новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
И к дальнему любовь…
Еще одна выставка в Государственном музее А.С.Пушкина, наряду с модой Пушкинской эпохи, может по праву считаться праздничным подарком ко дню рождения Александра Сергеевича по новому стилю. Это – «Семейный портрет. Вторая половина 18-19 веков».
На ней экспонировалось более 170 произведений живописи, графики, миниатюры вместе с предметами декоративно-прикладного искусства русских и западно-европейских мастеров середины 18-19 столетия.
Неизвестный художник. Семейный портрет в интерьере. 1840-е. Литография. |
Те, кто за час-другой успевали пробежать по лицам, изображенным на портретах, лишь торопливыми взглядами, оставляли в книге отзывов легкие, без затей, отклики: «Такой покой и простота, что просто дух захватывает». Настоящие же любители искусства восприняли портреты членов императорской фамилии, государственных и военных деятелей, помещиков и чиновников, художников и писателей, врачей и студентов, детей, девушек и почтенных дам совершенно по-иному. Как отражение семейных хроник, о чем свидетельствуют эмоциональные отклики в той же самой книге отзывов. Вот один из них, сделанный некой Анастасией: «Вглядываешься в лица, и будто листаешь страницы рукописной семейной книги, подробно рассказывающей о череде событий, решительным образом повлиявших на судьбу и жизнь героев».
С такой оценкой можно было и согласиться, если бы не два весьма существенных обстоятельства. Одно из них проясняют воспоминания Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской-Корсаковой. Оно в виде аннотации сопровождает ее портрет кисти художника Озерова. На мой взгляд, самый пленительный и романтический на выставке.
Она не без юмора воспроизводит историю своего сватовства в 1793 году. «Тут батюшка меня кликнул: «Про Дмитрия Александровича нельзя ничего сказать, кроме хорошего: человек добрый, смирный, неглупый, наружности приятной, да это и последнее дело смотреть на красоту: ежели от мужчины не шарахается лошадь, то, значит, и хорош. Родство у Яньковых хорошее, они и нам свои, и состояние прекрасное, чем не жених? Я дал свое согласие, теперь зависит от тебя, принять предложение или не принять… Подумай и скажи. Я отвечала: «Ежели Вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я. Дмитрий Александрович поцеловал руку у батюшки и у меня; батюшка нас обоих обнял, был очень растроган и заплакал, глядя на него, заплакали и мы оба, его обняли и поцеловали руку. Потом батюшка говорит, смеясь и обняв Янькова: «Ведь экой какой упрямец, четвертый раз сватается, и добился-таки своего. Но, Елизавета, верно тебе было написано на роду, что тебе быть за Яньковым. Поди, объяви сестрам, что я тебя просватал, и позови их сюда: мы помолимся».
Неизвестный художник (Григорий Озеров?). Портрет Е.П. Яньковой. 1794. Холст, масло. | Неизвестный художник (Григорий Озеров?). Портрет Д.А. Янькова. 1794. Холст, масло. |
Вы можете после столь искреннего признания утверждать, что дворянская семья в 18 веке, вознамерившая выдать дочь, заботится лишь о выборе «самого что ни на есть идеального аристократа»? Критерии предпочтения, конечно, видны. Как, впрочем, и другое – скрещение, соединение разных родов, а значит, и судеб. Оно проходит лейтмотивом через всю выставку.
Вот два акварельных миниатюрных семейных портрета генерал-майора Василия Сергеевича Шереметева, внучатого племянника знаменитого фельдмаршала графа Б.П.Шереметева и его жены Татьяны Ивановны, урожденной Марченко, дочери небогатого полтавского майора. Их брак – это история счастливой семьи. Супруги имели семерых детей. Родственник титулованного графа вскоре после свадьбы писал своему дяде: «Женитьба, положение переменяющая, дала и чувства иные, претворяет мысли, словом, более побуждает рассуждать основательно, показывая и будущее, паче когда с женою счастлив, а тем и родившееся от нее драгоценнее».
Семейным счастьем одарила судьба и графа Николая Дмитриевича Зубова (1801 – 1871). Но… недолгим. У него была красавица жена – в православии Александра Гавриловна, дочь французского эмигранта Раймона де Моден. Трое очаровательных детей – девочка Елизавета и двое мальчиков: старший Николай и младший Александр. И грянуло горе: умирает жена, оставив на руках безутешного мужа шестилетнюю Лизу, семилетнего Николая и младенца Сашу. Знаменитый график Ноэль, упоминаемый Пушкиным в «Евгении Онегине», создает по заказу графа Зубова исполненный печали семейный триптих в технике литографии с акварельного оригинала итальянского художника Росси.
