Ямальские ветераны встретились с соотечественниками в Израиле
С Края Земли на Землю обетованную. Ямальские ветераны вернулись из поездки в Израиль. Посещать места боевой славы в канун Дня Победы стало для них доброй традицией. Но на Ближний Восток отправились впервые. Как встретили наших земляков в далекой стране, и какие надежды связывали с путешествием они сами - в специальном репортаже Юлии Кратковой.
Два поколения рядом. Молодость сражает безупречной кадетской выправкой, зрелость ошеломляет величием орденов. Всего пару минут на общее фото - и в путь. Шестьдесят девятый День Победы они встретят за тысячи километров от дома. Все в трепетном ожидании - путешествие обещает новые интересные встречи и воспоминания.
По дороге в Иерусалим любуются красотами местной архитектуры, сочной зеленью пальм и яркой синью израильского неба. А в памяти мелькают другие картинки: разрушенные Второй мировой города и села, бесчисленные смерти и слезы.
Саядат Тумакаевой было всего тринадцать, когда пришлось бросить школу и встать у станка на литейном заводе. Вместе с другими она штамповала детали для военной техники и верила - мукам и страданиям обязательно придёт конец.
Сяадят Тумакаева, ветеран Великой Отечественной войны: «Все время мы ждали победу. Вот одна мысль у всех была. Как будто одна мать родила нас».
В эти дни Израиль плакал дождем. Такой погоды в мае здесь не припомнят даже старожилы. Небо лилось потоками слез, парад пришлось отменить. Ветеранов на двух языках чествовали в зале городской мэрии. Вспоминали весну 1945 года и пели, а от количества медалей и орденов захватывало дух. Бывший суворовец Вячеслав Тамаркин сразу приметил наших кадетов - напомнили его молодость. Он из немногих, кто вырвался из фашистского гетто. Сейчас пишет книги. Казалось, что все вокруг давно знакомы друг с другом - фронтовики искали однополчан, молодежь фотографировалась с ветеранами. Все понимали - их, помнящих и знавших войну, осталось так мало, что нужно успеть обласкать ветеранов цветами и аплодисментами.
9 мая едем в Яд ва-Шем. Здесь собрана самая большая в мире история жертв Холокоста. За годы нацизма фашисты уничтожили 6 миллионов евреев. Полтора миллиона - дети. В павильоне с фотографиями растерзанных еврейских детей блокадница Тамара Мелещенко опустила глаза. Ей самой в 1943 году исполнилось пять. Вспомнила, какими жалкими представители «высшей расы» выглядели, когда пленными шли по улицам освобожденного Ленинграда. Потом был Минск, Варшава, Будапешт, Вена, Берлин. Вехи Второй мировой высечены в Нетании на стене мемориала Красноармейцам. Темный лабиринт, темные думы, темная боль. Каждый мысленно благодарил за то, что выжил.
Тамара Мелещенко, ветеран Великой Отечественной войны: «Этот голод, который постоянно где-то в голове, в мозгах. Хлеба, хлеба - это звучит. И это было у каждого ленинградца, который пережил блокаду».
Белые крылья Победы обласканный солнцем Нетания обрел два года назад. Сегодня сюда приходят целыми семьями. Инициатива открытия мемориала принадлежит участникам Второй мировой, а их в Израиле более 10 тысяч. Разгром нацизма, считают они, в первую очередь заслуга тех, кто воевал на Восточном фронте, не умаляя при этом роли союзников. Но почему в одних государствах памятники ветеранам устанавливают, а в других оскверняют и переписывают историю - вопрос, который пока остается без ответа. События в Украине все эти дни не давали покоя и особенно трогали сердца пожилых ветеранов.
Константин Мелещенко, ветеран Великой Отечественной войны: «Я думаю, что разум восторжествует, и все эти подонки и отпрыски, которые сейчас пользуются авторитетом и помощью, не смогут развязать новую войну и изменить мир».
Их встречали одинаково тепло и Израиле, и в Палестине. Общение с соотечественниками, общие на всех песни военных лет и уникальная возможность посетить святые места. Без этого поездка была бы не полной, признаются ветераны.
Анна Филичева, ветеран Великой Отечественной войны: «Не знаю, я всю жизнь была атеисткой, а сейчас начинаю задумываться и понимать, что какая-то сила есть, кроме нас. Поэтому посетить гроб Господний - сам Бог велел».
Анна Филичева в январе отпраздновала девяностолетие. Ей, прошедшей войну от первого до последнего дня, повезло. Уцелела. Любила. Он предлагал расписаться, она - дождаться окончания войны. А судьба распорядилась по-своему. Война оказалась долгой, пути разошлись. Но она до сих пор продолжает ждать и любить. Очень хочется верить - у этой истории еще есть продолжение.