новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 СентябряИ.Г.Аксенова
-
1 СентябряВ.М.Анайкин
-
1 СентябряИ.А.Герасимова
-
1 СентябряВ.А.Голубев
-
1 СентябряМ.Ю.Гусакова
-
1 СентябряВ.Д.Рожков
-
1 СентябряВ.П.Уваров
-
2 СентябряВ.К.Иванец
-
2 СентябряЛ.М.Муллагалиева
-
2 СентябряВ.И.Риккер
-
4 СентябряТ.А.Трушникова
-
6 СентябряМ.Ю.Загуменная
-
6 СентябряА.В.Курепов
-
6 СентябряЛ.П.Сергеева
-
7 СентябряВ.И.Володин
-
8 СентябряГ.Н.Протасов
-
8 СентябряВ.Н.Рафикова
-
9 СентябряЮ.Д.Малясов
-
9 СентябряЮ.К.Пащенко
-
9 СентябряН.Л.Щавелев
-
10 СентябряА.Н.Лоторев
-
10 СентябряМ.Г.Романова
-
10 СентябряА.А.Тернавский
-
11 СентябряА.К.Касаткин
-
11 СентябряА.Н.Пащенко
-
11 СентябряЛ.Г.Титов
-
12 СентябряМ.К.Кузнецов
-
14 СентябряА.Н.Красова
-
14 СентябряТ.Г.Родионова
-
15 СентябряД.А.Картунчиков
-
15 СентябряЛ.Д.Мусатова
-
15 СентябряВ.А.Оганесов
-
16 СентябряР.Н.Мухаметзянов
-
17 СентябряР.А.Дамиев
-
17 СентябряЮ.Т.Калинин
-
17 СентябряВ.А.Никишин
-
20 СентябряЮ.И.Голобушин
-
21 СентябряО.Б.Кисарина
-
23 СентябряБ.И.Пищугин
-
23 СентябряС.И.Щукина
-
25 СентябряТ.Г.Дунаева
-
25 СентябряИ.А.Копец
-
25 СентябряТ.С.Фроловская
-
26 СентябряВ.П.Лисин
-
26 СентябряБ.В.Сельков
-
27 СентябряА.В.Никишин
-
27 СентябряБ.И.Светлов
-
28 СентябряЛ.А.Коновалова
-
29 СентябряВ.А.Зиновьева
-
29 СентябряР.П.Кудряшова
-
29 СентябряЮ.М.Руднов
-
30 СентябряЕ.А.Гурвич
-
30 СентябряВ.Л.Рыбин
-
30 СентябряА.Л.Сидоренко
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Леонид Рокецкий. Жизнь продолжается
Сегодня делегация Западно-Сибирского землячества принимает участие в Слете студенческих отрядов, посвященном 50-летию движения ССО в Тюменской области. Москва и Тюмень вместе вспоминают несколько десятков легендарных лет освоения крупнейшей нефтегазоносной провинции мира.
С ветераном студенческого строительного движения, членом землячества Леонидом Рокецким встретилась главный редактор нашего портала Юлия Коваленко.
– Леонид Юлианович, прошу Вас вернуться в то далекое время, когда нефтегазовый комплекс Западной Сибири был еще в проекте. Люди со всей страны приезжали на эту грандиозную стройку с разными целями и порывами: энтузиазмом, желанием выстроить свою профессиональную жизнь, заработать, наконец… Вы оказались на этой земле изначально как боец студенческого строительного отряда. Какой Вы ее увидели?
– Это было как раз 50 лет назад, в июне 1966 года. Студенты из Львовского политехнического института ездили ранее в составе строительных отрядов в Казахстан, а в Тюмени оказались впервые. Я был бригадиром бетонщиков. Проехали полстраны поездом, а в областном центре нас пересадили на речные трамвайчики. Это небольшие, человек на 50-60, судна. – В то время до Тобольска не было ни автомобильной, ни железной дороги. Шли чуть меньше суток, добрались вечером, ночь перекантовались. И появился здоровенный теплоход «М.Мусоргский»: с колесами по бокам, брал более 300 человек на борт – сейчас таких нет. Ходил по Оби, Иртышу. И на нем за 4 суток – до Сургута. Город был тогда деревянным – и дома, и тротуары. Причалили к речному вокзалу. Встречали нас спокойно, даже несколько настороженно. Ведь никто не знал, на что мы способны.
Натянули палатки, – в них жили. Сразу дали объемы работ. В составе первого ССО нас приехало 300 бойцов, все после армии, с рабочими специальностями. Я был электриком, мотористом. Дали бетонный узел. Мы отремонтировали трактор, бетономешалки, и работа пошла. Начали строить первые каменные здания в Сургуте. Представляете, каково: нам доверили построить торговый центр, школу! Кстати, она стоит по сей день.
