новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Нефтяной маршал
Виктор Муравленко. Нефтяной маршал... Его не стало жарким июньским днем 1977 года.
Первый начальник Главтюменнефтегаза, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий профессор Виктор Иванович Муравленко скончался в Москве 15 июня, за день до начала работы сессии Верховного Совета СССР, на которую и прибыл тюменский депутат.
О последних часах жизни знаменитого нефтяника подробно рассказывал А.Н.Филимонов, тоже Герой Труда, четверть века проработавший на тюменских промыслах. Он прилетел в столицу на пленум ВЦСПС и в полдень 15 июня встретил Виктора Ивановича в Министерстве нефтяной промышленности СССР.
Намеревались вместе посетить вдову умершего в марте нефтяного министра В.Д.Шашина, который при жизни горячо поддерживал все смелые идеи и начинания В.И.Муравленко, решили также съездить в больницу на Ленинских горах, где лечился буровой мастер из Нефтеюганска М.И.Сергеев. Но… перед этим Муравленко должен был побывать на «беседе» у нового министра, Н.А.Мальцева, с которым отношения у начальника тюменского главка складывались трудно.
Вместо часовой «беседы» Мальцев продержал Муравленко в своем кабинете свыше двух часов. Когда Виктор Иванович вышел, Филимонов как раз отлучился на 10 минут, встретив коллегу по работе на Севере. А вернувшись, увидел: двое парней ведут Муравленко под руки. Филимонов подбежал, предложил Виктору Ивановичу прилечь на диване в министерской приемной, хотел вызвать врача.
Но, видимо, тяжелый разговор состоялся с Мальцевым, и Муравленко отказался. Мол, отлежусь в гостинице. Его вывели на улицу — как назло, ни одной «Волги». Жара под 30 градусов, и водители перегнали машины в ближайший переулок, в тень.
Пока Филимонов бегал, объяснялся с шофером, знакомый переводчик увез Виктора Ивановича в гостиницу на своих «Жигулях». Александр Николаевич — следом, но оказалось, что Муравленко остановился не в «Москве», как обычно, а в «России»…
Короче, пока Филимонов добрался до западного вестибюля, Виктора Ивановича уже положили на носилки и накрыли простыней… Изношенное сердце легендарного нефтяника не выдержало перегрузок.
До того, как подписать 16 сентября 1965 года приказ № 1 о том, что он «приступил к исполнению обязанностей начальника Главного Тюменского управления по нефтяной и газовой промышленности (Главтюменнефтегаза)», Виктор Иванович показал себя талантливым организатором и ярким специалистом-нефтяником в таких важных регионах, как Сахалин и Поволжье. Его понимали и ценили крупные руководители: министр нефтяной промышленности В.Д.Шашин, председатель Госплана СССР Н.К.Байбаков, председатель Совета Министров страны А.Н.Косыгин и другие.
В.И.Муравленко на заседании
сессии Верховного Совета РСФСР, 1965г.
|
Кстати, Н.К.Байбаков, личность тоже легендарная — он работал на промыслах еще в начале 30-х годов, а в суровое военное время был назначен нефтяным наркомом — в своей пронзительно-исповедальной книге мемуаров «От Сталина до Ельцина» не мог не упомянуть о Викторе Ивановиче: «Хочу отметить таких выдающихся организаторов отечественной нефтяной и газовой промышленности, которые очень много сделали для развития топливно-энергетического комплекса страны, как В.И.Муравленко, чья роль особенно велика в увеличении добычи нефти и газа в Западной Сибири, С.А.Оруджев, В.Ю.Филановский, В.Д.Шашин, Б.Е.Щербина, С.А.Везиров, В.И.Грайфер, А.Д.Лемберанский, С.И.Кувыкин, А.Т.Шмарев, А.А.Трофимук. Эти и другие замечательные люди внесли большой вклад в экономику и историю нашей страны, в подъем жизненного уровня народа». Николай Константинович, несмотря на преклонный возраст, приехал в Тюмень, когда В.И.Муравленко 18 июня 1977 года хоронили на Червишевском кладбище.
