новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ЯнваряВ.Н.Артемьев
-
1 ЯнваряВ.Л.Ваганов
-
1 ЯнваряН.А.Галкин
-
1 ЯнваряБ.А.Курсков
-
1 ЯнваряИ.И.Мазур
-
1 ЯнваряВ.Е.Малюгин
-
1 ЯнваряГ.Н.Поляков
-
1 ЯнваряВ.С.Руданец
-
1 ЯнваряН.Ф.Юрьев
-
2 ЯнваряВ.Б.Боровик
-
2 ЯнваряВ.Я.Возняк
-
2 ЯнваряА.Ю.Порсов
-
3 ЯнваряА.А.Исаев
-
3 ЯнваряЛ.В.Нечаева
-
4 ЯнваряА.В.Дегтярёв
-
4 ЯнваряП.А.Долгих
-
4 ЯнваряР.А.Малюгина
-
4 ЯнваряА.Н.Рупчева
-
5 ЯнваряГ.И.Володина
-
5 ЯнваряА.Н.Гейдельбах
-
5 ЯнваряВ.И.Стратиев
-
5 ЯнваряА.Н.Титиевская
-
6 ЯнваряА.Б.Зеленский
-
6 ЯнваряВ.П.Патер
-
7 ЯнваряА.С.Горелов
-
7 ЯнваряА.Н.Капник
-
8 ЯнваряВ.Н.Вересов
-
8 ЯнваряТ.В.Евгратова
-
9 ЯнваряВ.А.Галаганов
-
10 ЯнваряА.В.Карпов
-
10 ЯнваряМ.У.Марзаганов
-
10 ЯнваряА.С.Фалалеев
-
10 ЯнваряА.В.Фомин
-
10 ЯнваряН.А.Химич
-
11 ЯнваряЕ.А.Абрамова
-
11 ЯнваряЕ.А.Воскресенская
-
12 ЯнваряЮ.М.Гордеев
-
12 ЯнваряД.Г.Зубарев
-
13 ЯнваряВ.Л.Чурилов
-
14 ЯнваряА.В.Панферов
-
15 ЯнваряЛ.И.Шмаль
-
16 ЯнваряТ.М. Беник
-
16 ЯнваряВ.Г.Тихонюк
-
17 ЯнваряВ.А.Казаков
-
17 ЯнваряЕ.А.Павлов
-
18 ЯнваряВ.В.Южанинов
-
18 ЯнваряД.Н.Волосенков
-
19 ЯнваряВ.А.Гейдельбах
-
19 ЯнваряН.Н.Тумасьев
-
19 ЯнваряЛ.В.Уланова
-
20 ЯнваряВ.О.Палий
-
20 ЯнваряВ.А.Федорченко
-
21 ЯнваряО.Л.Сафонов
-
22 ЯнваряВ.А.Новопашин
-
22 ЯнваряВ.С.Панин
-
22 ЯнваряВ.Я.Стрельцов
-
23 ЯнваряА.А.Александрович
-
24 ЯнваряЕ.А.Жук
-
24 ЯнваряА.А.Коробов
-
24 ЯнваряЛ.Л.Чекалова
-
25 ЯнваряЯ.В.Юсупова
-
25 ЯнваряВ.В.Муравлев
-
26 ЯнваряИ.А.Войтик
-
26 ЯнваряВ.А.Городилов
-
26 ЯнваряИ.В.Иванова
-
26 ЯнваряН.А.Мещеряков
-
27 ЯнваряА.И.Гаращенко
-
27 ЯнваряТ.Ю.Колесникова
-
27 ЯнваряН.В.Сухорученко
-
28 ЯнваряП.Г.Коротун
-
28 ЯнваряЮ.И.Станкевич
-
29 ЯнваряГ.А.Аксенов
-
31 ЯнваряВ.А.Баранова
-
31 ЯнваряА.Б.Васильев
-
31 ЯнваряТ.Н.Клепикова
-
31 ЯнваряИ.П.Фроловский
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Гипротюменнефтегазу - 60 лет!
17 марта 1964 г. приказом Государственного комитета нефтедобывающей промышленности в г. Тюмени был создан Государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной и газовой промышленности – Гипротюменнефтегаз, ведущая проектная организация Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.
Институт был создан для разработки и реализации проектных решений по освоению нефтяных и газовых месторождений Западно-Сибирского региона с непростыми природно-климатическими условиями.
За 60 лет Гипротюменнефтегазом разработано более 9000 проектов, по которым обустроено более 400 нефтяных, газоконденсатных и газовых месторождений в Западной и Восточной Сибири, на полуостровах Ямал и Гыданский, в Красноярском крае, на Сахалине и в других регионах.
В этот день хочется вспомнить Якова Михайловича Кагана, чья судьба стала частью биографии института.
Наука в помощь
С именем Якова Михайловича Кагана связаны разработка и внедрение принципиально новых научно-технических и инженерных проектов обустройства месторождений Западной Сибири. С середины шестидесятых годов прошлого века главный инженер, а затем и директор института Гипротюменнефтегаз в болотниках и на броневых машинах обошёл и объехал югорские месторождения вдоль и поперёк. К его мнению всегда прислушивался начальник Главтюменнефтегаза В.И. Муравленко: без научного подхода, говорил Виктор Иванович, мы тюменские недра не возьмём.
