новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
USD | 91.7745 | 91.6012 | |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Первая встреча с Тобольском
Тобольск, 2014г. |
Весной 1962 года я с нетерпением ждал завершения занятий в школе, чтобы забрать документы и отправить их в Тобольское мореходное училище. Потерпев после окончания семи классов фиаско при поступлении в тюменское музыкальное училище, я ударился в другую крайность и захотел непременно стать штурманом дальнего плавания. Эту «заразу» я подхватил от отслужившего четыре года на флоте односельчанина Александра Пинигина. Увидев его в морской форме, я моментально сделал вывод, что нет для меня выше цели, чем быть профессиональным тружеником на водных просторах своей огромной страны. Ну, а когда ещё и послушал рассказы бывшего моряка, да увидел, как он ловко дерётся, и с каким умилением на него смотрят первые красавицы деревни, моё юное сердце заныло так, что я стал считать дни и часы до начала вступительных экзаменов. Родные не очень понимали мой душевный порыв, но нашли терпение и такт, чтобы не нанести рану моему самолюбию. И вот, наконец, подошло время отъезда на вступительные экзамены. Собрав нехитрые пожитки, получив напутственные благословения от близких родственников, я отправился судьбе навстречу. И, несмотря на то, что только второй раз за пятнадцать прожитых лет покидал пределы своей деревни, особой робости и страха не испытывал.
Добравшись попутным транспортом до города Ишима и оказавшись на железнодорожном вокзале, я подошёл к окну справочного бюро и поинтересовался возможными вариантами в ближайшее время оказаться в городе Тобольске. Женщина, которая сидела по ту сторону окна, внимательно меня выслушала и мягким голосом подробно объяснила: «Имеются несколько вариантов. Первый - долететь до Тобольска на самолёте, который вылетает из Ишима ежедневно в три часа дня. Стоимость билета десять рублей. Второй – доехать поездом до Тюмени, а затем пересесть на автобус. Но так как дороги с твёрдым покрытием до Тобольска нет, есть опасения надолго застрять. И третий вариант - добираться от Тюмени на пассажирском пароходе. Сколько времени он находится в пути, и сколько стоит билет, - сказать не могу. Так что, молодой человек, сам принимай решение, какой вариант тебе лучше подходит». После этих слов она по-матерински тепло улыбнулась, и я отошёл от справочного окна.
«Вот задачка с тремя неизвестными», - пробурчал я и стал перебирать в голове варианты. Но долго раздумывать мне не пришлось. В зале ожидания проснулся громкоговоритель и оповестил о прибытии на станцию пассажирского поезда, который идёт в сторону Тюмени. Почти бегом рванул к кассе и стал в очередь. А уже через пятнадцать минут, став обладателем проездного билета, я поднимался по железной лестнице в общий вагон.
3-й курс, 1964-1965г.г. |
В пути было достаточно времени, чтобы окончательно решить, на чём добираться от Тюмени до Тобольска. Поэтому, как только поезд остановился на перроне столицы Тюменского края, я выскочил из вагона и помчался на автовокзал. Такая расторопность позволила мне сесть в последний автобус, который выходил в сторону первой столицы Сибири в четыре часа дня. Но радостное настроение улетучилось сразу, как только у большого села Сазоново закончился асфальт, и колёса нашего ЛАЗа попали в глубокую колею, нарезанную лесовозами и тракторами. Скорость резко упала, и километровые столбы стали желанными вехами на протяжении оставшихся двухсот с лишним километров. Это расстояние мы преодолели за десять «рекордных» часов и на левом берегу Иртыша оказались только глубоко за полночь. Переправа, естественно, уже не работала, и я решил, как и остальные прибывшие пассажиры, дождаться утра на берегу. Другого варианта в те годы просто не существовало.