Имя Муравленко носят проектный институт, нефтяное месторождение, город на севере Тюменской области, а там, где он жил и работал, установлены мемориальные доски. В 1997 году, к его 85-летию, благодарные соратники и последователи выпустили книгу воспоминаний о В.И.Муравленко — «Высота».
Как-то спросили сына Виктора Ивановича, Сергея Муравленко, тоже нефтяника: выбрал ли он свою профессию в знак уважения к отцу?
— Наверное. Хотя трудно предположить, что я мог выбрать что-то другое: разговоры о нефти я слышал дома с пеленок. Когда подрос, отец начал, похоже, уже целенаправленно обращать меня в свою профессиональную веру — брал с собой на промыслы, на буровые. Еще в Куйбышеве, когда мне было 10–12 лет. А затем, когда переехали в Тюмень и до окончания школы оставалось полтора-два года, отец начал серьезные разговоры, агитировал без нажима, но, как всегда, настойчиво.
А меня и агитировать-то особенно не надо было. Перед глазами был пример такой преданности профессии, своему делу, что выбор напрашивался сам собой. Отец еще мог перейти на аппаратную работу в Москву, в министерство, и предложения, знаю, такие были и, наверное, гарантировалась работа полегче, быт получше. Но он на это не шел, даже не мыслил себя, думаю, без практического производства…
Школу Муравленко прошел не только его сын — выдержали проверку временем многие сегодняшние «нефтяные генералы», президенты компаний, председатели советов директоров: В.А.Городилов, В.Л.Богданов, Ю.Н.Вершинин, А.Е.Путилов, Л.И.Филимонов, В.Ю.Алекперов, В.С.Медведев, А.В.Сивак, В.А.Парасюк, В.И.Отт и другие. Они его ученики, и каждый в своей сфере продолжает его дело.
В создании книги воспоминаний приняли участие хорошо известные тюменскому читателю Ф.Н.Маричев и В.Е.Копылов, В.И.Хлюпин и ушедший от нас Р.И.Кузоваткин, Г.И.Шмаль и Н.Н.Шибакин, Ю.П.Баталин и Г.К.Алпатов, А.Г.Исянгулов и А.Д.Шакшин…
А сколько было огорчений, что кто-то по разным причинам «не попал» в книгу! Будучи в Москве, создатели книги связались по телефону с легендарным геологом Ф.К.Салмановым, хорошо знавшим Виктора Ивановича, много сотрудничавшего с ним. Но увы! Наутро Фарман Курбанович улетал в служебную командировку в Китай, а время сдачи рукописей истекало.
Знатный буровой мастер, Герой Социалистического Труда Геннадий Михайлович Левин специально прилетел из Сургута, привез материалы о В.И.Муравленко, однако верстка «Высоты» была уже завершена. Обидно, но — ничего не поделаешь.
Муравленко — производственника в области (и не только в области!) прекрасно знали. А вот его научная деятельность и связанные с ней коллизии мало кому известны. Этот пробел восполнил В.Е.Копылов, доктор технических наук, бывший в «эпоху Муравленко» ректором Тюменского индустриального института. Нам, составителям книги, его рассказ был чрезвычайно интересен, и мы обоснованно полагали, что он заинтересует всех читателей.
С 1968 года В.И.Муравленко состоял членом совета института по присуждению ученых степеней и, как профессор и знаток производства, способствовал требовательному обсуждению выдвигаемых на защиту работ.
Виктор Ефимович сообщает: получение ученого звания профессора открыло В.И.Муравленко, не имевшему ученой степени кандидата наук, путь к защите докторской диссертации. Мы долго обсуждали с ним возможные шаги. О подготовке докторской диссертации в общепринятом смысле не приходилось и думать: ни времени, ни достаточной для существующих требований к диссертации возможности обработки материалов у него не было.
