Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Ноября
    Э.А.Быстров
  • 1 Ноября
    В.Д.Кривов
  • 1 Ноября
    Л.А.Смолякова
  • 1 Ноября
    Л.А.Швецова
  • 2 Ноября
    А.А.Аксенов
  • 2 Ноября
    И.В.Губенко
  • 2 Ноября
    В.П.Малюгин
  • 3 Ноября
    С.А.Воробьев
  • 3 Ноября
    М.Г.Горлачев
  • 3 Ноября
    А.В.Лидер
  • 4 Ноября
    Ф.Н.Маричев
  • 4 Ноября
    В.П.Науменко
  • 6 Ноября
    С.С.Верин
  • 6 Ноября
    С.С.Иванов
  • 8 Ноября
    С.А.Галаганов
  • 8 Ноября
    Е.В.Добровольская
  • 8 Ноября
    А.В.Сибирев
  • 8 Ноября
    Ю.М.Торхов
  • 8 Ноября
    Ф.К.Шаймарданов
  • 9 Ноября
    Л.Ф.Трощенко
  • 9 Ноября
    Г.Х.Шагаев
  • 10 Ноября
    Н.С.Березовский
  • 10 Ноября
    Т.А.Маричева
  • 11 Ноября
    Н.А.Голубев
  • 12 Ноября
    О.В.Коробова
  • 13 Ноября
    Н.В.Селезнева
  • 13 Ноября
    Ю.Г.Шмаль
  • 14 Ноября
    Н.Н.Власов
  • 14 Ноября
    А.В.Одинцева
  • 15 Ноября
    А.Х.Трушников
  • 16 Ноября
    Н.И.Егорова
  • 16 Ноября
    А.Э.Коровин
  • 17 Ноября
    Ж.Б.Сигал
  • 17 Ноября
    В.А.Тарасов
  • 18 Ноября
    Е.И.Галаганова
  • 18 Ноября
    А.А.Тюкалов
  • 19 Ноября
    Ю.А.Карпов
  • 20 Ноября
    В.М.Иванченко
  • 20 Ноября
    Л.П.Немце-Петровская
  • 20 Ноября
    С.Л.Харченко
  • 20 Ноября
    А.В.Зарубина
  • 21 Ноября
    И.Б.Кочеткова
  • 22 Ноября
    Н.П.Захарченко
  • 23 Ноября
    А.М.Колесников
  • 23 Ноября
    М.О.Стародубов
  • 24 Ноября
    Л.Б.Галицкова
  • 25 Ноября
    И.И.Капитанов
  • 26 Ноября
    Г.А.Белых
  • 26 Ноября
    И.В.Литовченко
  • 27 Ноября
    И.Ф.Ефремов
  • 27 Ноября
    Н.С.Ломакин
  • 27 Ноября
    Г.Н.Шашин
  • 28 Ноября
    А.Н.Успенский
  • 29 Ноября
    В.Г.Малышкин
  • 30 Ноября
    Н.А.Костин
  • 30 Ноября
    А.П.Недогода
  • 30 Ноября
    Н.К.Трифонов
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

И к дальнему любовь…

Еще одна выставка в Государственном музее А.С.Пушкина, наряду с модой Пушкинской эпохи, может по праву считаться праздничным подарком ко дню рождения Александра Сергеевича по новому стилю. Это – «Семейный портрет. Вторая половина 18-19 веков».

На ней экспонировалось более 170 произведений живописи, графики, миниатюры вместе с предметами декоративно-прикладного искусства  русских и западно-европейских мастеров середины 18-19 столетия.

Неизвестный художник. Семейный портрет в интерьере. 1840-е. Литография.

 

Те, кто за час-другой успевали пробежать по лицам, изображенным на портретах, лишь торопливыми взглядами, оставляли в книге отзывов легкие, без затей, отклики: «Такой покой и простота, что просто дух захватывает». Настоящие же любители искусства восприняли портреты членов императорской фамилии, государственных и военных деятелей, помещиков и чиновников, художников и писателей, врачей и студентов, детей, девушек и почтенных дам совершенно по-иному. Как отражение семейных хроник, о чем свидетельствуют эмоциональные отклики в той же самой книге отзывов. Вот один из них, сделанный некой Анастасией: «Вглядываешься в лица, и будто листаешь страницы рукописной семейной книги, подробно рассказывающей о череде событий, решительным образом повлиявших на судьбу и жизнь героев». 

С такой оценкой можно было и согласиться, если бы не два весьма существенных обстоятельства. Одно из них проясняют воспоминания Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской-Корсаковой. Оно в виде аннотации сопровождает ее портрет кисти художника Озерова. На мой взгляд, самый пленительный и романтический на выставке.