На улице было тепло. Я вышел на пологий берег Иртыша и медленно побрёл к воде. Из-за ночной темноты противоположный берег не просматривался, поэтому определиться с шириной реки было сложно, но шум воды, пролетающей вниз, в сторону Северного Ледовитого океана, захватил моё воображение радостными эмоциями: «Какая силища! Какая энергия от Иртыша исходит! Эта стихия - будущее моей судьбы!»
Постояв некоторое время и подышав речным воздухом, я решил немного прикорнуть. Постелил на траву вельветовую куртку, под голову приспособил чемодан, снял с ног сандалии и улёгся. Заснул почти мгновенно. Разбудил меня механический рокот. Я повернул голову и увидел плывущий поперёк реки буксир с большой платформой - паромом, на котором стояли три грузовые машины, автобус, трактор «Беларусь» и несколько пассажиров. Паром находился на середине реки, и у меня было время поднять глаза и посмотреть выше него. То, что увидел, с первого мгновения поразило меня величием и торжественностью. Это была уже не река, а всё то, что находилось вдали за ней. Километрах в пяти, на самом краю высокого яра, парил над равниной Тобольский Кремль с позолоченными куполами церквей и высокой каменной стеной. Левее по яру стояло белое трёхэтажное здание, соединяющееся с Кремлём воздушной галереей, повисшей над пропастью. Внизу, у подошвы яра, начиналась подгорная часть города и простиралась вдоль горы до берега Иртыша, напротив которого находился я. В подгорной части виднелись купола православных церквей и мусульманской мечети. Я с первого взгляда влюбился в этот старинный город. Очарованный и завороженный зрелищем, вскочил на ноги и стал жадно всматриваться вдаль. «Вот это красота! Какой простор! Какая сказочная сила заключена во всём облике Тобольска!» - не мог удержаться от восторга я.
Сойдя вместе со всеми пассажирами парома на правый берег Иртыша, я не стал дожидаться маршрутного автобуса и пешком пошёл в сторону Кремля. Он был виден практически с любого места, и создавалось впечатление, что находился рядом. Подгорная часть города была застроена одно- и двухэтажными деревянными зданиями. Иногда встречались и трёхэтажные дома. Их было мало, и в основном они стояли ближе к центру. Я шёл вдоль дороги по деревянному тротуару, рядом с домами. Тротуар оказался достаточно широким, и на нём свободно расходились три-четыре человека. Улица, по которой бодро шагал, оказалась центральной и пересекалась с другими, также мощёными тротуарами, деля город на кварталы. Автомашин по Тобольску бегало меньше, чем по Ишиму. Но, что с удовольствием отметил, молодыми людьми моего возраста или чуть постарше, город был просто наводнён! Я тогда ещё не знал, что первая столица Сибири в ту пору являлась главным студенческим центром Тюменской области. На момент моего приезда в нём насчитывалось более десяти средних специальных учебных заведений и одно высшее.
Чем ближе подходил к горе, тем больше появлялось красивых кирпичных домов и культовых построек. Самое первое, поразившее архитектурой и изяществом, было деревянное здание, похожее на терем. Резные лабиринты узоров на наличниках и башенках придавали ему необыкновенную притягательность и сказочность. Поэтому не случайно именно в этом тереме обосновался Тобольский драматический театр.
