Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Ноября
    Э.А.Быстров
  • 1 Ноября
    В.Д.Кривов
  • 1 Ноября
    Л.А.Смолякова
  • 1 Ноября
    Л.А.Швецова
  • 2 Ноября
    А.А.Аксенов
  • 2 Ноября
    И.В.Губенко
  • 2 Ноября
    В.П.Малюгин
  • 3 Ноября
    С.А.Воробьев
  • 3 Ноября
    М.Г.Горлачев
  • 3 Ноября
    А.В.Лидер
  • 4 Ноября
    Ф.Н.Маричев
  • 4 Ноября
    В.П.Науменко
  • 6 Ноября
    С.С.Верин
  • 6 Ноября
    С.С.Иванов
  • 8 Ноября
    С.А.Галаганов
  • 8 Ноября
    Е.В.Добровольская
  • 8 Ноября
    А.В.Сибирев
  • 8 Ноября
    Ю.М.Торхов
  • 8 Ноября
    Ф.К.Шаймарданов
  • 9 Ноября
    Л.Ф.Трощенко
  • 9 Ноября
    Г.Х.Шагаев
  • 10 Ноября
    Н.С.Березовский
  • 10 Ноября
    Т.А.Маричева
  • 11 Ноября
    Н.А.Голубев
  • 12 Ноября
    О.В.Коробова
  • 13 Ноября
    Н.В.Селезнева
  • 13 Ноября
    Ю.Г.Шмаль
  • 14 Ноября
    Н.Н.Власов
  • 14 Ноября
    А.В.Одинцева
  • 15 Ноября
    А.Х.Трушников
  • 16 Ноября
    Н.И.Егорова
  • 16 Ноября
    А.Э.Коровин
  • 17 Ноября
    Ж.Б.Сигал
  • 17 Ноября
    В.А.Тарасов
  • 18 Ноября
    Е.И.Галаганова
  • 18 Ноября
    А.А.Тюкалов
  • 19 Ноября
    Ю.А.Карпов
  • 20 Ноября
    В.М.Иванченко
  • 20 Ноября
    Л.П.Немце-Петровская
  • 20 Ноября
    С.Л.Харченко
  • 20 Ноября
    А.В.Зарубина
  • 21 Ноября
    И.Б.Кочеткова
  • 22 Ноября
    Н.П.Захарченко
  • 23 Ноября
    А.М.Колесников
  • 23 Ноября
    М.О.Стародубов
  • 24 Ноября
    Л.Б.Галицкова
  • 25 Ноября
    И.И.Капитанов
  • 26 Ноября
    Г.А.Белых
  • 26 Ноября
    И.В.Литовченко
  • 27 Ноября
    И.Ф.Ефремов
  • 27 Ноября
    Н.С.Ломакин
  • 27 Ноября
    Г.Н.Шашин
  • 28 Ноября
    А.Н.Успенский
  • 29 Ноября
    В.Г.Малышкин
  • 30 Ноября
    Н.А.Костин
  • 30 Ноября
    А.П.Недогода
  • 30 Ноября
    Н.К.Трифонов
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

Портреты. Юрию Петровичу Баталину посвящается...

Ровно год назад ушел из жизни видный государственный и общественный деятель нашей страны Почетный член Западно-Сибирского землячества в Москве Юрий Петрович Баталин (28 июля 1927 г. – 22 июля 2013 г.)

Юрий Петрович Баталин в той или иной мере с 1965 по 1983 год принимал участие в сооружении всех магистральных трубопроводов СССР. Таков его вклад в создание Единой системы газоснабжения и Единой нефтепроводной системы страны. Трудился в должности Председателя Госкомтруда СССР, заместителя Председателя Совета Министров СССР, Председателя Госстроя СССР. Кандидат технических наук, профессор. Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР.

Награжден орденами Советского Союза — Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени (трижды), «Знак Почета»; орденами Русской Православной Церкви – Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени, Святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского II степени; медалями — «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в честь 40-летия, 50-летия и 60-летия Великой Победы, Жукова, «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «В память 850-летия Москвы», «За участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». Заслуженный строитель РСФСР. Удостоен званий «Почетный работник Миннефегазстроя»,  «Почетный работник газовой промышленности», «Ветеран труда газовой промышленности», «Почетный работник нефтяной промышленности», «Почетный гражданин Нефтекамска». Избирался членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР. 