Наиболее реальный путь — оформление защиты доклада по совокупности опубликованных работ. Их список, включающий более 30 названий, в том числе несколько брошюр и книг, позволил сделать достаточно солидный, интересный и содержательный доклад, способный удовлетворить любой, самый представительный и требовательный совет.
Как-то, замечает В.Е.Копылов, мы встретились в кабинете Виктора Ивановича. Пили чай. Постепенно разговор был сведен к проблемам его докторской защиты. Ему не хотелось представлять работу в один из советов Москвы или Уфы. В те годы стало реальным открытие докторского совета по бурению при нашем институте, и Муравленко надеялся на защиту в местных условиях.
Высокий инженерный уровень технических решений, полученных В.И.Муравленко, не вызывал сомнений у специалистов нефтяной промышленности, у зарубежных делегаций, посещавших Западную Сибирь в те годы.
Признанием его заслуг были многочисленные поездки за рубеж. Он был в Канаде (1966 год), где знакомился с достижениями в области бурения скважин в условиях, сходных с тюменскими. В Финляндии (1967г.) его интересовали достижения домостроения в суровых северных краях. Виктор Иванович был на Всемирных выставках в США и Японии (1970 год), как член парламентской делегации посетил Венесуэлу (1972г.) и ее нефтяные промыслы, а в 1974 году состоялась поездка в Чехословакию.
В итоге северные тюменские нефтяные месторождения получили возможность иметь автомашины «Татра» в специальном исполнении. Он консультировал иракских специалистов по вопросам добычи нефти и проектирования системы поддержания пластового давления на месторождении Северная Румэйла. Наконец, в 1975 году Муравленко должен был выступить с докладом в Токио на девятом Всемирном нефтяном конгрессе. Доклад был там зачитан, однако сам Виктор Иванович по ряду причин в Японию выехать не смог.
Многочисленные уникальные технические решения родились на нефтепромыслах Тюмени «с благословения» В.И.Муравленко. Среди них: гидромониторные долота в сочетании с турбинным способом проходки; облегченные бурильные трубы из алюминиевых сплавов, которые впервые появились в Куйбышеве и были там проверены В.И.Муравленко в производственных условиях; прокладка среди топей и болот знаменитых ледовых дорог, способных работать круглый год; передвижные буровые установки на воздушной подушке и на железнодорожной основе; крупноблочный монтаж буровых установок и газотурбинный привод. Были решены многие сложные вопросы организации труда, диспетчерской связи и служб, обустройства месторождений и северных городов.
Между прочим, в книге «Высота» были напечатаны не только воспоминания о «нефтяном маршале», но и большое количество разного рода документов. Так, нам удалось найти и опубликовать несколько официальных отзывов крупных ученых на доклад профессора В.И.Муравленко «Исследования по совершенствованию и технологии бурения скважин применительно к условиям нефтяных месторождений Западной Сибири», представленный на соискание ученой степени доктора технических наук. Отзывы мало сказать положительные — иной раз просто восторженные, что не очень согласуется со строгой научной терминологией.
В архивах нашлось даже письмо, адресованное председателю ВАК в 1974 году министром нефтяной промышленности СССР В.Д.Шашиным и министром газовой промышленности СССР С.А.Оруджевым. Вот несколько абзацев из него: «…Своими научными трудами и изобретениями, а также активной инженерной и организаторской деятельностью профессор В.И.Муравленко внес существенный творческий вклад в создание в Западной Сибири крупнейшей нефтегазодобывающей базы страны.
Научные труды и изобретения В.И.Муравленко, выполненные им самостоятельно и в соавторстве с новаторами руководимого им крупного коллектива производственников, носят комплексный характер и имеют первостепенное значение при производстве буровых работ в крайне сложных природно-климатических условиях на заболоченных и обводненных площадях.
