий день после похорон жены внезапно появился в своём кабинете. Пытался работой как-то приглушить ту огромную боль беды, которая на него внезапно свалилась».
Затем Аржанова назначили главным инженером «Главтюменнефтегаза» — первым заместителем Муравленко. На этой должности Феликс Григорьевич проработал девять лет — до смерти Муравленко. В 1977—1980 годах Аржанов был начальником «Главтюменьнефтегаза», воплощал в жизнь задуманные вместе с Муравленко планы развития крупнейшего нефтегазового региона.
В 1980 году Аржанова по инициативе первого секретаря Тюменского обкома КПСС Геннадия Богомякова отстранили от должности начальника Главтюменнефтегаза.
«Особенно он переживал его отстранение от должности начальника Главтюменнефтегаза - оно было настолько несправедливым, что даже Борис Евдокимович Щербина, в то время министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, как-то бросил вскользь, имея в виду эту совершенно непонятную инициативу Г.П. Богомякова по смещению Аржанова (а обычно он воздерживался от комментариев, зная на своем опыте силу и возможности первого секретаря обкома партии): «Сила есть — ума не надо».
Авторитет Ф.Г. Аржанова в отрасли был очень высок, и он тут же был назначен на должность главного инженера НПО Союзтермнефть, откуда вскоре уехал генеральным директором СП «Вьетсовпетро». Развернул на новом месте кипучую деятельность (а до него дела здесь шли из рук вон плохо и вьетнамские товарищи уже начинали предъявлять нам обоснованные претензии). Сам лично устанавливал (не имея опыта!) первые морские платформы на месторождении «Белый Тигр». По его инициативе были углублены эксплуатационные скважины и в результате увеличены запасы этого месторождения. При его непосредственном участии были приняты основные технические решения, которые себя полностью оправдали.
Когда среди наших работников в торгпредстве во Вьетнаме нашелся один «стукач» и на основании его измышлений Президиум Совета Министров СССР, который проводил Н.И. Рыжков, принял решение освободить Ф.Г. Аржанова от должности генерального директора СП «Вьетсовпетро» (а это вызвало возмущение даже в правительстве Вьетнама), Феликс Григорьевич, наверное впервые в жизни, встал на путь своей защиты (правда, время уже было другое— 1988 год).
Добился приема у Е.К. Лигачева, тот мгновенно разобрался в этих «дворцовых» интригах и Н.И. Рыжков вынужден был через две недели отменить свое решение, восстановив доброе имя Ф.Г. Аржанова.
Он был активным бойцом, где бы ни трудился: мастером капитального ремонта, директором конторы капитального ремонта, главным инженером НГДУ, главным инженером, а потом начальником главка, генеральным директором СП «Вьетсовпетро», главным инженером, а потом генеральным директором НПО Союзтермнефть — везде он вел себя активно, своим примером, идеями увлекал подчиненных, сам работал самозабвенно, этого же требовал и от остальных.
Таким он и сохранится в нашей памяти».
Добавим,что в 1976 году Аржанов был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом Октябрьской Революции (1975), в 1976 году стал лауреатом Ленинской премии «за перевооружение нефтедобывающего производства на основе новых научно-технических решений и комплексной автоматизации» (в группе награжденных были также министр нефтяной промышленности СССР Валентин Шашин и его заместитель по экономике Валерий Грайфер). За заслуги в развитии нефтяной отрасли Феликс Аржанов был посмертно награжден Орденом Труда 1-ой степени Социалистической Республики Вьетнам. Имелись у Аржанова и боевые награды — в частности, военно-морская медаль Ушакова. Именем Феликса Григорьевича названо месторождение и две улицы — в Нефтеюганске и Тюмени.
Младший сын Аржанова, Михаил, пошел по стопам отца, некоторое время занимав бывшую отцовскую должность — главного инженера «Юганскнефтегаза».
Мемориальная доска Ф.Г. Аржанову. Краснодар, 2017. |
Служба информации