новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 МаяБ.В.Зарицкий
-
1 МаяА.А. Исангулова
-
2 МаяВ.Л.Миронова
-
3 МаяА.И.Григоров
-
4 МаяА.К.Сергуладзе
-
5 МаяВ.А.Береснев
-
5 МаяЕ.В.Кузнецова
-
5 МаяВ.М.Никифоров
-
6 МаяВ.Е.Колесников
-
6 МаяЕ.И.Конецул
-
6 МаяН.В.Рачков
-
6 МаяА.Н.Сафонов
-
7 МаяО.Г.Давыдов
-
7 МаяВ.С.Осипов
-
7 МаяИ.Г.Кветкина
-
8 МаяЕ.Н.Назаров
-
8 МаяА.С.Суржко
-
9 МаяА.И.Левина
-
9 МаяЛ.И.Пантелеева
-
9 МаяВ.А.Шмаков
-
9 МаяА.И.Каспаров
-
11 МаяО.В.Беслекоева
-
11 МаяВ.С.Истомин
-
12 МаяЕ.В.Анисимова
-
12 МаяЛ.И.Русанова
-
13 МаяМ.И.Каролинский
-
13 МаяА.В.Челпанов
-
13 МаяН.П.Яновская
-
14 МаяС.И.Зисман
-
14 МаяН.В.Сосова
-
15 МаяГ.А.Агапов
-
16 МаяВ.А. Быковский
-
17 МаяЕ.И.Ковалева
-
18 МаяС.М.Киричук
-
19 МаяС.Е.Прилуцких
-
19 МаяВ.П.Соломин
-
19 МаяВ.А.Яценко
-
20 МаяЛ.П.Касперова
-
21 МаяИ.С.Рудной
-
22 МаяВ.Т.Кожевников
-
22 МаяП.И.Пяскорский
-
23 МаяЕ.Н.Смирнов
-
24 МаяЛ.В.Романова
-
25 МаяФ.М.Тайк
-
26 МаяС.А.Нечепуренко
-
27 МаяН.В.Сизов
-
29 МаяА.Г.Бочаева
-
30 МаяС.В.Алафинов
-
30 МаяЕ.П.Антропов
-
30 МаяС.М.Бубновский
-
31 МаяГ.М.Левин
-
31 МаяД.М.Малах
-
31 МаяМ.А.Мирзоев
-
31 МаяЮ.А.Нечаев
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Дорогами жизни
Имя В.Ф. Соснина, которому 27 сентября исполнилось бы 100 лет, есть в Википедии. Там, в частности, сказано, что Вита́лий Фёдорович Сосни́н (27 сентября 1923- 24 января 2013) -советский и российский железнодорожник, работник Свердловской железной дороги, заместитель министра путей сообщения СССР (1977-1984). Герой Социалистического Труда (1959).
![]() |
Родился будущий замминистра на тюменской земле, в селе Зимовье-Вагайское, в семье железнодорожника. После окончания семилетки поступил в Тюменскую железнодорожную школу и уже в 16 лет стал дипломированным специалистом- слесарем IV разряда по ремонту паровозов.
В 1939 году, сразу после окончания учёбы, начал свою трудовую деятельность, устроившись слесарем паровозного депо «Тюмень» Свердловской железной дороги. Позднее также работал кочегаром, помощником машиниста в том же депо. Перед самым началом Великой Отечественной войны, Виталий прошёл краткие курсы машинистов.
Весной 1942 года Соснин был призван в Красную армию и направлен в Тюменское пехотное училище. Но училище закончить ему было не суждено, через два месяца произошло обострение ситуации на фронте и все курсанты в звании рядовых были направлены под Сталинград.
За краткой биографической информацией - целая судьба, наполненная драматическими событиями. В Западно-Сибирском землячестве В.Ф. Соснин пользовался огромным уважением, о нем появлялись заметки членов нашего землячества на сайте и в региональной прессе.