Полюбовавшись несколько минут «чудом архитектуры», я двинулся дальше. С каждым шагом гора впереди становилась ближе и выше, а здания и строения всё величавее и торжественнее. Я подошёл к перпендикулярной тупиковой улице, прилегающей к подошве горы, и остановился в растерянности. «Куда дальше идти? Не взбираются же люди наверх прямо по склону? Наверняка, есть дорожка»,- подумал я и в это время увидел выходящую мне навстречу из-за кустов весёлую группу молодых людей. «Видимо, там имеется лаз на гору!» - догадался я и продолжил путь прямо. Пройдя метров пятьдесят от тупика, в изумлении остановился. Прямо передо мной возникла широкая деревянная лестница, уходящая вверх, под здание, соединяющее левый и правый края глубокого оврага. Окончания лестницы снизу не было видно, но это меня уже не смущало. Я твёрдо был уверен, что это именно та лестница, которая приведёт меня к мечте, и не торопясь, не от усталости, а от удовольствия, стал подниматься вверх. Каждый раз, поднявшись на двадцать ступенек выше, я садился на лавочки, стоящие вдоль перил и осматривал панораму подгорной части города, которая всё больше и больше нравилась мне. Последний раз остановился под сводами здания, нависшего над лестницей своим мощным, кирпичным брюхом, и посмотрел вниз. Машины, проезжающие по улицам, и снующие люди отсюда казались маленькими и смешными, а дома - словно вросли в землю. Я тяжело вздохнул. Мне не очень хотелось заканчивать панорамный обзор, но, помня, зачем приехал в этот город, вынужден был продолжить свой путь.
До самого окончания подъёма лестничных ступеней уже не было: он был вымощен природным камнем, а к высоким кирпичным стенам прикреплены деревянные поручни. Достигнув вершины горы и выйдя из тоннеля, я остановился. Но думать, куда дальше идти, не пришлось. Справа увидел группу парней в морской форме, которые повернули в проём каменных ворот на территорию Кремля. «Вот и врата к будущему успеху», – весело подумал я и зашагал за курсантами. Путь до здания, где размещалось мореходное училище, был коротким, но насыщенным историческими зданиями и сооружениями. Красивая церковь, величавый Софийско-Успенский собор с колокольней, Краеведческий музей, вдоль которого на постаментах лежали огромные стволы старинных пушек, да и сами врата имели архитектурную ценность. Но на сей раз детально рассматривать я их не стал, а направился в здание училища, устраиваться на постой.
Вступительные экзамены для меня проходили вполне успешно. И, несмотря на то, что на штурманское отделение на одно место претендовало одиннадцать человек, я верил в свою звезду. Свободное время проводил так же, как и все. Особенно нравилось уходить на яр за кремлёвскую стену и любоваться происходящим на Иртыше. Могучий, он спокойно нёс на себе множество различных лодок, толкачей и буксиров, барж, пассажирских трамвайчиков и скоростных судов. Над палубами этих красавцев неизменно звучала музыка, придавая им привлекательность и таинственность.
Идиллию, в которой я пребывал несколько дней, грубо прервал отказ в приёме в мореходное училище. И обидней всего для меня было то, что причиной этому стала школьная характеристика, содержанию которой я до этого не придавал значения. Но как бы там не было, факт остаётся фактом. Шок и депрессия на некоторое время выбили меня из колеи. Мне казалось, что жизнь остановилась, что я никчёмный и невезучий человек, и что никогда не найду своё место в бурлящем котле истории. «Неужели снова придётся возвращаться домой побеждённым? Позор! Что мне делать дальше? Куда податься? Неужели никаких больше вариантов нет?» - спрашивал себя, но ответа не находил.
