новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Это сладкое слово – Победа
На всех языках мира существует самое страшное, ненавистное слово, влекущее за собой разрушение и полное уничтожение всего на земле, реки крови, горе и страдания. Причём, со временем – все изощрённее, безжалостнее методы уничтожения всего живого и созданного природой и человеком. У всех народов это слово звучит и пишется по-разному, но смысл одинаков – война. Современная наука может описать и учесть практически всё, но вот подсчитать перенесённое человечеством горе и людские страдания – уверен – вряд ли удастся. Нет для этих слов такого понятия, как размер. Они– безмерны.
Великую Отечественную войну я встретил в пятилетнем возрасте в алтайском селе, впервые услышав это слово на фоне жуткого многоголосого женского рёва, моментально подхваченного детским плачем. Ещё не осознав произошедшего, но чувствуя что-то страшное, видел, как собираются и уходят из села на фронт деревенские парни и мужики. Ушли и мой старший брат и отец, оставив меня и среднего брата на мать. И как-то сразу мы, дети, повзрослели, и на нас неожиданно навалились новые заботы и обязанности. Мы молча восприняли это и уже свысока посматривали на младших рахитичных от постоянного недоедания ребятишек. Если только перечесть, что дети на селе должны были делать, значит, ничего не сказать. Основные заботы по дому и хозяйству, по уходу за детьми и обязанности по работе в колхозе легли на плечи наших матерей. Никакой техники и лошадей не осталось, всё забрали на фронт, и нашим многострадальным одиноким матерям достался весь груз мужской работы. Не зря тогда в народе возникли строки: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Часть этих обязанностей мы несли на своих детских плечах.
Слева направо: братья Николай и Александр, 1946г.
Фотография снята первым в СССР послевоенным фотоаппаратом «Комсомолец»
|
При всём этом про трудности работы как-то не думалось, старались выполнять то, что поручали. Все думы, в первую очередь, были у нас о том, где бы что-то поесть. Выручали огород и зимние запасы с него же. С ранней весны мы как-то оживали, надеясь на грядки овощей, на лес и реку. Копали корни солодки, сладкие и сочные, искали и выдёргивали из земли щавель и головки киндыка величиной с крупную горошину. Лазали по соснам и поедали молодые сочные сосновые почки: на Алтае есть такой вид сосны, мы их называли кашкой. На реке ловили примитивными удочками рыбёшку. И при этом всегда нужно было обязательно что-то принести домой на еду. На одежду и обувь внимания не обращали. Заплатки были обычным делом, донашивали то, что осталось от старших. Порой трудно было понять: штаны сшиты из целой материи или из заплат. Из сладкого помню только замызганный кусочек сахара величиной с полкоробка от спичек, подаренный мне солдатом формировавшейся у нас на селе воинской части. Этот кусок переходил поочерёдно из моего рта одному, другому и третьему такому же сопливому другу, пока не исчез у последнего счастливчика.
Ранней весной в село привезли эвакуированных мальчишек и девчонок из детского дома из осаждённого Ленинграда. Было пасмурно, и они, сбившись в кучку, как мокрые воробьи, понуро озирались по сторонам. Разместили их в нашей большой деревянной двухэтажной школе, так что места всем хватало. Мы, сельские дети, понимали, что у них доля ещё хуже нашей, но порой завидовали им, так как их переодели во всё новое и кормили, хотя и не густо, но три раза в день. Тяжёлое время быстро сближает людей, и мы вскоре уже вместе играли и учились.
Но горше и тяжелее всего было переносить похоронки – извещения о гибели наших односельчан. Я уж не говорю о себе, так как до сих пор не могу спокойно вспоминать плач и жуткий крик матери и соседок при получении этих сообщений. Как они друг друга отхаживали и успокаивали! Не обошла беда и нашу семью – на фронте погибли и отец, и брат. Мать в сорок лет от горя вмиг постарела и поседела. Страшное время, трудно передать простыми словами те лишения, что принесла война!
Но время шло, и в 1944 году я пошёл в первый класс. Учился хорошо, читал много книг, научился неплохо рисовать. Так что времени свободного не было. Кроме того, с осени всех школьников стали привлекать к работе на колхозных полях: то колоски собирать, то сахарную свеклу выдёргивать, обрезать и складывать в кучи.
3 класс с классным руководителем, учителем пения Геннадием Петровичем Онищенко.
Слева, в нижнем ряду – Саша Колесников
|
Настала весна 45-го года. Выдался солнечный, тёплый майский день. Как всегда, утром в школьном дворе – общий сбор и построение. Спели гимн Советского Союза и разошлись по классам. Во время второго урока в класс не вошла, а ворвалась какая-то женщина с криком «ПОБЕДА!» Что тут поднялось! Все выбежали в коридор, кричали, плакали и плясали. Плакали взрослые и дети, плакал наш старенький директор школы Михаил Иванович Трушин, плакала в платок наша постаревшая первая учительница Матрёна Васильевна. Потом все высыпали на улицу, где также всё село гудело и плакало. Я до этого думал, что плачут от боли и горя, оказалось, что плачут и от счастья и радости. И сейчас плакали от радости, но ещё больше – от горя по погибшим и невернувшимся домой мужьям, отцам и братьям.
На следующий день в школе нас ожидало неожиданное приятное событие. После первого урока в класс вошли учителя и наши матери, неся на подносах горшочки и глиняные чашки с вкусно пахнущей едой. В горшочках оказалась приготовленная картошка с овощами, густо приправленная зеленью, и признаками чего-то мясного. Одурманивающе вкусно! А затем был мутноватый и сладковатый чай и маленькие белые булочки, которых мы никогда до этого дня не едали. Поэтому мы ели их медленно, откусывали малюсенькими кусочками, собирая каждую крошечку. Смаковали. И были самыми счастливыми.
С годами, как правило, чаще всего вспоминаются из жизни счастливые и радостные моменты, другой раз – горькие и обидные случаи. Но у нашего поколения – детей войны – из памяти чаще выхватывается только одно: война. Прошло много лет, я постарел и вышел на пенсию, но, увидев где-либо маленькие белые булочки, вспоминаю и чувствую тот запах – тех, самых прекрасных, – послевоенных булочек. Булочек ПОБЕДЫ.
Автор воспоминаний вместе с двоюродными сестрой и братом, 1946г. |
Любительский видеофильм Александра Колесникова о родном Алтае
|