Крепкий сибирский орешек
60 лет назад 18 июля 1964 года на трассе нефтепровода Шаим – Тюмень был сварен первый стык. Именно эта магистраль протяженностью 440 километров положила начало созданию разветвленной системы нефтепроводов Западно-Сибирского региона.
![]() |
Как известно, первую промышленную нефть в Югре добыли в 1964 году, тогда же был создан укрупненный нефтепромысел «Шаимнефть». Ее доставляли на нефтеперерабатывающие заводы страны наливными баржами и танкерами. Однако этот вид транспорта был сезонным, что замедляло темпы освоения недр. Стало ясно: альтернативы трубопроводному способу доставки черного золота просто нет.
Именно поэтому весной 1964 года в Западной Сибири началось строительство первого магистрального нефтепровода, который получил название Шаим – Тюмень. Почетное право сварить первый километр труб предоставили бригаде, руководимой Кузьминым из союзного сварочно-монтажного цеха треста, приехавшего с трубопровода «Дружба».
Вот как об этой стройке позже вспоминал в областной газете начальник управления № 13 Московского сварочно-монтажного треста Геннадий Рубанко:
«Крепким был наш первый сибирский орешек, и раскусить его оказалось не так-то легко. Первыми врезались в тайгу наши друзья-землеройщики, которые прорубали просеки, строили лежневки и мосты, копали мощными экскаваторами траншеи. Почти одновременно началась вывозка труб на трассу и сварка их в плети. Участок до 108-го километра рождался с большими трудностями. Небывалый весенний разлив почти на два месяца задержал все работы на трассе. Фактически сварку здесь можно было начать только в июле».
![]() |
Неслучайно магистраль прозвали «Трассой мужества»: слишком непростым был ее характер. За период строительства трассовики преодолели сотни километров тайги и болот, сделали 47 переходов через реки и топи, переработали более 1,5 миллионов кубометров грунта, вывезли на трассу 42,6 тысячи тонн труб, сварили 52 тысячи стыков.
Впервые в строительстве трубопровода принимали участие авиаторы – опытные экипажи вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ми-6. И впервые в истории отечественного трубопроводостроения по воздуху на трассу были доставлены 36-метровые плети, 102 километра труб нефтепровода было уложено благодаря авиаторам.
И вот наступил долгожданный день. 27 ноября 1965-го сварщикам Юрию Беляеву и Валерию Каленову доверили заварить последний, «красный» стык первого сибирского нефтепровода. И уже 21 декабря 1965 года западносибирская нефть достигла нефтеналивной станции в Тюмени. Там ее ждали железнодорожные цистерны.
На митинге, посвященном запуску трубопровода, первый секретарь обкома партии Борис Щербина сказал:
«Шаимская нефть, пройдя более чем 400-километровую трассу, достигла своего финиша – Транссибирской железнодорожной магистрали. Отныне началась круглогодичная эксплуатация первых нефтяных месторождений области. Черному золоту Тюмени выписана путевка в большую жизнь».
Служба информации
- LiveJournal
- ВКонтакте
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