Она не без юмора воспроизводит историю своего сватовства в 1793 году. «Тут батюшка меня кликнул: «Про Дмитрия Александровича нельзя ничего сказать, кроме хорошего: человек добрый, смирный, неглупый, наружности приятной, да это и последнее дело смотреть на красоту: ежели от мужчины не шарахается лошадь, то, значит, и хорош. Родство у Яньковых хорошее, они и нам свои, и состояние прекрасное, чем не жених? Я дал свое согласие, теперь зависит от тебя, принять предложение или не принять… Подумай и скажи. Я отвечала: «Ежели Вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я. Дмитрий Александрович поцеловал руку у батюшки и у меня; батюшка нас обоих обнял, был очень растроган и заплакал, глядя на него, заплакали и мы оба, его обняли и поцеловали руку. Потом батюшка говорит, смеясь и обняв Янькова: «Ведь экой какой упрямец, четвертый раз сватается, и добился-таки своего. Но, Елизавета, верно тебе было написано на роду, что тебе быть за Яньковым. Поди, объяви сестрам, что я тебя просватал, и позови их сюда: мы помолимся».

 
Неизвестный художник (Григорий Озеров?). Портрет Е.П. Яньковой. 1794. Холст, масло.   Неизвестный художник (Григорий Озеров?). Портрет Д.А. Янькова. 1794. Холст, масло.

 

Вы можете после столь искреннего признания утверждать, что дворянская семья в 18 веке, вознамерившая выдать дочь, заботится лишь о выборе «самого что ни на есть идеального аристократа»? Критерии предпочтения, конечно, видны. Как, впрочем, и другое – скрещение, соединение разных родов, а значит, и судеб. Оно проходит лейтмотивом через всю выставку.

Вот два акварельных миниатюрных семейных портрета генерал-майора Василия Сергеевича Шереметева, внучатого племянника знаменитого фельдмаршала графа Б.П.Шереметева и его жены Татьяны Ивановны, урожденной Марченко, дочери небогатого полтавского майора. Их брак – это история счастливой семьи. Супруги имели семерых детей. Родственник титулованного графа вскоре после свадьбы писал своему дяде: «Женитьба, положение переменяющая, дала и чувства иные, претворяет мысли, словом, более побуждает рассуждать основательно, показывая и будущее, паче когда с женою счастлив, а тем и родившееся от нее драгоценнее».

Семейным счастьем одарила судьба и графа Николая Дмитриевича Зубова (1801 – 1871). Но… недолгим. У него была красавица жена – в православии Александра Гавриловна, дочь французского эмигранта Раймона де Моден. Трое очаровательных детей – девочка Елизавета и двое мальчиков: старший Николай и младший Александр. И грянуло горе: умирает жена, оставив на руках безутешного мужа шестилетнюю Лизу, семилетнего Николая и младенца Сашу. Знаменитый график Ноэль, упоминаемый Пушкиным в «Евгении Онегине», создает по заказу графа Зубова исполненный печали семейный триптих в технике литографии с акварельного оригинала итальянского художника Росси.

Следует отметить: мода на семейный портрет возникла в России, как и на другие европейские традиции, в Петровскую эпоху. Однако, его расцвет на отечественной почве приходится на конец 18 – начало 19 веков. Это связано с распространением идей сентиментализма, романтизма и постромантизма, проповедовавших семейные ценности.

   

Ф. Велейн с живописного оригинала Я.В. Пинемана. Свадебный портрет нидерландских престолонаследников Виллема II и Анны Павловны. Около 1817. Гравюра

 

  К. Уотсон с живописного оригинала Д. Рейнолдса. Портрет князя С.С. Гагарина и княгини В.Н. Гагариной с сыном Николаем. 1785. Пунктир, офорт.  
Р. Морген по рисунку Д.Б. Делл'Эра с живописного оригинала А. Кауфман. 1791. Семейный портрет Е.П.Барятинской. 1793-1794(?). Гравюра резцом.

 

Культ дружбы, взаимовыручки, любознательности, душевной теплоты и нежности предстает даже в портретах императорской семьи. Николай I или Палкин, как писали когда-то о нем учебники истории, на семейных портретах с детьми – любящий, заботливый и многодетный отец: их в царской семье было семеро. А у его сына Александра, впоследствии Александра II, восемь детей в браке с Марией Александровной (принцессой Гессенской), да еще в неравнородном браке с Екатериной Долгоруковой - пятеро. Поистине чадолюбивый царь! Да и как не быть таким, имея столь редкую по своим душевным и духовным качествам жену. Вот как характеризовала ее дочь Ольга: «Ум, спокойная уверенность в том высоком положении, которое выпало на ее долю, вызвали всеобщее поклонение. Папа с радостью следил за проявлением силы этого молодого характера и восхищался способностью Мари владеть собой. Ее любовь к Саше (то есть отцу) носила отпечаток материнской любви, заботливой и покровительственной… Он каялся перед нею в своих маленьких шалостях и увлечениях – и она принимала все с пониманием, без огорчения. Их заботы о детях, воспитании, вопросы государства, необходимость реформ, политика по отношению других стран поглощали их интересы». 