Вот что он рассказывал нашему корреспонденту о том, как стал директором института:
- Я приехал в Тюмень в 30 лет на должность главного инженера пока еще несуществующего института. В 1964-м Гипротюменнефтегаз был только на бумаге. Директор, секретарь и бухгалтер – вот и весь наш штат той поры. Жилья тоже не было. А.К. Протазанов, бывший первый секретарь промышленного обкома партии, выделил нам комнатку прямо в обкоме, чтобы было где сидеть директору и секретарю. Признаться, я не думал тогда, что так надолго задержусь в Тюмени. А вышло по-другому. Жена - коренная москвичка- почти на тридцать лет была вырвана из столичной жизни и вернулась в родной город с трамваями, метро, любимыми театрами уже в 1985-м. Я покинул Тюмень, проработав 11 лет главным инженером, 10 лет директором института. В штате к тому времени работало 6 тысяч человек, два отделения были созданы в Сургуте и Нижневартовске, Томске…
В Тюмени сложилась определенная школа. Руководство Главтюменнефтегаза и наш институт решали совместные задачи. Общение с главным инженером Главка Владимиром Юрьевичем Филановским многое определило в нашей работе. Отношения быстро сложились: оценка происходящего, образ мышления, направления научного поиска- вскоре поняли мы- у нас совпадают.
Задачи приходилось решать нестандартные, впрочем, всё, что связано с тюменским освоением – уникально. В этом смысле счастливы те, кому выпало заниматься новым делом.
За Уралом до середины 60-х не было нефтяной промышленности. В Баку, Грозном, Татарии, Перми решались совсем другие задачи. Такой заболоченности, оторванности от большой земли, дефицита рабочей силы нигде не встречалось. Есть, поверьте, разница- вести нефтедобычу там, где чернозем, или на морской акватории. Поэтому в Тюменской области накопленный нефтяниками опыт освоения других регионов давал досадные сбои. Наши представления о масштабах предстоящего были настолько убоги, что я брал в консультанты подполковника из Тюменского военного училища-специалиста по переправам через водные преграды. Мне надо было понять, например, как переходить речку, сколько времени потребуется? Подполковник живо интересовался: кто будет переходить: корпус, дивизия? Можно часов за восемь, говорил военный, но от переправы потом ничего не останется.
Военные-то решали боевые задачи, нам же предстояло заниматься мирным делом освоения, создавать постоянные, надежные сооружения. Но по накалу страстей, какой-то энергетике происходящего условия нашей работы напоминали боевые.
Помню, как мы набили Ан-2 «под завязку» разными специалистами, взяли того же подполковника и полетели на Север. Урай, Ханты-Мансийск, Сургут… Много чего увидели, перезнакомились с нефтяниками. Отчего-то запомнилось молоко, пахнущее рыбой, которое нам принесли в Сургуте на ужин. Его пить было невозможно. Хорошо, что к нему прилагалась водка, с которой мы без лишних раздумий, легко справились…
Пробная эксплуатация показала, что недра тюменской земли содержат гигантские запасы. К концу декабря 1963 года правительство уже определило начало работ по созданию Западно-Сибирской топливно-энергетической базы. Предполагалось довести к 1971 году добычу до 10 млн тонн, на самом деле было добыто 31 млн.
Нет, мы не шли, как кому-то казалось, семимильными шагами. Шли робко. Бездорожье, отсутствие коммуникаций, непонятные грунты- и не мерзлота, и не средняя Волга… Считалось, что строиться на таких грунтах нельзя. Нас еще в институте учили- встретишься с такой землей- обойди. Но Западную Сибирь не обойдешь, и надо было приноравливаться к этой территории, ее болотам, зыбкой почве. Не было специального транспорта. Военная техника, как показали наши испытания, не годилась. Она рассчитана на боевые действия. Подобьют- не беда, она просто выйдет из боя. Нам же надо было, чтобы техника бегала, трудилась, как усердная лошадка. Вдобавок к этой неприятности, все грузы на Север приходилось везти с Большой земли. Не завезешь по зимнику- катастрофа. Я уже не говорю о морозах: 200 дней в году низкие температуры на тюменском Севере. И надо было как-то изощряться, чтобы работы не останавливались. До сих пор, как это не печально, мы не имеем подъёмного оборудования, которое рассчитано на температуру минус 40 градусов.…Одним словом, проблемы лезли из всех щелей: только успевай поворачиваться…
…Это же не сразу, с опытом пришло понимание, что с одного куста надо бурить несколько скважин. Виктор Иванович Муравленко довел до идеала нетривиальное решение- буровой станок на железнодорожной основе, который способен перемещаться. И многие инженерные решения рождались с ходу, многое, очень многое шло из практики…
Вскоре стало ясно: запасы настолько огромны, что страна могла ставить перед нефтяниками любые задачи. Аппетиты росли… Трагедия изначально была в том, что капитальное строительство, дорожное существенно отставали от темпов, взятыми нефтяниками.И были периоды, когда добыча ограничивалась из-за пропускной способности трубопроводов…
Другая колоссальная проблема – сколько строить городов, чтобы обслужить нефтяников. Мы сначала полагали, что хватит Урая, Сургута, Нижневартовска… Но появились Ноябрьск, Когалым, Лангепас. Зачем нужен был Варьёган? Абсолютно непонятно. Но существовала теория часовой доступности. Кто-то подсчитал, что до места работы человек должен добираться не более часа, часа двадцати. Стали расти города без будущего.
Я помню, мы с Виктором Ивановичем Муравленко обсуждали возможность закрытия промысла в 400-1000 скважин, работающих под «ключ». И только дежурный персонал и сервисные бригады специалистов, приезжающие из городов, обслуживали бы этот объект. Всё время искали оптимальные методы освоения…
Служба информации