Сегодня земляки вспоминают этого замечательного человека, побывали на его могиле на Новодевичьем кладбище. Светлая память о Юрии Петровиче Баталине навсегда останется в наших сердцах.

Вспоминает член Западно – Сибирского землячества Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ Анатолий Максимович Анисимов.

Строительство объектов для нефтяной и газовой промышленности в стране было возложено на Министерство газовой промышленности СССР.

В 1965 году в Тюмени было создано Главное управление по строительству нефтегазовых объектов в Тюменской области – «Главтюменьнефтегазстрой». Руководителями этого управления были назначены опытные и талантливые строители: начальником – Алексей Сергеевич Барсуков, главным инженером – Юрий Петрович Баталин.

В начальный период освоения Приобских месторождений, большое внимание уделялось самому крупному месторождению того времени – Усть-Балыкскому. Оно требовало разработки и внедрения нового оборудования большой единичной мощности, которого в стране не выпускалось.  Это месторождение было полигоном для испытания новых методов строительства и нового оборудования в неизведанных практикой,  болотистых и климатически суровых  северных условиях Тюменской области. В это время рождался и внедрялся прогрессивный метод блочного строительства.

С Юрием Петровичем Баталиным я неоднократно встречался в Нефтеюганске, на Усть-Балыкском месторождении, когда он работал главным инженером и посещал нефтепромысел в составе различных делегаций правительственного уровня. Он умел коротко изложить руководителям государства, что нового, какие результаты получены и что предусматривается для дальнейшей индустриализации строительства. Его сообщения были просты и доходчивы. Привлекала внимание твёрдая последовательность и уверенность в дальнейшем направлении совершенствования строительства, он знал нужды нефтяников. Чувствовалось компетентность в обустройстве месторождений, согласованность строительства с требованиями производства. (На этом уровне работы решать вопросы с ним мне не приходилось.)

Ю.П.Баталин непосредственно закладывал базу строительной индустрии, строил завод по производству блочных комплектов, участвовал в создании строительных трестов в Нефтеюганске, Сургуте, Нижневартовске, Урае, совершенствовал производственную структуру. При нём значительно возросли темпы строительства, строились новые города нефтяников современного типа, появился самый северный газопровод Игрим-Серов, нефтепровод Усть-Балык – Омск, стала разрабатываться и применяться более мощная техника, накапливался опыт прокладки трубопроводов. 

Обсуждение нового проекта

 

В 1970 году Юрий Баталин был назначен заместителем Министра газовой промышленности по капитальному строительству. В это время строится магистральный нефтепровод Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск и затем Нижневартовск – Усть-Балык – Курган – Куйбышев. Строительство нефтепроводов опережает высокие темпы роста добычи нефти в Среднем Приобъе. Юрий Петрович, несмотря на большие объемы строительство в Средней Азии, в центре европейской части страны, часто находится на трассах этих магистральных нефтепроводов. Ещё до окончания строительства нефтепровода Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск ведётся подготовка к строительству нефтепровода Нижневартовск – Усть-Балык – Куйбышев, в этом же коридоре трассы.

Нефтеюганскому горкому КПСС было поручено курировать по партийной линии работу коллективов, занятых на участке строительства трассы от нефтеперекачивающих станций «Каркатеевы» до «Муген» с промежуточной «Салым» между ними. Я работал вторым секретарём Нефтеюганского горкома КПСС по промышленности и строительству.  

В мае 1973 года был закончен строительством нефтепровод Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск. В зимний период 1972-1973 годов на различные участки трассы были завезены трубы, чтобы в летнее время вести сварку и прокладку нефтепровода Нижневартовск – Усть-Балык – Курган – Куйбышев на высоких участках местности.

Сразу после окончания строительства нефтепровода Усть-Балык – Курган – Альметьевск Юрий Петрович решил с вертолёта просмотреть состояние строительства нефтепровода. Начальник Нефтеюганского аэропорта передал, что из Сургута вылетел подконтрольный вертолет с заданием пролететь по коридору нефтепроводов без посадки в Нефтеюганске, на борту которого находится заместитель Министра газовой промышленности Ю.П. Баталин. Мне было очень важно знать, что будет решать Юрий Петрович на трассе нефтепроводов, чтобы в дальнейшем участвовать в реализации намеченных им задач со строителями. Я попросил начальника аэропорта посадить вертолёт в Нефтеюганком аэропорту, и передать Баталину на борт, что я хочу с ним встретиться. И встреча состоялась. На борту находились некоторые руководители подразделений строящегося нефтепровода. Юрий Петрович сказал, что он наметил по результатам осмотра трассы от Сургута до Демьянской НПС провести совещание со строителями на Демьянской нефтеперекачивающей станции и на следующий день следовать дальше по трассе нефтепроводов. Так как строительство нефтепровода от НПС «Остров» (в Нефтеюганске) до НПС «Муген» входило в ведение Нефтеюганского горкома КПСС, мы полетели по трассе.

