новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
«Усть – Балык – Курган – Уфа – Альметьевск»: 50 лет легендарному нефтепроводу
Союз нефтегазопромышленников России провел научно–практическую конференцию: «Тенденции развития трубопроводного транспорта углеводородов» к 30–летию ПАО «Транснефть». Проведение конференции также приурочено к 50–летию запуска нефтепровода «Усть–Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» (УБКУА), который связал нефтяные месторождения Западной Сибири с Европейской частью СССР и нефтепроводом «Дружба». Появление нового объекта инфраструктуры стало основой для повышения нефтедобычи в Западной Сибири, а также важнейшим для развития страны проектом.
Напомним, что строительство трубопровода от Самотлора до Альметьевска было вызвано стремительным ростом добычи нефти. К тому времени нефтепроводы «Шаим – Тюмень» и «Усть–Балык – Омск» имели суммарную производительность 55 миллионов тонн в год, что не удовлетворяло потребности топливно–энергетического комплекса.
Продолжавшееся менее двух лет (с 1971 по 1973 год) возведение трубопровода шло, как вспоминают очевидцы, в тяжелейших погодных условиях: в январе 1973 года ударили рекордные даже для Сибири холода. За время рекордных морозов на прокладке нефтепровода пришло в негодность 1300 единиц техники. Однако строительство не остановилось, и к апрелю 1973 года сдали в эксплуатацию трубопровод.
Протяженность нового нефтепровода превысила две тысячи километров. Причем, на участке между Усть–Балыком и Альметьевском строителям пришлось пройти 968 км по болотам, пересечь Уральский хребет, преодолеть около 200 водных преград, в том числе шесть крупных и 13 средних рек.
Как говорят специалисты, нефтепровод «Самотлор – Усть – Балык – Курган–Уфа–Альметьевск» уникален еще и тем, что смонтирован из нового для восьмидесятых годов вида труб диаметром 1220 мм.
К 1976 году мощность нового нефтепровода достигла 92 млн тонн нефти в год. «Самотлор – Усть–Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» стал одним из самых грандиозных проектов на тот момент. Об этих грандиозных событиях 16 мая вспоминали участники конференции.
Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак в своем видеообращении поприветствовал участников конференции, отметив важность проделанной «Транснефтью» работы и пожелал успехов в дальнейшей деятельности.
Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Ю.К. Шафраник в видеоролике назвал запуск нефтепровода «Усть–Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» «переломным», позволившим в два раза увеличить экспортные возможности.
В работе конференции приняли участие первый вице–президент ПАО «Транснефть» М.С.Гришанин, заместитель губернатора ХМАО–Югры А.Г. Забозлаев, вице–президент ПАО «Транснефть» П.А. Ревель–Муроз, вице–президент ПАО «Транснефть» С.А. Шоцкий, академик РАН А.С. Сигов, профессор Н.А. Еремин ( ИПНГ РАН) и другие эксперты.
Отметим, что приветствие президента ПАО «Транснефть» Н.П. Токарева зачитал первый вице–президент компании – М.С. Гришанин. Он подчеркнул значимость нефтепровода «Усть–Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» и рассказал об истории его строительства, в ходе которого были применены новые технические решения. Спикер отметил, что за 30 лет своего существования компания «Транснефть» сделала немало: были введены в эксплуатацию новые нефтепроводы, устранена зависимость от транзитных иностранных маршрутов, увеличена пропускная способность нефтепроводов, расширены экспортные возможности, запущены процессы импортозамещения.
С приветственным словом от Ханты–Мансийского автономного округа выступил заместитель губернатора ХМАО–Югры А.Г. Забозлаев. Он, в частности, рассказал о мерах, предпринимаемых руководством региона по обеспечению энергетической безопасности, отдельно отметив конструктивный диалог между регионом и представителями отрасли.
Президент Союза нефтегазопромышленников РФ, глава Югорского землячества Г.И. Шмаль выступил с обстоятельным докладом. Он отметил, что в этом году мы отмечаем несколько памятных дат.
Так, 70 лет назад березовский фонтан объявил стране и миру об открытии новой нефтегазовой провинции, которой предстояло стать одной из крупнейших в мире. А 40 лет назад был построен уникальный газопровод "Уренгой–Помары–Ужгород", протяженностью почти 4500 км.