Бригадир бетонщиков Леонид Рокецкий на тракторе. Сургут, 1966г.
|
Организация нашей жизни была достаточно суровая, сухой закон. Если кто-то позволял себе вольности, был немедленно исключен из отряда и отправлен обратно. Помню 66-й – 67-й год… Наряду с дисциплиной был высокий уровень демократии, командиров избирали на общем собрании, но и слушались потом. Получилось так, что уже к концу 66г. – завершению первого сезона – я был избран командиром вузовского отряда «Карпаты». Позже в штабах стало много преподавателей, других людей, а у нас в те времена было все же большинство студентов, в том числе и командиры с комиссарами, за исключением мастеров и врачей.
В связи с общественной работой в Львовском политехническом институте меня избрали комиссаром областного студотряда и командиром областного ССО, выезжающего в Тюмень. К трудовому сезону надо было готовиться весь год. И уже в 68 – 69 году нас выезжало свыше тысячи человек.
На территории Сургута работали и другие студенческие отряды: из Харькова, Луганска, Киева, Тюмени. Поэтому Тюменский областной штаб создал зональные отряды, меня назначили командиром Сургутского зонального ССО.
В апреле 1967г. меня направили в Сургут заключать договоры на работу ССО летом. Весной распутица, самолеты не летают, почти неделю ждали рейса АН-2 на Сургут. Но все обошлось, даже с вынужденной посадкой в Увате. Договоры заключили. Уже почувствовали свою силу, знали, как можем работать, думали о серьезных объектах. Ставили задачу найти за год инструмент, спецодежду, освоить технику безопасности. Собрали и привезли достаточно большую библиотеку в национальный поселок Угут и начали там строить школу-интернат и дома для учителей. На следующий год мы привезли в Сургут проект памятника первым комсомольцам города и поставили на набережной.
Командир вузовского ССО «Карпаты» Л.Рокецкий (второй справа) с бойцами.
Сургут, 1967г.
|
Моя жизнь в Сургуте круто изменилась – женился, получил жилье. Заканчивал Львовский институт уже как сургутянин, свыше 20 лет прожил в этом городе. Там у меня родились сын и дочь, сейчас прибавилось 6 внуков. Мы все гордились тем, что жизнь удалась: у всех свои достижения – семья, карьера, а у нас есть свой город. Знаете, Тюменская область строилась так: Нижневартовск помогали возводить строители Москвы, Ноябрьск — Украина, Нягань – Узбекистан, а Сургут мы строили сами. Гордились своими домами по ленинградскому проекту. Мы — патриоты: этот город наш, потому что мы приехали в него, изменив свою судьбу, и с первого кирпича возвели.
Потом я работал на всех должностях в строительном тресте, главным инженером, исполняющим обязанности управляющего, занимался инженерными сетями, отвечал за котельные, дороги. У нас не престижно было работать в партийных органах, во власти: все же лучше, считалось, быть нефтяником или строителем. Не сразу, на третий раз, я принял приглашение, и стал работать сначала первым заместителем, а потом председателем Сургутского горисполкома. Задержался на 8 лет. А затем, в 1990 году, меня избрали председателем Тюменского облисполкома, - оказался в этой должности последним и плавно перешел в новую власть. И так до 2001 года. Сейчас живу в Москве. Езжу в гости: родственники жены живут в Сургуте. Город становится все лучше.
Мы были молоды, нам нравилось то, что мы делали, особенно студенческое движение. Но были все же старше, чем нынешние 17-летние бойцы. Неудобно было на лето ехать домой и просить у мамы рубль в кино сходить. Везут тебя на 2 месяца, прокормят, будет, где жить, возможно, заработать. Как не поехать? Страну увидишь! Это было с желанием, с подъемом.
Сургут, 1968г.
|
– Напомню, Леонид Юлианович, нашим читателям: Вы начинали работать киномехаником. Доросли до командира громадного Львовского областного отряда – Сургутского зонального ССО. Затем прошли ступени роста от мастера до управляющего трестом «Сургутгазстрой», председателя Сургутского горисполкома, губернатора Тюменской области. Были членом Госсовета России на персональной основе… Биография, конечно не рядовая. Можно сказать современным языком, что студенческие отряды – это школа менеджеров?
– Киномехаником я был в 17 лет. Скажу так: решение поехать в далекие незнакомые края, выборы в ССО требовали определенной решительности. Я работал добросовестно, знал свое дело. Тогда не было слова «менеджер». Я бы назвал это школой воспитания ответственности, делового сотрудничества, взаимопонимания, настоящей дружбы. У меня она началась, возможно, с тех пор, когда выпускали много бетона, когда трактор отремонтированный заработал.
Люди в Сургуте были жесткие, но честные, справедливые. Мне это нравилось. Если ты специалист, умеешь работать – тебя уважают. И ты имеешь чувство достоинства,уверен в себе. Если прихожу наниматься на работу – не заискиваю, не кланяюсь. Нужен вам – берите. Нет – до свидания. Это отличало сибиряков. А не так: может, подожду, может, возьмете, сю-сю-сю?! ...Знаете, как говорят: чем больше слабых, тем больше сильных. Два берега одной реки.