С вертолёта было хорошо видно, где находятся трубы, оснащённость участка техникой, сколько сварено, прорыто траншей, уложено, засыпано. Можно было безошибочно оценить состояние строительства. После осмотра участка мы сели. Ю.П.Баталин встретился с прорабами, мастерами, рабочими. Многих руководителей работ он знал по фамилии, имени и отчеству. В первую очередь осматривал, какие бытовые условия созданы для людей, какое питание, его качество. Интересовался состоянием материально-технического обеспечения. Потом перешел на производство. Задав вопросы строителям, сразу точно определил, какие допущены недостатки и каким путём необходимо их поправить. - За недостатками результатов он увидел недостатки в организации работ и строго спросил за это. Показал, где не соблюдена технологическая последовательность, усложняющая дальнейшие работы.  Видно было, как у него уже созрела программа заданий на текущий момент и на дальнейший ход организации работ, и он последовательно определил задачи и их выполнение.

На нефтеперекачивающих станциях, в первую очередь, рассмотрел, как выполнены недоделки, которые были указаны в актах государственной комиссии при приёме НПС в эксплуатацию, а затем перешел на работы по расширению НПС. Здесь также наметил последовательность строительно-монтажных работ, увеличение сил субподрядных организаций, сроки доставки недостающих материалов и комплектующих оборудования.

Некоторых прорабов с трассы Юрий Петрович забрал с собой на совещание. Изложил задачи по строительству нефтепровода Нижневартовск – Усть-Балык – Курган – Уфа – Куйбышев: по срокам ввода в эксплуатацию оно должно опережать высокий рост добычи нефти. Затем он попросил доложить о том, что мешает работать, что нужно предпринять, и в какой срок будут выполнены определённые работы.

Я обратил внимание на то, что Ю.П.Баталин прекрасно помнил о ситуации, сложившейся на каждом участке строительства. После доклада начальника управления, участка или прораба он задавал вопросы по существу обстановки на объекте, комментировал ситуацию. Ничего не оставалось не замеченным.  Он отмечал,  кто и на каких участках добился лучших результатов и за счёт чего. Делал сравнения производимых работ. Примеры лучших надо брать на вооружение другим, и это должно становиться нормой использования опыта. Было намечены участки, которым надо было оказать конкретную помощь, увеличить силы строителей, добавить технику, решено,  откуда её перебросить, где сосредоточить накопление трубы для осенне-зимней доставки на трассу и возможности создания проезда для трубовозов и техники в текущий период. По каждому виду работ он определил взвешенные и напряжённые сроки выполнения, которые требовали проявлять инициативу, организованность, использование положительного опыта.

Завершая совещание, Юрий Петрович Баталин обратился к присутствующим: «Как вы думаете, будет построен нефтепровод с нами или без нас? Я считаю, чтобы он был построен с нами, мы должны так, по-настоящему, работать».

Был очевиден опыт крупного организатора, твёрдого и последовательного в решениях и действиях, строгого и требовательного руководителя высокого ранга.

Решения совещания очень помогли при курировании хода выполнения намеченного, стали чёткой программой действий строительных подразделений и кураторской работой со стороны городского партийного комитета.  

В то время ещё не был выработан поточный метод, но благодаря практике строительства трубопроводов вызревали мысли о специализации и комплексном подходе к выполнению всех видов работ при строительстве их линейной части. И эту прогрессивную и высокопроизводительную форму строительства трубопроводов, под руководством Бориса Евдокимовича Щербины – Министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, создали совместно Юрий Петрович Баталин и начальник образованного в 1973 году главного управления «Главтюменьтрубопроводстрой» Владимир Григорьевич Чирсков (в дальнейшем ставший Министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР).   

Заслуженный работник нефтяной
и газовой промышленности РФ
Анатолий Анисимов