Тобольск, 1965-1966г.г. |
Но, как показали дальнейшие события, ответ такой нашёлся. Буквально через день, после оглашённого «приговора», в мореходное училище пришёл директор Тобольского рыбопромышленного техникума Борис Александрович Яковлев и предложил относительным неудачникам, наподобие меня, прийти в его учебное заведение с результатами сдачи экзаменов в мореходное училище и стать студентом - рыбником. Если честно, то меня это предложение не сразу заинтересовало. Ещё бы! Разве мог я тогда сравнить штурмана дальнего плавания с каким-то рыбаком! И поразмыслив, решил первым делом познакомиться с внешним обликом этого учебного учреждения, а точнее, с его учебным корпусом. Этим же вечером я пересёк Кремлёвскую площадь, вышел через каменные ворота на улицу и направился в сторону красивого трёхэтажного здания, стоящего в ста метрах от Кремля. Медленно огибая его и внимательно рассматривая, подумал: «А что, учиться в таком дворце заманчиво и интересно. Может, действительно связать свою судьбу с рыбацкой профессией?» Пройдя мимо одноэтажного здания, в котором располагались районная типография и общежитие техникума, минуя хоздвор, я вышел на самый край яра. С этой точки лучше всего был виден Иртыш и прилегающий к нему высокий правый берег, просматривавшийся на несколько километров. «Какая красота! Разве можно сравнить это со всем тем, что раньше видел?» - подумал я. Слева, вдоль здания техникума, рядами росли высокие деревья. Между рядами деревьев проходили пешеходные дорожки, по которым прохаживались несколько молодых пар, тихо разговаривая между собой. Я спустился вниз по склону, сел на удобный травянистый выступ и с интересом стал рассматривать реку, дома на прилегающих к ней улицах, церкви, разбросанные по городу и проходящие мимо корабли. В это время от городской пристани отошёл огромный пассажирский пароход, с которого раздавалась романтичная музыка. По палубам гуляли хорошо одетые пассажиры, а за кормой тянулся след бурлящей воды. «Эх! Как же мне не повезло! Всё шло хорошо, и вдруг произошла осечка!» - тоскливо подумал я. Чтобы вновь не захандрить, перевёл мысли на жизненную волну. «Почему бы мне действительно не поступить в рыбопромышленный техникум? Что я теряю? Проучусь год, а там видно будет. Может, в мореходку переведусь на первый курс. Говорят же люди, что Бог любит троицу. В музыкальное училище не поступил, в мореходку тоже не попал, значит, рыбопромышленный техникум самим Богом мне предназначен», - сделал я вывод и с этой мыслью поднялся на яр, прошёлся по аллее и уже с другой стороны техникума вышел на Кремлёвскую площадь.
На следующий день я и ещё три парня сдали документы в приёмную комиссию рыбопромышленного техникума и стали его студентами. А так как я не разбирался в специфике рыбацкого ремесла, то и будущую специальность выбрал не головой, а наугад. Просто мне её «интригующее» название понравилось: «Ихтиолог-рыбовод по искусственному разведению рыб». Но, как оказалось, этот выбор стал лейтмотивом всей моей дальнейшей жизни.
До начала занятий оставалось ещё десять дней. Вернее, не до занятий, а до выезда в составе студенческого отряда в колхоз на уборку урожая. Поэтому мне очень захотелось съездить домой и порадовать близких и друзей результатами своего «вояжа» в старинный город. Я подсчитал скромные финансовые ресурсы и с радостью понял, что их мне хватит даже для воздушного путешествия на самолёте. Долго не думая, побежал в транспортное агентство, которое располагалось на улице Клары Цеткин, сразу за тюрьмой, и купил авиабилет на следующий день. Закончив с этой процедурой и пообедав, я решил более детально ознакомиться с нагорной частью Тобольска.