«Нелегкая доля выпала в военные годы, с 1942 по 1945, на плечи Виталия Федоровича Соснина - машиниста паровоза особого назначения. Он водил поезда по местам боевых действий на Сталинградском, Западном, Центральном, Втором Украинском, Брянском фронтах. Инвалид II-ой группы. Награжден орденами Красной Звезды, Октябрьской революции, двумя орденами Знак Почета, Орденом Ленина и многими медалями. Почетный железнодорожник (в 1945 году за успешное выполнение задания правительства и военного командования в годы ВОВ), Герой Социалистического труда. После окончания войны Виталий Федорович работал на разных должностях: начиная с профессии слесаря Тюменского локомотивного депо, затем мастером в депо, заместителем начальника локомотивного депо г.Тюмени. Позднее занимал должности начальника Серовского и Свердловского отделения железной дороги и вырос до заместителя министра путей сообщения СССР», - отмечала в своих публикациях Л.А. Бялковская.
А Л.В. Уланова добавила в этот рассказ несколько важных красок:
«…В далеком послевоенном 1946 году зародилась их семья. Семья, у которой не было свадьбы. У них вообще ничего не было: вчерашняя студентка пединститута и демобилизованный машинист. У нее- портфель с тетрадками, у него- военная гимнастерка. Пехотинцем-минометчиком Виталий Федорович был всего четыре месяца, все остальные годы- машинистом воинских эшелонов на Сталинградском, Западном, Центральном, Втором Украинском и Брянском фронтах. В 1945 году ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник».
Кончилась война, и началась борьба. Борьба за мечту- образование. Вдвоем с женой они одолевали новые трудности- вечерняя школа, институт железнодорожного транспорта.
«Только потом мы смогли отказаться от огорода,- вспоминала Ираида Трифоновна,- а все годы учебы Виталия Федоровича мы кормились с грядок, иначе было не выжить».
Бережно хранят ветераны свои трудовые книжки. А такую, как у В.Ф.Соснина вообще бы хранить в музее. Пройти путь от кочегара до заместителя министра путей сообщения СССР- случай уникальный, характеризующий и человека, и время. Причем человека предельно честного. Каждый ли мог поступить так, как однажды поступил Соснин: он намеренно сжег в топке паровоза планшет подлеца, который хранил в нем доносы на сослуживцев.
В трудовой книжке такой истории не найдешь. Зато о наградах очень подробно. Скажем коротко: у Героя Социалистического Труда В.Ф.Соснина наград не один десяток. И один закадычный друг- баян, инкрустированный, ручной работы».
![]() |
В.Ф. Соснин был начальником Свердловской дороги с 1971 по 1977 год, за это время она получила орден Октябрьской Революции (такую же награду вручили и самому Соснину).
- За шесть лет я ни разу не наказал ни одного из своих восьми замов и восьми НОДов, ни одного начальника службы, а их было 20. Я никогда не считал себя самым умным и слушал советы подчиненных. Приходил на работу в полвосьмого. Когда делали утренние доклады, мне все было известно по ночному рапорту. И если кто-то начинал говорить неправду, то никаких разгонов я ему не устраивал. Просто говорил: мол, знаешь что, ты разберись, а после доложишь мне одному. Никогда и никого я не позорил перед другими. Но часто хвалил хороших работников перед коллективом. И это нравилось людям. Короче говоря, на дороге я завоевал авторитет. Иначе бы не назначили заместителем министра путей сообщения, - отмечал Виталий Фёдорович в интервью газете «Гудок» в 2003 году.
С 1977 по 1985 год Виталий Соснин курировал 500 локомотивных депо и 500 вагонных, 80 дорожных служб, 96 заводов, всю энергетику отрасли.
На пенсии Соснин вел большую общественную работу в совете ветеранов железнодорожного транспорта, активно участвовал в жизни Западно-Сибирского землячества.
Память о В.Ф. Соснине - в сердцах земляков. Так в Тюменивозле ДК «Железнодорожник» на улице Первомайской стоит локомотив ФД-3331. На нем немало рейсов совершил помощник машиниста Виталий Соснин, ставший впоследствии заместителем министра путей сообщения. Отметим, что в послевоенной стране Соснин стал одним из первых машинистов, развивавших движение «тяжеловесников». Примечательно,что в честь нашего земляка был назван электровоз 2ЭС6.
![]() |
В этом году В.Ф. Соснину исполнилось бы 100 лет. Но память о нем переживет и эту дату.
Служба информации