«Но особое место в ряду этих юбилеев занимает 50–я годовщина завершения строительства нефтепровода «Усть–Балык – Курган – Уфа – Альметьевск». Освоение нефтяных месторождений Западной Сибири шло невероятно высокими темпами, несмотря на уникально сложные природно–климатические условия. Сто лет потребовалось Баку, чтобы выйти на уровень добычи в 20 млн. т в год. Западная Сибирь достигла такого уровня за шесть первых лет эксплуатации (включая пробную) своих месторождений. В 1970 году добыча нефти здесь составила больше 31 млн. т. На первых порах сдерживающим фактором добычи был транспорт нефти. К 1970 году было построено 2 нефтепровода: «Шаим – Тюмень» мощностью 5 млн. т в год и построенный в 1967 году нефтепровод «Усть–Балык – Омск». Его производительность была около 50 млн. т в год. Директивами девятого пятилетнего плана было предусмотрено довести добычу нефти в Западной Сибири до 120–125 млн. т. По факту получилось 148 млн. т. Поэтому новый нефтепровод нужен был как воздух», – отметил он.
Г.И. Шмаль рассказал участникам конференции, что перед геологами, строителями, нефтяниками лежала огромная, пустынная, малонаселенная территория. Никакой собственной индустриальной базы. Ни городов, ни даже крупных сел. Только крохотные деревушки, да охотничьи избушки затерялись в дремучей тайге. Ни метра современных дорог. Только леса и гигантские, на сотни километров, болота неслыханной глубины. Природа словно подшутила над людьми, упрятав так надежно свои богатства. Создание Тюменского нефтегазового гиганта стало делом всей страны, всего народа особое место.
Как сказал Г.И. Шмаль, впервые в мировой практике был построен нефтепровод 1220 мм (48 дюймов). Даже Трансаляскинский нефтепровод, о котором американцы раструбили на весь мир, был построен значительно позже и имел диаметр 42 дюйма (1050 мм).
«Наш нефтепровод имел производительность 90 млн. т в год. Протяженность нефтепровода более 2 тыс. километров. Потребовалось 760 тысяч тонн труб. Объем земельных работ около 12 млн м3, 900 км болот и обводненных участков, 120 переходов через железные и шоссейные дороги, сварено 200 тысяч стыков, несколько нефтеперекачивающих станций – 24 НПС. Этот нефтепровод состоял из 2–х участков. Первый – «Усть–Балык –Курган – Уфа – Альметьевск», второй – «Самотлор – Усть–Балык», – сказал Г.И. Шмаль.
Нефтепровод от Самотлора до Альметьевска стал «стройкой №1» для нефтяной промышленности страны в девятой пятилетке. Об этом свидетельствует и то, что в начале 1973 года на трассе нефтепровода побывал председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, который рассмотрел ход дел на стройке и оказал огромную помощь нефтяникам и строителям.
Строительство нефтепровода «Самотлор – Альметьевск» было необычным. Своеобразие прежде всего заключается в огромных масштабах этого сооружения.
Возникнув на ватманах в стенах московского института Гипротрубопровод, стальное русло нефтяной реки прошло по территории Ханты–Мансийского округа (Югры), юга Тюменской области, Курганской, Челябинской областей, Башкирской и Татарской автономных республик (так они тогда назывались). Из них тысяча сто километров по территории Югры и Тюменской области.
Огромные масштабы строительства требовали новаторских решений многих технических проблем. Это полностью относилось к проблемам организации управления строительством.
Прокладывали нефтепровод строительные подразделения из 32 городов и областей страны. Начальником строительства нефтепровода был назначен Николай Алексеевич Воробьев, Герой Социалистического Труда, один из лучших трубопроводстроителей страны.
Как заметил Г.И. Шмаль, нормативная продолжительность строительства, рассчитанная на 4 года, входила в явное противоречие с потребностями. Поэтому возникла потребность использовать все возможности для сокращения сроков. Так появился новый рубеж – восемнадцать ударных месяцев вместо 48 по нормативам.