Лучше не скажешь о скрещении судеб, о перерастании семейных взаимоотношений в поистине государственные. Есть еще и второе обстоятельство, мешающее мне согласиться с оценкой семейных портретов как семейных хроник. Оно словно незамерзающая река, вытекает их тех экспонатов выставки. Это – родовая память. Она живет, пульсирует не только в сродстве некогда чужих людей, ставших единой плотью, отраженной на семейных портретах, ясных, чистых и одухотворенных. Не покидает такая память и семейный альбом Андриана Михайловича Устинова (1802 – 1883 годы), чиновника особых поручений при московском военном губернаторе, знакомого Пушкина. История развода его дочери Марии Александровны с первым мужем Сергеем Михайловичем Сухотиным послужила Льву Николаевичу Толстому материалом при создании «Анны Карениной». Присутствие родовой памяти ощутимо и в семейном альбоме князей Голицыных, и в воспоминаниях Веры Тимофеевны Верховцевой, поведавшей о своих прабабушках Вере Павловне и Софье Павловне Грабовских, чьи акварельные портреты тоже представлены на выставке. Здесь же, в экспозиции, можно было увидеть единственный сохранившийся акварельный лист из семейного альбома  художницы Аграфены Дмитриевны Благово (1794 – 1865 годы), старшей дочери Елизаветы Петровны Яньковой. Внук последней Дмитрий Дмитриевич Благово выпускник московского университета, мемуарист, поэт, подготовил и издал знаменитые «Рассказы бабушки» - воспоминания о пяти поколениях Яньковых.

   
Неизвестный художник. Портрет М.И. Озерова. Около 1815. Холст, масло.   П.Ф. Соколов. 1791-1848. Портрет княгини М.Н. Волконской с сыном Николаем. 1826. Бумага, акварель, карандаш, лак.   Неизвестный художник. Портрет Е.Ф. Озеровой. Около 1815. Холст, масло.

 

Так что выставка «Семейный портрет» менее всего похожа на разрозненные семейные хроники. Это - скорее семейные истории, с невероятными коллизиями. Первой юношеской любовью Пушкина, Екатериной Бакуниной, сестрой его лицейского товарища Александра, прожившей 101 год. С историей установления торговых отношений с Америкой, которые первым наладил А.Витфоот, дипломат шведского происхождения. С историей меценатства рода Рюминых из Рязани, пожертвовавших родному городу дворянский пансион, мужскую и женскую гимназию, сад при городском доме, ставший любимым местом отдыха земляков. А Москву, куда супруги Рюмины Елена Федоровна и Николай Гаврилович – переехали в 1834 году, они тоже облагодетельствовали. И не одними щедрыми обедами и балами. Храмы Воздвижения, Святых Бориса и Глеба на Арбате и в Троице – Сергиевой Лавре не раз были подкреплены их крупными вкладами и душевным участием. В последней они согласно своему желанию и были похоронены вместе с рано умершим сыном Львом

170 портретов выставки, по существу, столько же семейных историй. А собирает их в единую незамерзающую упрямо стремящуюся по своему историческому фарватеру государства Российского великая пушкинская строка: «В семействе мир – и к ближнему любовь». 

Мы, живущие в 21 веке, дерзнем добавить к словам гения несколько слов – и к дальнему любовь. Быть может, из них и прорастет когда-то всех объединяющая национальная идея…

   
Альбом «Русские портреты XVIII-начала XX века. Материалы по иконографии. Часть III»

 

  Д. Уокер с живописного оригинала М.-Э.-Л. Виже-Лебрен. 1797. Портрет графини Е.С. Самойловой с детьми. 1798. Акватинта.  
К.К. Гампельн. 1794 после 1880. Потрет князя В.П. Кочубея (лист из семейного альбома). Около 1832. Бумага, итальянский карандаш (Виктор Павлович).
         
   
С.С. Свинцов. Портрет В.С. Апраксина. Около 1812. Холст, масло. 
 
А.П. Брюллов. 1798-1877. Портрет графини Д.Ф. Фикельмон и графини Е.Ф. Тизенгаузен. 1825. Бристольский картон, акварель, карандаш, белила, лак.
 
С.С. Свинцов. Портрет графа А.П. Строганова. Около 1812. Холст, масло.

 

 
Любовь Чекалова,
член Союза журналистов России,
член землячества 
Фото Государственного музея А.С.Пушкина
 
  

Любовь Чекалова "Ода женственности"

Специально для портала Западно - Сибирского землячества, 25 мая 2015г.