Сургут, январь 1969г.
|
Я гордился, что сибиряк, что жена – сибирячка, что дети – сибиряки. А сейчас почему-то стесняются этого слова. А слава у них хорошая: первопроходцы Западной Сибири. Защитники Москвы в годы Великой Отечественной войны. Это слово нас объединяло и возлагало ответственность: быть сильным, защитником, кормильцем, порядочным, наконец, человеком.
– Ваша биография такова, что Вы знаете цену человеческим словам и, особенно, делам. Что сейчас для Вас является главным мерилом человека?
– Можно отвечать стандартно. А я скажу, что все время стеснялся быть начальником. Я многих вырастил. Сейчас, как только оперился, надо, чтоб сразу машина была новенькая, черная, с водителем. А я не хотел сильно отличаться. Начальник? Ну, выполняй свои дела. Но чтобы делать это показушно… Не понимаю тех, кто так себя ведет.
– Просвечиваете их своим профессиональным душевным рентгеном?
– Быть начальством – значит, на каждом твоем шаге все сконцентрировано. Я достойно и честно прожил свою жизнь, мне стесняться нечего. Другой раз думаю, вспоминаю…
Провожу, будучи мэром Сургута, прием. Людей много – 20-25 человек, а вопросы одни и те же: жилье надо. Тюмень далеко, никто, кроме меня, не решит. Тяжело принимать: поздно прихожу, измотанный, люди нервные, пожилые, инвалиды. Попросил занести ко мне в кабинет 25 стульев: заходите все сразу! У кого какие проблемы? Вдруг вбегает парень, молодой, красивый: «Я 10 лет живу в балке, волосы примерзают к стенке, дети болеют рахитом». Жалко его стало. Как раз в столе был ордер. «Пойдешь в квартиру?» «Пойду!» Выходит в приемную: «Ура! Я Рокецкого обманул: не 10, а 6 лет там живу». Следом из приемной заходит бабушка: «У Вас записана фамилия парня? Срочно звоните в милицию, он преступно выманил у Вас квартиру». А я подумал: да если вы будете счастливы, что все меня надуете, я не буду на вас обижаться. И так за собой до сих пор это тяну…
55 - летие ССО, ветераны движения. Москва, ноябрь 2014г.
|
У меня были раньше и взлеты, и падения. На выборах проигрывал, например, губернаторских. Можно было на кого-то обижаться: соратники пошли служить другим. Но у них есть семьи, дети, которых надо воспитывать, кормить. У меня больше к корреспондентам вопросов. Когда демократия начиналась, мы не знали, что делать. Я проводил пресс-конференции, слушал средства массовой информации и учился у вашего брата-журналиста гласности. Как только уехал из Тюмени, все переметнулись. Хотя, корреспондентам тоже надо жить.
– Думаю, природа этого явления, которое приходилось наблюдать не однажды, одна и у брата-журналиста, и у чиновника: вчера он пыль с ботинок на бегу смахивал, а сегодня не здоровается и не узнает. Понимаю его как урок на будущее.
– Спокойно отношусь к этому. Со всеми здороваюсь. Были и подонки. Но выжил? – Выжил. Такова жизнь. 35 лет отдал Тюменской области. Много хороших звонков и встреч.
Другой раз думаю: почему у умных добросовестных мужиков, которые пришли во власть, не получается, ругают, увольняют их? А соберутся проходимцы, и у них идет. Правда, в конце концов, попадаются. …Никогда не брал друзей во власть, зная ее изнутри. Никогда не дружил с начальством.
Мне сейчас интересно помочь вырастить внуков. Оказалось, что я самоуверенный: думал, все смогу. А они другие: с мобильными телефонами, Айпадами. Мы постигали жизнь своими руками, ногами измеряли расстояния. А они – виртуально. Какими будут – лучше или хуже меня – не могу угадать до сих пор. Начинаешь давать советы, дети останавливают: внуки будут отличаться от сверстников. Может, они правы?
– Леонид Юлианович, как Вы определили для себя точку опоры в жизни, благодаря которой можно все пройти и выстоять? В ком или в чем она?
– Трудно сказать. Мы жили бедно, но достойно. Все всегда работали, нас четверо братьев росло, я – старший. Никогда не думал, что пойду во власть. Хотел быть мастером, а часы ли ремонтировать, или кузнецом, или одежду шить, или кем еще – это уже вопрос второй. Чтобы знать досконально дело своими руками. А когда появилась общественная работа, ССО, учился у всех, у жизни.
Тяжелее не переживать стоически какие-то ситуации, а их не допустить...
Было бы здоровье у близких, родных… Мне уже 75-тый год идет. Немного за здоровьем смотришь, думаешь: как Бог даст. Сильно переживать не надо. Один у меня недостаток – курю. Но водку лет десять уже не пью, да и не пил, да и не с кем. Хороший сад здесь, в Подмосковье: яблоки, виноград. Все праздники встречаем большой семьей.
Жизнь продолжается.