Поточный метод, который применили строители, как нельзя лучше отвечал требованиям времени. Можно было утверждать, что будущее в строительстве трубопроводов за ним. Что и было убедительно доказано при сооружении газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород» и других объектов.
Существенную роль в сокращении сроков строительства нефтепровода сыграла и современная технология. Впервые в истории трубопроводного строительства на заболоченных участках трассы Самотлор – Альметьевск заизолированную трубу сплавляли по траншеям, заполненным водой. Как отметил Г.И. Шмаль, люди не только не пасовали перед трудностями, уготованными природой, они сделали так, что эти препятствия (900 км болот и обводненных участков) стали составной частью технологической оснастки.
Если в начале строительства метод сплава трубы по обводненной траншее был экспериментом, то через короткое время он стал обычным технологическим приемом. Впервые в стране, и в мире, применен этот метод перед Тюменью, где были труднопроходимые заболоченные участки. А глубина болот была 25–30 м. Это потребовало изменить технологию изоляции. В создании магистрали участвовали коллективы многих заводов, поставляющих механизмы, трубы, оборудование и т.д. Трубы поступали из Челябинска, других заводов, оборудование для НПС с Украины и Москвы, строительная техника с уральских заводов. Более 300 предприятий страны обеспечивали стройку всем необходимым. Огромную помощь трассовикам оказывали авиаторы. Начальник Тюменского управления гражданской авиации, сам асс–вертолетчик, Герой Социалистического Труда Иван Тихонович Хохлов вспоминал:
«Многолетний опыт строительства трубопроводов в Западной Сибири научил нас интенсивному использованию авиации. Вертолетами МИ–6 была осуществлена перевозка труб на внешней подвязке и выполняли много других заданий. Трасса выдвинула сотни героев, новаторов производства.
Труд более 500 участников строительства был отмечен орденами и медалями».
Генадий Иосифович отметил личный вклад многих специалистов и производственных коллективов. Большую работу, особенно на завершающем этапе, провел Юрий Петрович Баталин. В начале стройки он был заместителем министра газовой промышленности СССР А.К. Кортунова, а после создания Миннефтегазстроя СССР в 1972 году – первым заместителем министра. Юрий Петрович буквально не вылезал из вертолета, бывал на всех потоках. Он хорошо знал специфику Западной Сибири, так как до министерства работал главным инженером Главтюменнефтегазстроя.
Стройка выдвинула немало интересных инженерных проблем. Об этом также подробно рассказал в своем докладе Генадий Иосифович.
Он также отметил, что обкомы КПСС, горкомы и райкомы постоянно следили за состоянием дел, оказывали необходимую помощь. ЦК ВЛКСМ объявил эту стройку Всесоюзной ударной комсомольской. В начале июня 1973 года был подписан акт государственной комиссии о приеме в эксплуатацию всей магистрали. Построили ее за 2 года и три месяца – на 420 дней раньше нормативного срока.
Строители и нефтяники получили приветствие от ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Добавим, что в рамках конференции были вручены отраслевые награды.
Памятный Почетный Знак «За освоение недр Западной Сибири» заместитель губернатора ХМАО–Югры А.Г. Забозлаев вручил ветеранам отрасли В.А. Аронову, А.А. Наумовой, Н.А. Гурьяновой.
Медаль «300 лет Российской нефти» проректор КФУ Д.К. Нургалиев вручил ветеранам отрасли Л.М Черняку, М.Е. Медведевой, О.С.Нестерову.
Медалью В.З. Михельсона «За выдающиеся достижения в развитии нефтегазовой инфраструктуры» был награжден В.Я. Лоренц. Награду лауреату вручал Г.И. Шмаль.
Большая часть награжденных – ветераны ПАО «Транснефть».
Участники конференции от Югорского землячества А.В. Фомин, С.П. Барышников, В.А. Никишин, Г.М. Левин отметили важность сохранения памяти о ключевых событиях в истории освоения Западной Сибири и о том вкладе, который внесли производственные коллективы, ветераны отрасли в решение поставленных перед ними задач. Это направление деятельности – одно из самых важных в работе нашего землячества.
Служба информации