Друзья-четверокурсники Василий Долгих и Геннадий Корепанов, 1965г. |
Выйдя из кремлёвских ворот, повернул направо и направился вдоль стадиона, строго на север. В отличие от подгорной части города здания здесь были выстроены, в большей части, из кирпича. Некоторые из них оказались четырёхэтажные. Все постройки, по-видимому, воздвигались уже при Советской власти и выглядели гораздо свежее, чем под горой. Современный кинотеатр, просторный гастроном, большая школа, биофабрика, автобусный парк и мясокомбинат олицетворяли новую эпоху развития города. Дойдя по улице Клары Цеткин до городской окраины, я свернул на параллельную улицу и стал возвращаться в сторону Кремля. Дошёл до Дома пионеров, зашёл в сад Ермака, постоял на самом краю холма, на котором установлен обелиск в честь покорителя Сибири и, налюбовавшись ползущими по Никольскому взвозу машинами и ни с чем не сравнимой красотой природы, вновь вернулся на Красную площадь. Подходя к Софийско-Успенскому собору, увидел, как несколько молодых парней штурмуют колокольню. «Что если и мне попробовать взобраться на неё? Вот будет здорово посмотреть округу с такой высоты!» - подумал я и последовал за ребятами. Сделать это, как оказалось, было нелегко. Отсутствие ступеней на бывшей лестнице и неудобство передвижения требовали больших физических затрат. Минут через двадцать я очутился на площадке колокольни и с восторгом осматривал всё вокруг через проёмы стен. Колоколов не было, и только крюки, на которых они когда-то висели, выпирали из верхнего купола. «Какая красота кругом!» - восхищался я. Отсюда было видно всё: и нагорную часть города, и правый берег Иртыша, и поляны на левой стороне горы, и заливные луга поймы за великой рекой, и тёмные боры хвойного леса в стороне аэропорта. А слева, из-за горы, словно из тумана, появлялся Иртыш, толкающий свои волны вперёд на запад и, на ходу, подобрав воды реки Тобол, резко поворачивал на север, огибая полукольцом подгорную часть города. Проследив путь Иртыша, я сделал для себя ошеломляющий вывод: «Да он же похож на конскую подкову! А она, как говорят старики, приносит счастье людям. Так пусть же подкова, нарисованная рекой, будет моим талисманом!» - загадал я. Ещё ни разу в моей жизни мне не было так хорошо и так спокойно, как в этот волнующий душу и юное сознание момент.
Утром, в восемь часов, я стоял на палубе речного трамвая и ждал отправления. Мне хотелось пораньше приехать в аэропорт и успеть посмотреть на взлетающие и садящиеся самолёты. Я ещё никогда вблизи не видел их, и эта сторона жизни для меня тоже была неизвестной. Путешествие на трамвае по реке принесло не меньше восторга, чем посещение колокольни. Я стоял в самом носу и смотрел вперёд, подставляя утреннему прохладному ветру лицо и свою ещё не окрепшую грудь. Шли мы против течения, поэтому волны ударялись об борт судна и мелкими брызгами, пенясь, разлетались по сторонам. Иногда они долетали до моего лица, принося мне радостные ощущения речной стихии.
Самолёты я видел только высоко в небе, поэтому с повышенным любопытством рассматривал их на земле. В то время в Тобольском аэропорту базировалась малая авиация, состоящая в основном из Ан-2, Ли и Як. Зарегистрировав билет, в составе группы пассажиров численностью в двенадцать человек, я прошёл по полю к поджидающему нас самолёту Ан-2, залез по лесенке в его «брюхо» и сел на лавку, стоящую вдоль борта. Когда командир воздушного корабля запустил двигатель, в салоне стало шумно и всё вокруг завибрировало так, что от дурного предчувствия мне стало не по себе. Последним в самолёт зашёл второй пилот. Закрыв за собой плотно дверь, он проверил, пристёгнуты ли ремни у пассажиров, и удалился в пилотскую кабину. Через минуту мотор заревел сильнее, а вибрация усилилась в несколько раз. У меня заложило уши. Самолёт дёрнулся и медленно побежал по полю. Вырулив на взлётную полосу, он замер на мгновение, а потом резко рванулся вперёд, и вскоре шасси оторвались от земли. Набирая высоту, Ан-2 несколько раз проваливался в воздушные ямы, дополняя эмоции страха новыми ощущениями. Адаптировавшись в обстановке, вначале с опаской, а затем уже с любопытством, я стал через иллюминатор рассматривать землю, медленно выплывающую из-под крыла. «Как красиво смотрится город сверху! Кремль, словно сказочный дворец, уцепившись корнями за край горы, сверкает куполами церквей всеми цветами радуги. И контур речной подковы с высоты ещё чётче вырисовывается! Вон и мой техникум, самое красивое здание, стоящее на горе и выгодно дополняющее общий Кремлёвский ансамбль!» - не переставал восхищаться я Тобольском, в котором мне предстояло не только проучиться больше четырёх лет, но и заложить самый главный камень в фундамент своей дальнейшей судьбы.