Следует отметить: мода на семейный портрет возникла в России, как и на другие европейские традиции, в Петровскую эпоху. Однако, его расцвет на отечественной почве приходится на конец 18 – начало 19 веков. Это связано с распространением идей сентиментализма, романтизма и постромантизма, проповедовавших семейные ценности.
Культ дружбы, взаимовыручки, любознательности, душевной теплоты и нежности предстает даже в портретах императорской семьи. Николай I или Палкин, как писали когда-то о нем учебники истории, на семейных портретах с детьми – любящий, заботливый и многодетный отец: их в царской семье было семеро. А у его сына Александра, впоследствии Александра II, восемь детей в браке с Марией Александровной (принцессой Гессенской), да еще в неравнородном браке с Екатериной Долгоруковой - пятеро. Поистине чадолюбивый царь! Да и как не быть таким, имея столь редкую по своим душевным и духовным качествам жену. Вот как характеризовала ее дочь Ольга: «Ум, спокойная уверенность в том высоком положении, которое выпало на ее долю, вызвали всеобщее поклонение. Папа с радостью следил за проявлением силы этого молодого характера и восхищался способностью Мари владеть собой. Ее любовь к Саше (то есть отцу) носила отпечаток материнской любви, заботливой и покровительственной… Он каялся перед нею в своих маленьких шалостях и увлечениях – и она принимала все с пониманием, без огорчения. Их заботы о детях, воспитании, вопросы государства, необходимость реформ, политика по отношению других стран поглощали их интересы».
Лучше не скажешь о скрещении судеб, о перерастании семейных взаимоотношений в поистине государственные. Есть еще и второе обстоятельство, мешающее мне согласиться с оценкой семейных портретов как семейных хроник. Оно словно незамерзающая река, вытекает их тех экспонатов выставки. Это – родовая память. Она живет, пульсирует не только в сродстве некогда чужих людей, ставших единой плотью, отраженной на семейных портретах, ясных, чистых и одухотворенных. Не покидает такая память и семейный альбом Андриана Михайловича Устинова (1802 – 1883 годы), чиновника особых поручений при московском военном губернаторе, знакомого Пушкина. История развода его дочери Марии Александровны с первым мужем Сергеем Михайловичем Сухотиным послужила Льву Николаевичу Толстому материалом при создании «Анны Карениной». Присутствие родовой памяти ощутимо и в семейном альбоме князей Голицыных, и в воспоминаниях Веры Тимофеевны Верховцевой, поведавшей о своих прабабушках Вере Павловне и Софье Павловне Грабовских, чьи акварельные портреты тоже представлены на выставке. Здесь же, в экспозиции, можно было увидеть единственный сохранившийся акварельный лист из семейного альбома художницы Аграфены Дмитриевны Благово (1794 – 1865 годы), старшей дочери Елизаветы Петровны Яньковой. Внук последней Дмитрий Дмитриевич Благово выпускник московского университета, мемуарист, поэт, подготовил и издал знаменитые «Рассказы бабушки» - воспоминания о пяти поколениях Яньковых.
Так что выставка «Семейный портрет» менее всего похожа на разрозненные семейные хроники. Это - скорее семейные истории, с невероятными коллизиями. Первой юношеской любовью Пушкина, Екатериной Бакуниной, сестрой его лицейского товарища Александра, прожившей 101 год. С историей установления торговых отношений с Америкой, которые первым наладил А.Витфоот, дипломат шведского происхождения. С историей меценатства рода Рюминых из Рязани, пожертвовавших родному городу дворянский пансион, мужскую и женскую гимназию, сад при городском доме, ставший любимым местом отдыха земляков. А Москву, куда супруги Рюмины – Елена Федоровна и Николай Гаврилович – переехали в 1834 году, они тоже облагодетельствовали. И не одними щедрыми обедами и балами. Храмы Воздвижения, Святых Бориса и Глеба на Арбате и в Троице – Сергиевой Лавре не раз были подкреплены их крупными вкладами и душевным участием. В последней они согласно своему желанию и были похоронены вместе с рано умершим сыном Львом.
170 портретов выставки, по существу, столько же семейных историй. А собирает их в единую незамерзающую упрямо стремящуюся по своему историческому фарватеру государства Российского великая пушкинская строка: «В семействе мир – и к ближнему любовь».
Мы, живущие в 21 веке, дерзнем добавить к словам гения несколько слов – и к дальнему любовь. Быть может, из них и прорастет когда-то всех объединяющая национальная идея…
Специально для портала Западно - Сибирского землячества, 25 мая 2015г.
|