В результате широкого внедрения в беспрецедентных условиях Западной Сибири комплекса научно обоснованных решений в области нефтяного и энергетического машиностроения, а также уникальных разработок по сооружению, транспортировке буровых установок и технологии бурения нефтяных и газовых скважин объем буровых работ по Главтюменнефтегазу был увеличен с 310 тыс. метров в 1966 году до 2300 тыс. метров в 1973 — в основном, за счет роста производительности труда. Благодаря этому, были обеспечены высокие темпы добычи нефти…
…В связи с перенесенным Муравленко в конце 1973–74 гг. тяжелым заболеванием и учитывая, что по состоянию здоровья он длительное время будет лишен возможности выступить с публичной защитой, ходатайствуем, в виде исключения, о присуждении В.И.Муравленко ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации, в порядке, предусмотренном инструкцией ВАК».
Виктор Муравленко на буровой №1066 под Сургутом |
К сожалению, шли месяцы, а защита докторской откладывалась. Сначала причиной тому была реорганизация ВАК, затем в индустриальном институте был ликвидирован совет по защите не только докторских, но и кандидатских работ, ухудшилось здоровье соискателя. Настойчивое обращение института в ВАК с просьбой о разрешении на защиту по совокупности опубликованных работ осталось без ответа…
Проходили годы, материалы старели, и защита становилась все более проблематичной.
В.Е.Копылов свидетельствует: «Вспоминается одна из встреч в первой половине 1977 года. Виктор Иванович только что перенес инфаркт, полностью от него еще не оправился. В разговоре упоминал Куйбышев, мечтал вернуться в Поволжье, работать на кафедре бурения политехнического института, отойти от производственных дел, полностью посвятить себя педагогической деятельности. Еще раз просил ускорить организацию защиты его доклада на соискание ученой степени доктора наук, интересовался перестройкой ВАК. До его кончины оставалось меньше месяца…»
Повторю, что эти драматические обстоятельства были известны довольно узкому кругу людей. А для большинства тюменцев В.И.Муравленко остался в памяти гениальным производственником и организатором, проработавшим в Западной Сибири неполных 12 лет и превратившим Тюменскую область за столь короткий исторический период в промышленный регион со стремительно развивающейся нефтяной и газовой индустрией.
Виктор Иванович Муравленко, прежде всего, был высококлассным профессионалом. Буровик от Бога, он был для людей этой профессии, ничуть не преувеличивая, высшим существом.
Каждый запомнил этого человека по-своему. Предваряя книгу «Высота» коротким вступлением, губернатор Тюменской области Л.Ю.Рокецкий написал: «Я познакомился с Виктором Ивановичем в 1969 году, еще будучи бойцом строительного студенческого отряда. Я работал тогда в Сургуте, где проходило большое совещание с участием начальника Главтюменнефтегаза. Ну, а первая по-настоящему деловая встреча состоялась в 1970 году, когда я уже закончил институт и был направлен на работу в Тюменскую область в экспериментальное пусконаладочное управление треста «Сургутгазстрой», который тогда еще входил в состав Главтюменнефтегаза.
В своем кабинете Виктор Иванович встретил нас, четверых молодых специалистов, и долго, подробно расспрашивал, чему и как мы учились, каковы наши планы на будущее, рассказывал о перспективах Тюменской области. Меня поразила та обстоятельность, с которой крупный руководитель интересовался буквально всеми деталями жизни совершенно еще не знакомых ему молодых людей…
В.И.Муравленко был руководителем и организатором первой величины и входил в славную когорту таких выдающихся деятелей, как Юрий Георгиевич Эрвье, Алексей Сергеевич Барсуков, Дмитрий Иванович Коротчаев и немногие другие… Думаю, «Высота» — не последняя книга о Викторе Ивановиче.
Еще ждут своего часа множество рассказов его соратников, любопытные свидетельства очевидцев, уникальные архивные документы и другие материалы, которые помогут создать более полный и всесторонний образ выдающегося нефтяника и человека, организатора и ученого Виктора Ивановича Муравленко».
К этому трудно что-либо добавить…