Полвека спустя… |
P.S. В 2012 году исполнилась полувековая дата моей первой встречи с городом Тобольском. В человеческой судьбе такой кусок времени является основным и определяющим. Другое дело - город. За пятьдесят лет в его облике тоже происходят какие-то изменения. Будь то в лучшую или в худшую сторону, но состариться так быстро, как человек, он не может. В отличие от своих жителей, у города есть возможность возрождаться, молодеть и расцветать. Несмотря на то, что почти сразу после окончания рыбопромышленного техникума я покинул Тобольск, духовная связь с этим прекрасным городом у меня не прерывалась ни на минуту. Да и родственники и друзья постоянно напоминали мне о тех изменениях, которые бурным потоком ворвались в патриархальную жизнь Тобольска в конце шестидесятых - начале семидесятых годов. И я откровенно радовался этим переменам, дарившим вторую жизнь незаслуженно забытой первой столице сибирского края. Но были и такие события в жизни Тобольска, которые заставляли моё влюблённое в этот город сердце сжиматься и ныть. Я очень тяжело перенёс сообщение о сгоревшем тереме-сказке, в котором располагался драматический театр, и долго сожалел о том, что в восьмидесятые годы рыбопромышленный техникум покинул красивейшее здание, стоящее на краю горы и обозреваемое со всех сторон, и перебрался в неприметные серые корпуса нового города. Эти два известия стали для меня полной неожиданностью и душевной потерей. Но особенно сердце стало ныть тогда, когда в середине девяностых годов я приехал в Тобольск и увидел все негативные последствия новой политической и экономической политики в государстве российском. Тогда мне показалось, что для города, так же как и для всей страны, наступает неминуемый крах. Но, к счастью для всех нас, этого не произошло. За последние пять лет город, особенно его старинная часть, кардинально преобразились в лучшую сторону. А побывав однажды в краеведческом музее, я даже смирился с тем, что «мой» техникум переехал, уступив «боярские хоромы» этому важному для культурной жизни города учреждению.
Последний раз в Тобольске был летом 2014 года. Как будто специально в честь моего приезда погода была умеренно жаркой и сухой. Два дня я бродил по старому Тобольску, испытывая самые нежные чувства к городу своей молодости. Оказавшись в районе пристани и заметив причаливший к берегу паром, решил: «Скатаю-ка на тот берег. А заодно отсниму на видеокамеру нагорную часть и Кремль». Через минут десять самоходный паром приглушённо начал набирать обороты и отходить от причальной стенки. Подождав, когда прекратятся вздрагивания и покачивания палубы, я приступил к съёмке. Передо мной вновь, как и пятьдесят два года назад, предстало сказочной красоты зрелище. На краю обрыва, ближе ко мне стояло здание «моего» техникума, а за ним искрились на солнце купола Кремля. От восторга и ностальгии перехватило горло, а слёзы, не слушаясь, покатились из глаз. «Какая красота! Какая сказка! Она всё ещё крепко держит меня в своих объятиях и не хочет отпускать!» - невольно подумал я. На середине реки перевёл объектив камеры на неё. «И ты, Иртыш, всё такой же, как прежде, великий, могучий и красивый. Сколько же ты воды за своё существование отнёс в Северный Ледовитый океан?!» - вслух произнёс я. И вновь глаза невольно повернулись к краю крутого яра, где стояло здание «моего» техникума. «Ну, здравствуй, альма- матер! Вот и свиделись мы снова! Ничего, что я уже не тот мальчишка, который впервые увидел тебя, и ничего, что не способен ощущать того юношеского трепета и задора, когда вижу тебя. Но я по-прежнему люблю тебя, и по-прежнему ты глубоко сидишь в моей памяти», - шептал я слова признательности. А в это время, перебивая шум двигателя парома, со стороны Кремля послышался мелодичный перезвон колоколов. «Какая красота и идиллия в этом уголке большого Сибирского края! Словно в земном рае находишься», - подумал я.