Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Декабря
    Р.И.Амиров
  • 3 Декабря
    Н.Н.Волкова
  • 3 Декабря
    А.В.Евсеев
  • 3 Декабря
    С.Б.Коваленко
  • 3 Декабря
    О.А.Семенова
  • 4 Декабря
    Т.А.Колесникова
  • 5 Декабря
    С.П.Краснова
  • 5 Декабря
    Н.И.Рогов
  • 6 Декабря
    М.Е.Авербух
  • 7 Декабря
    Н.А.Попова
  • 8 Декабря
    Л.А.Мартынов
  • 8 Декабря
    О.Б.Урахчина
  • 10 Декабря
    В.Т.Жаров
  • 10 Декабря
    Р.И.Каманина
  • 11 Декабря
    А.Е.Пахомов
  • 13 Декабря
    Г.Н.Завалковский
  • 13 Декабря
    Л.И.Русакова
  • 14 Декабря
    А.П.Гудыма
  • 14 Декабря
    Л.Г.Тайлашев
  • 15 Декабря
    Л.М.Городецкая
  • 16 Декабря
    Т.К.Афанасьева
  • 16 Декабря
    С.Н.Голиков
  • 16 Декабря
    И.В.Никитин
  • 17 Декабря
    А.А.Дубровин
  • 19 Декабря
    Р.О.Городецкий
  • 19 Декабря
    В.И.Макарова
  • 21 Декабря
    И.В.Санников
  • 22 Декабря
    Л.И.Агапова
  • 22 Декабря
    А.М.Булавко
  • 22 Декабря
    Ю.Я.Горожанкин
  • 22 Декабря
    Е.А.Пинигина
  • 22 Декабря
    Э.А.Холин
  • 22 Декабря
    Т.В.Яновская
  • 23 Декабря
    В.А.Гард
  • 23 Декабря
    Е.А.Коновалова
  • 25 Декабря
    Л.А.Власова
  • 25 Декабря
    Д.Г.Мальцева
  • 26 Декабря
    Н.С.Харченко
  • 27 Декабря
    И.В.Лядина
  • 27 Декабря
    Л.Б.Надобных
  • 28 Декабря
    И.О.Вашуркин
  • 28 Декабря
    Б.И.Голяков
  • 28 Декабря
    В.М.Рейфман
  • 29 Декабря
    Е.Г.Дмитриева
  • 29 Декабря
    О.А.Чукчеев
  • 30 Декабря
    Л.В.Клепалова
  • 31 Декабря
    А.Б.Золин
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

«Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец…»

 

Лето 2017-го подарило Тобольску – родному и любимому городу – 430-летие. А еще этот август принес нам 230 лет со дня рождения родоначальника русского романса, замечательного композитора Александра Алябьева – основателя музыкальной пушкинианы, русской камерной инструментальной музыки, предвестника многих будущих достижений национальной композиторской школы, чъей музыкой в 1825г. открывался Большой театр. Тропа земляков к его имени не зарастает, - об этом и статьи Лидии Шмаль.

Более всего уроженец Тобольска известен вокальными произведениями, которые по сей день так любят и часто исполняют даже в семейном кругу: «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Соловей» и многие, многие другие... Вот и XI  Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой навел на размышления: в интернет-сети живет (пусть и любительская, и несовершенная по качеству звука и видео) запись будущей его участницы – нашей землячки из Нового Уренгоя. Диана Сафина исполняет алябьевского «Сольвья». Как знать, может быть, трагическая судьба композитора наполнилась бы яркими мазками, если б он предчувствовал столь долгую жизнь своих светлых произведений. Время все расставляет на свои места…

 

Главный редактор портала – руководитель редакции Юлия Коваленко

 

Фото Аркадия Елфимова

 

 

***

 

 

«Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...» Б.Асафьев

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А.Алябьев – автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А.Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М.Глинки, А.Дюбюка, Ф.Листа, А.Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое – романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А.С.Пушкину.

Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И.Миллера – «знаменитого контрапунктиста» (М.Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения – романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В.Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни – Н.Огарева.

Отечественная война 1812г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Александр Александрович в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А.Шаховского он встречался с Н.Всеволожским – организатором литературного общества Зеленая лампа; с И.Гнедичем, И.Крыловым, А.Бестужевым. В Москве на вечерах у А.Грибоедова музицировал с А.Верстовским, братьями Виельгорскими, В.Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М.Загоскина, П.Арапова, А.Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П.Муханова и П.Арапова). ...Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, – писал Одоевский в одной из своих статей.

 

24 февраля 1825г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна...

«...Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей...» – писал Дельвиг.

 

«...Не так живи, как хочется, а как Бог велит; никто столько не испытал, как я, грешный...» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России – кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М.Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов – Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.

С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе – вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на стихи И.Веттера – 1828, «Вечерний звон» на ст. И.Козлова (из Т.Мура) – 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина – 1831).

Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е.Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. А.С.Пушкина. В 1840г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева.

В 40-х гг. композитор сблизился с Н.Огаревым. В романсах, созданных на его стихи – «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», – впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Александра Александровича Алябьева: «Буря» по В.Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А.Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И.Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.

 

Ольга Аверьянова
www.belcanto.ru
 

 

 

Александр Алябьев «Соловей»
Исполняет Диана Сафина, г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого АО
Юбилей Кадетской школы имени Героя Российской Федерации В.И.Шарпатова,
18.02.2017
 

 

Канал Динары Юзлекбаевой